"Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
статья
Автор: Буцык Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ с.Большой Куганак, село Большой Куганак, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан
В раздел начальное образование
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы
является развитие у детей индивидуальных способностей, основных
компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на
практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в
будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение
современных педагогических технологий в образовательном процессе,
позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать
творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами,
активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно
отнести и игровые.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего
школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра
для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
В педагогической науке игра (игровая деятельность, игровые формы,
приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ
обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и
нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории
и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются
многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер,
Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной,
Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех
исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась
структура игрового процесса, основные формы и методы руководства
дидактическими играми.
Рассмотрим фрагмент урока с применением дидактических игр.
Урок математики 2 класс.
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.
Цели: 1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел
без перехода через десяток в пределах 100. 2. Развивать умение решать задачи
изученных видов, навыки логического мышления. 3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания. Оборудование: рисунки с изображением Иван – Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы. 1. Устный счёт. В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван- Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем выполнив первое задание. 1) Найдите “лишнее” число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернём карточки. Что получилось? 35, 73, 33, 40, 13, 23. 73 35 33 23 13 К О Щ Е Й Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея. 2) Индивидуальное задание у доски(3 человека). 38+2 65+5 28+2 46-4 87-3 39-6 46+40 87+10 39+30 82+8 56+6 76+4 100-20 50+30 90-40 75-5 91-90 83-3 59-30 36-2 49-3 59-3 36-20 49-30 Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию). 3) “Лабиринт”.
4) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану? В педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста, в частности на уроке математики.
изученных видов, навыки логического мышления. 3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания. Оборудование: рисунки с изображением Иван – Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы. 1. Устный счёт. В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван- Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем выполнив первое задание. 1) Найдите “лишнее” число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернём карточки. Что получилось? 35, 73, 33, 40, 13, 23. 73 35 33 23 13 К О Щ Е Й Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея. 2) Индивидуальное задание у доски(3 человека). 38+2 65+5 28+2 46-4 87-3 39-6 46+40 87+10 39+30 82+8 56+6 76+4 100-20 50+30 90-40 75-5 91-90 83-3 59-30 36-2 49-3 59-3 36-20 49-30 Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию). 3) “Лабиринт”.
4) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану? В педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста, в частности на уроке математики.
В раздел начальное образование