Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Берегите лес"

конспект урока

Автор: Глебова Ольга Валентиновна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №19, г. Мичуринск, Тамбовская область



В раздел начальное образование



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мичуринск. Тамбовская область Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе подготовила учитель начальных классов Глебова Ольга Валентиновна 2016 год 1

Тема урока «Берегите лес»

Задачи:
1. Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей, представления об охране леса. 2. Развивать мышление, речь, внимание. 3. Воспитать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока

I.

Организационный момент
Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.
Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то

обязательно добьемся успеха.

II.

Актуализация ранее изученного
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Но сначала проверим, как вы знаете пройденный материал.
Задание №1
Сейчас вы будете работать в группах для этого те, кто сидят за 1 и 3 партами развернутся к сидящим сзади. У вас на партах есть конверт с №1 это 1 задание вам нужно выбрать в зависимости от названия места его обитателей и растения наклейте их на листок и результат вашей работы вывесьте на доске.
Задание №2
отгадайте кроссворд и прочитайте слова в выделенной строке. Какие слова вам удалось прочитать? /Слайд 1/
III.

Изучение нового материала
/Слайд2/ «Берегите лес» Это тема нашего урока.
Сегодня будем рассуждать,

Спорить и доказывать,

Лес мы будем защищать

И всё о нём рассказывать.

Постановка цели урока.

Сегодня нам предстоит узнать, зачем нам нужен лес, что угрожает лесу, и

как мы можем ему помочь.
2

/Слайд 5/ Лес — это “кислородный цех
”, “легкие планеты”, “зеленое золото”. Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Огромна роль леса в круговороте воды в природе. “
Лес и вода — брат и сестра
”, — говорит народная пословица. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
/Слайд 6/

В
крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки. Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.
/Слайд 7/
У. - Чем является лес для животных? Д. – Лес – это дом для растений, животных, грибов. Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
/Слайд 8/
Когда на сердце Неспокойно станет, Когда не в силах Совладать с собою, Побудь в лесу, на Солнечной поляне, И все печали снимет как рукой. У. – Прогулки в лес оказывают благоприятное воздействие на наш организм. В лесу легко дышится, лучше становится аппетит, спокойней сон.
Лес — источник чистой воды и пищи.
Лес — необходимая среда для произрастания ягод и грибов. Многие растения, растущие в лесу, с давних пор используются в народной медицине.
Лес – источник лекарственных растений.

/Слайд 9/

Лес — источник древесины..
Ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без использования древесины. Для изготовления чего люди используют древесину? (дома, бумага, мебель и др.)
Первичное закрепление материала.
Для чего нужен лес? Какое он имеет значение в природе и жизни человека? 3

— Что нового вы узнали о значении леса?
 Зачем нужен лес?  Почему леса называют “легкими планеты”, защитниками водоемов и почв?  Что дает лес человеку?  Может ли человек обойтись без леса?  Какое он имеет значение?
/Слайд 10/

Значение леса
Защитник воздуха, водоемов, почв Лес Дом для растений, животных, грибов Место для отдыха человека Источник ягод, грибов, орехов, лекарственных растений Источник древесины - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Действительно человек бывает, несправедлив по отношению к лесу и причиняет своими действиями ему много бед.
/Слайд 11/
А теперь мы с вами поговорим о том, что может погубить лес. - Послушайте стихотворение Н.Некрасова: Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько здесь было красивых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились, Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и в лес убежал. У – О какой беде экологической проблеме здесь идет речь? Д. – Как вырубали лес, как убегают звери У. – Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности. 4

