Урок доброты "Толерантность" ( 2 класс).
Конспект урока
Автор: Ильина Наталья Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №8, город Ноябрьск, ЯНАО
В раздел начальное образование
Урок доброты «Толерантность» ( 2 класс)
Провела Ильина Наталья Васильевна
Цель:
сформировать у уч-ся представление о толерантности.
Задачи:
- формировать у детей понятие о толерантности; - развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; -воспитывать чувство уважения друг к другу; - способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование и наглядность:
1) карта полушарий; 2) карточки со словами ( толерантный, толерантность, доброта, добрый, добренький, добрейший); 3) листочки в клеточку; 4)иллюстрации с людьми; 5)музыкальные фонограммы.
Ход занятия:
1)Организационный момент.
Дети входят в класс под песню «Улыбка».
2) Вступительная беседа.
- Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»). - Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика). - А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…) - Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек
толерантный.
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да). - Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
3)Мы все разные.
- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля). - Сколько материков на Земле? (6). -Как называется наша страна? ( Россия). - А какой народ живет в России? (Русские, ……….). - Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди). - Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…). - Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты. - А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды.
Легенда североамериканских индейцев.
Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов. - Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции). Давайте послушаем песню о разных языках.
4) Физминутка.
Проводятся упражнения под песню « Если добрый ты».
5) Составление цветка (работа со словами)
- Какое слово повторялось в песне? ( добрый). - Подберите родственные слова к слову добрый (добренький, добрейший, доброта). Доброта – хорошее чувство. А что значит хорошее чувство? ( Внимание, терпение…) - Если человек обладает всеми этими качествами, относится к окружающим именно так, то говорят, что он
толерантный.
6) Психоразгрузка (Проверяем толерантность).
У детей листочки, карандаши красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации.
1)Младший брат сломал игрушку: - ты его постараешься успокоить - ты ударишь его 2)Ты поссорился со своей сестрой: - находишь выход -обижаешься и мстишь 3)Ты недоволен собой: -людей без недостатков не бывает - ты все сваливаешь на других 4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими: - идешь гулять - устраиваешь истерику 5) Саша плохо одет: - это неважно - я подсмеиваюсь над ним - Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?
7)Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций) «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой) - Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)
В раздел начальное образование

