"Игровые технологии как средство развития творческого воображения младших школьников на уроках физкультуры"
Статья
Автор: Чувилкин Виктор Николаевич, Сатторов Роман Олегович, учителя физической культуры, МБОУ СОШ №1, город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
В раздел начальное образование
Игровые технологии как средство развития творческого воображения
младших школьников на уроках физкультуры
В своде международных прогнозов, где представлено будущее развитие человечества, определены следующие глобальные проблемы: войны, ядерная угроза, голод, болезни, экология, урбанизация, новые виды энергии, озоновые дыры и т.д. Однако на первое место была поставлена проблема образования. Понятие образования сводится к подготовке поколений к самостоятельной жизни в обществе путем передачи им объективных и социальных знаний и умений, накопленных человечеством, и формирования у очередного поколения продуктивного мышления и практических, адекватных действий. Именно образование позволяет современному человеку проявлять интеллектуальную инициативу в создании нового, обеспечивает возможность выходить за пределы ситуативной необходимости, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности. Педагогическая наука предлагает несколько путей модернизации образовательного процесса. Во - первых, разумная интенсификация обучения, связанная с перестройкой традиционных представлений о возрастных интеллектуальных возможностях школьников, изыскание резервов их умственного развития. Во - вторых, предлагаются технологии, способствующие разностороннему развитию учащихся через активную, самостоятельную, творческую деятельность. В основе такой деятельности лежит творческое воображение. Под творческой деятельностью подразумевается такая деятельность человека, которая создает нечто новое. Творческую деятельность, основанную на интегрирующей способности нашего мозга, в психологии характеризуют как воображение или фантазию. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека.
Существенной частью практического опыта человека является расширение и совершенствование опыта двигательной сферы. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого является возможным построение фантазии. Чем богат опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Именно поэтому во всех школьных учебных программах по физической культуре обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам, особенно для учащихся начальной школы, уделяется достаточная доля внимании. Решение этой задачи позволяет существенно пополнить двигательный опыт и, как следствие, увеличить творческую способность воображения учащихся. Таким образом, при формировании прочных основ творческой деятельности необходимо увеличить опыт ребенка. Чем больше он будет видеть, слышать и переживать, чем больше он знает и умеет, чем большим количеством элементов двигательной деятельности он располагает, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Кроме этого, в процессе развития творческого воображения учащихся на уроках физкультуры параллельно повышается мотивация детей к занятиям спортом не только на уроках, но и в свободное от учебы время, что положительно сказывается на здоровье общества в целом. В соответствии с учебной программой осуществляются разработки учебных занятий физкультурой с учетом возрастных и индивидуальных способностей обучающихся. В младшем школьном возрасте главное значение имеет игровая деятельность. Игровые технологии применяются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников. Именно в процессе игры каждый ребенок может проявить себя творчески, суметь посредством воображения решить поставленную учебную задачу. Игра помогает сориентировать личность ребёнка на творчество, сохраняя показатели физического и психического здоровья. Кроме этого, на уроках
физической культуры игра является средством повышения мотивации школьников к занятиям спортом, так как эти же игры ребята могут использовать и вне образовательного процесса. В качестве примера можно привести следующие игры: «Ловля лягушек» (используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с опорными прыжками). Организация: на дистанции 10-12 м отмечают стартовую и финишную линии. В 1,5 м перед стартовой линией размечают вторую такую же. Класс делится на 2 команды, одна из которых становится за стартовой линией и принимает упор присев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5 м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды. Ход игры: по сигналу все участники игры начинают прыжки вперед «лягушкой», отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков – догнать и осалить игроков передней команды, пока те не достигли финишной линии. Затем обе команды возвращаются на старт и меняются местами. Выигрывает команда, поймавшая большее количество «лягушек». «Гусеница» Организация: класс делится на 2 команды, строятся колоннами по одному за стартовой линией. В 10 м перед каждой командой кладется по набивному мячу. Ход игры: по сигналу участники садятся на пол, согнув ноги. Каждый участник захватывает сидящего за ним партнера за голеностопы, и вся колонна, напоминает ползущею гусеницу, поочередно передвигая то ноги, то ягодицы. Передвигаясь, таким образом, доходят до набивного мяча огибают его и также возвращаются обратно. «Поезд» Организация: играют 7 и более человек, нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо - очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Ход игры: водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все
бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом. «Хитрая лиса» Ход игры: дети стоят в кругу, заложив руки за спину. Учитель проходит позади детей и незаметно прикоснувшийся к кому-нибудь из них. Ребенок, к которой прикоснулся учитель, становится "хитрой лисой". Затем учитель выбирает кого-нибудь из играющих и проси, посмотрев на своих товарищей, определить, кто их них хитрая лиса. В случае если ребенок не находит лису с первого раза, все играющие дети громко спрашивают: "Хитрая лиса, ты где?", а затем внимательно следят за лицами своих друзей и пытаются угадать. После трех неудачных попыток лиса говорит: "Я тут!" и пытается поймать кого-нибудь из детей. Поймав 3 - 4 человека, ребята выбирают новую лису. «Лев и коза» Организация: играют 10—20 человек, нужны маски льва и козы, выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. Ход игры: «коза» стоит внутри круга, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара. «Пингвины» (используется в качестве подводящего упражнения для обучения прыжкам в длину). Организация: класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному за стартовой линией. В 15 м от нее устанавливают разворотные стойки. Первые номера берут баскетбольный мяч и зажимают его между ногами. Ход игры: по сигналу первые номера длинными прыжками, удерживая мяч между колен, устремляются к стойке, огибают ее и возвращаются к своим командам, где передают мяч вторым номерам, и т.д. Игрок, потерявший мяч, должен его подобрать, вернуться на то место, где уронил его, и оттуда продолжить движение. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.
Целью таких игр является развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости, сообразительности, воображения. Ведь каждый участник пробует «вжиться в роль», чтобы не подвести команду и показать достойный результат. Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление. В играх, имеющих сюжетную линию, есть возможность для проявления воображения и артистизма, танцевальных навыков. Игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети открыто проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности. Таким образом, игровые технологии воздействуют на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся. В процессе игры дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной, что является неотъемлемым условием развития творческого воображения на уроках физкультуры.
В раздел начальное образование