/Слайд 12 переход по гиперссылке/
Послушайте песню Звучит песня «Просьба» (слова Р.Рождественского, музыка А.Пахмутовой) У. – Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? Д. – Проблему убийства животных. У. – Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. Только это было необходимо для выживания людей, и убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.
У
В Красную книгу Тамбовской области внесены: 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих, 187 насекомых, 13 видов рыб.
/Слайд 13/
У.- Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. - Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида. У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. У. – Какая беда появилась у леса? Д. – Загрязнение леса. У. – Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Задумайся! Чтобы в природной среде разложилась бумага, потребуется от 2х до 10 лет 5
Железо -200, пакеты -300, стекло более 1000 лет Вспомните об этом прежде чем бросить в лесу мусор.
/Слайд 14/
Есть еще самая страшная беда для леса, посмотрим сценку. Бабочка. Ах, спасите, помогите! Одичала ребятня, Все хотят поймать меня, Прячьтесь, милые цветочки, Вас они, примчась, сорвут. Одуванчик. Эти шумные детишки Много бед нам принесут. Может, всё же обойдётся, Нам удача улыбнётся, В лес детишки не пойдут И поляну не найдут. Бабочка. Лучше спрячемся пока! Страшновато мне слегка. 1 мальчик Мой корабль совсем размок Он же из газеты, Какой в нём будет прок? 2 мальчик Нужно немного его подсушить, Чтобы до речки смог он доплыть. 1 мальчик Нужны для костра сухие дрова. 2 мальчик Может, сгодится сухая трава? 1 мальчик Лучше давай этот пень подожжём: Старый, трухлявый – пользы нет в нём. 2 мальчик Плохо горит, наверно сырой. 6
1 мальчик Брось ты его! Пора нам домой! Бабочка. Ах, огонь идёт ко мне! Одуванчик. По земле огонь ползёт! Бабочка Кто же нас теперь спасёт? Под листвой подружки спят! Всё в огне горит подряд. Гибнут всходы, семена… Помоги нам всем, Весна! Одуванчик. Ручеёк, ручеёк, Дети подожгли пенёк! Капельки, спасите, Огонь вы потушите! У.- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? Д. – Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
/Слайд 15/
—Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. Недаром говорят: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”. Пройдут годы, прежде чем на пожарище вырастет новый лес. Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или и детская шалость.  О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара? Д. – Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.
IV. Первичное закрепление

/Слайд16/
Беды леса – экологические проблемы. Теперь мы знаем, какие беды могут возникнуть по вине человека, и постараемся не причинить вреда природе. Когда отправимся в лес на прогулку.
/Слайд17/
Вам хочется отправиться на прогулку в лес? Для этого вам предстоит ознакомиться с правилами поведения в лесу на странице учебника 51. 7
А теперь разомнемся и в путь!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Прогулка наша будет заочной Внимание на экран. С чем и с кем мы встретимся, вы сейчас узнаете.

Объясните, какие ошибки допустили дети? Какие правила, они нарушили? Как бы поступили вы?
V. Закрепление
Молодцы! А сейчас проверим, насколько хорошо вы все запомнили. Вам предстоит поработать в парах, ответить на вопросы теста, подчеркните правильный ответ или ответы, если правильных будет несколько.
/Слайд18,19 ТЕСТ/
Проверка теста
/Слайд20,21/

Рефлексия. /Слайд 22/
Посмотрите на доску. Что вы видите? Да это луг. Чтобы луг стал лесом нужно посадить деревья, что мы сейчас и сделаем. На краю парты у вас есть деревца. Если вам было все понятно, и вы легло, справились со всеми заданиями, выберите большое деревце и прикрепите на плакат, если вы затруднялись, но сами справились с заданиями, прикрепите среднее деревце, если вы затруднялись, и вам нужна была помощь товарищей, прикрепите маленькое деревце. Посмотрим, что у нас получилось. Что еще нужно для того чтобы на нашем плакате был «настоящий» лес. Конечно же, в лесу должны быть не только растения, но и его обитатели. (Прикрепляем картинки животных). Мы уже знаем, что лес нуждается в защите и этим плакатом напомним об этом другим людям. Чего не хватает на нашем плакате (Надписи). И еще мы поместим на плакате запрещающие знаки. Что мы запретим делать в лесу? (Включать громко музыку, выбрасывать мусор, разводить костры, запретим охоту на животных). Раз у нас есть ребята, которые нуждаются в помощи, то ребята с удовольствием ее окажут и расскажут стихи о правилах поведении в лесу Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай 8
Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, бегать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверёк, Будь то белка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба – Скажет: “Ты – мой друг! Спасибо!” Перед вами глобус - модель нашей планеты. Воды на планете значительно больше, чем суши. И чтобы все – и люди, и растения, и животные – жили комфортно, надо беречь лес. Ведь это лёгкие нашей планеты. И сохраняя лес, мы сохраняем и планету, на которой живём. Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой, И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: Я сберегу вас, сберегу! Так давайте всё делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли цветы. И в лес будем ходить только с добром. 9

/Слайд24/
Будем беречь нашу планету, будем друзьями леса.
Выставление оценок. Домашнее задание. /Слайд24/
Оценки за урок (кому, за что) Д/з - стр. 50-51 пересказ, Тетрадь стр. 53. разгадав кроссворд, вы вспомните, какие дары нам дает лес. И нарисуете плакат на тему «Берегите лес от пожара!» 10


В раздел начальное образование