"Эффективный прием развития мыслительных и речевых навыков на уроках русского языка в 4 классе".
статья
Автор: Дурыманова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, МОБУСОШ №9, ст.Советская, Новокубанский район,Краснодарский край
В раздел начальное образование
Эффективный прием развития мыслительных и речевых
навыков на уроках русского языка в 4 классе.
Из опыта. Н.А.Дурыманова, учитель начальных классов,
Краснодарский край.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным! Проблемы выбора эффективных приемов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Фонетический, грамматический, орфографический и другие виды разбора в начальной школе практикуются широко, приемы их проведения разработаны достаточно полно, поэтому они здесь рассматриваться широко не будут. Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их. В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).
Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков: 1.Вопросы причинно-следственного характера. 2.Ответ-рассуждение. 3.Составление плана параграфа учебника. 4.Составление алгоритма к правилу. 5.Выборочный ответ. 6.Сочинение- рассуждение. Кроме названных методов и приемов, формирование развития мыслительных речевых навыков, как известно, способствуют свободные и творческие диктанты, изложения, сочинения-рассуждения и др. Они описаны в методической литературе и широко используются в повседневной учительской практике. Эффективным методом формирования мыслительных навыков является сочинение-рассуждение на материале изучаемой темы по языку. Рассуждение помогает автору сочинения сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. В качестве примера приведу сочинение на тему «Мягкий знак в глаголе в 4-ом классе». Сочинение-рассуждение. План. 1. Разделительный мягкий знак. 2. Мягкий знак после шипящих. 3. Правописание -тся и –ться. Мягкий знак в русском языке употребляется для обозначения мягкости согласных и как разделительный мягкий знак. Например, в слове галька мягкий знак обозначает, что звук [л] здесь мягкий, а в слове колья еще и показывает раздельное произношение мягкого звука [л] и [йа]. Мягкий знак может играть и другую роль. Например, в глаголах идешь, учишься, съешь мягкий знак служит для обозначения 2-го лица единственного числа. Глаголы на – тся и -ться пишутся с мягким знаком, когда стоят в неопределенной форме, например: Клуб будет строиться.
Если же глагол стоит в 3-ем лице, то мягкий знак не пишется: Клуб строится. Мягкий знак имеет очень большую силу в русском языке. Сочинение-рассуждение на тему: «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста). Вступление. Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания? Основная часть. Раньше всех, как утверждают учёные, появилась точка. Это слово образовано от слова «точь», которое этимологически связано с глаголом «ткнуть». В древнерусских текстах точка иногда ставилась не только в конце предложения, но и между словами и даже внутри слов. В наши дни этот знак препинания ставится после повествовательных или побудительных предложений, если в них дополнительно не выражено чувство. Таких предложений в прочитанном нами тексте большинство. Например: (указать номера предложений …). Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в 17-18 веках. Причём известно, что вопросительный знак появился несколько позже, чем восклицательный. В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак. Например: (указать номера предложений …). В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак. Найду в тексте такие предложения. Это (указать номер предложений). Знаки препинания для человека очень важны . Они помогают верно передать смысл предложения и определить его границы .
Подобные примеры могу быть использованы при повторении нескольких тем одновременно. Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе, он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации. Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность. Современный урок- это урок, дающий высокий учебно- воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными. __________________________________________________ 1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф Талызина. - МГУ, (М,1975, с.41-42,147). 2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2000. 3. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка. Начальная школа.-1983.-№4.-С.24. 4. Баранова М.Т. Русский язык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г. 5. Каневский А. О пользе знаков препинания.
Из опыта. Н.А.Дурыманова, учитель начальных классов,
Краснодарский край.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным! Проблемы выбора эффективных приемов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Фонетический, грамматический, орфографический и другие виды разбора в начальной школе практикуются широко, приемы их проведения разработаны достаточно полно, поэтому они здесь рассматриваться широко не будут. Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их. В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).
Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков: 1.Вопросы причинно-следственного характера. 2.Ответ-рассуждение. 3.Составление плана параграфа учебника. 4.Составление алгоритма к правилу. 5.Выборочный ответ. 6.Сочинение- рассуждение. Кроме названных методов и приемов, формирование развития мыслительных речевых навыков, как известно, способствуют свободные и творческие диктанты, изложения, сочинения-рассуждения и др. Они описаны в методической литературе и широко используются в повседневной учительской практике. Эффективным методом формирования мыслительных навыков является сочинение-рассуждение на материале изучаемой темы по языку. Рассуждение помогает автору сочинения сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. В качестве примера приведу сочинение на тему «Мягкий знак в глаголе в 4-ом классе». Сочинение-рассуждение. План. 1. Разделительный мягкий знак. 2. Мягкий знак после шипящих. 3. Правописание -тся и –ться. Мягкий знак в русском языке употребляется для обозначения мягкости согласных и как разделительный мягкий знак. Например, в слове галька мягкий знак обозначает, что звук [л] здесь мягкий, а в слове колья еще и показывает раздельное произношение мягкого звука [л] и [йа]. Мягкий знак может играть и другую роль. Например, в глаголах идешь, учишься, съешь мягкий знак служит для обозначения 2-го лица единственного числа. Глаголы на – тся и -ться пишутся с мягким знаком, когда стоят в неопределенной форме, например: Клуб будет строиться.
Если же глагол стоит в 3-ем лице, то мягкий знак не пишется: Клуб строится. Мягкий знак имеет очень большую силу в русском языке. Сочинение-рассуждение на тему: «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста). Вступление. Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания? Основная часть. Раньше всех, как утверждают учёные, появилась точка. Это слово образовано от слова «точь», которое этимологически связано с глаголом «ткнуть». В древнерусских текстах точка иногда ставилась не только в конце предложения, но и между словами и даже внутри слов. В наши дни этот знак препинания ставится после повествовательных или побудительных предложений, если в них дополнительно не выражено чувство. Таких предложений в прочитанном нами тексте большинство. Например: (указать номера предложений …). Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в 17-18 веках. Причём известно, что вопросительный знак появился несколько позже, чем восклицательный. В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак. Например: (указать номера предложений …). В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак. Найду в тексте такие предложения. Это (указать номер предложений). Знаки препинания для человека очень важны . Они помогают верно передать смысл предложения и определить его границы .
Подобные примеры могу быть использованы при повторении нескольких тем одновременно. Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе, он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации. Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность. Современный урок- это урок, дающий высокий учебно- воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными. __________________________________________________ 1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф Талызина. - МГУ, (М,1975, с.41-42,147). 2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2000. 3. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка. Начальная школа.-1983.-№4.-С.24. 4. Баранова М.Т. Русский язык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г. 5. Каневский А. О пользе знаков препинания.
В раздел начальное образование