"Наследие Байкала"
проект
Автор: Хангалова Лилия Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ Закулейская средняя школа, с.Закулей Иркутская область
В раздел начальное образование
Познавательный проект «Наследие Байкала»
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами начального образования. Музейная педагогика характерна своей образовательной функцией. В нашей школе успешно внедряются и используется различные образовательные технологии. В частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в школе». Паспорт проекта 1 . Тема: «Наследие Байкала» 2. Тип проекта: познавательный 3. Признак проекта: культуроведеческий, экологический 4. По характеру контактов: дети, педагоги, родители 1 класса, педагоги ЦРР, сотрудники этнографического музея и др. 5. По количеству участников: класс 6. По продолжительности: средней продолжительности (от недели до месяца); 7. Предмет изучения – животный и растительный мир Иркутской области и элементы этнической культуры народов Иркутской области в музейном представлении. . Актуальность В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами начального образования. Музейная педагогика характерна своей образовательной функцией. В нашей школе успешно внедряются и используется различные образовательные технологии. В частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в школе». Иркутск – уникальный город по своей природе и историческим событиям. Имеется краеведческий музей. Но часто ли дети бывают там? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музеи. Причины самые разные, но чаще родителям кажется, что детям школьного возраста посещать подобные места еще рано. Для привлечения внимания и интереса к музеям педагогами ЦРР были созданы игровые центры. Это краеведческие уголки, посвященные животному, растительному миру Байкала, традициям и быту бурятского и русского народов. К созданию мини-музеев пришли неслучайно. Тематические выставки,
направленные на ознакомление с родным краем и его особенностями, систематически проводятся для школьных групп с учетом возрастных особенностей. Посредством наглядно созданных музейных экспозиций педагоги школы стараются привить чувство любви к родному краю. Применительно к школьному возрасту можно констатировать то факт, что этнокультурная образованность детей – результат этнокультурной образовательной стратегии педагогов школы. Этническая принадлежность ребенка (представления о мире, конкретная языковая и социокультурная действительность, отношение к людям) формируется в течение 6 – 8 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко) Противоречия между возросшими требованиями к качеству школьного образования, введением в содержание образовательного процесса ФГОС школьного образования, к личности педагога как активного и творческого субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему. В целях разрешения возникшего противоречия нами была выбрана проектная деятельность педагога, детей и родителей в качестве программно-методического, практического и организационного обеспечения образовательного процесса в школе. В классе разработан проект «Уголки родного края», по формированию духовно-нравственных ценностей школьников через ознакомление с традициями и обычаями родного края посредством созданных мини-музеев «Животный мир Байкала, «Растительный мир Байкала», «Русская изба», «Бурятская юрта». Основные направления проекта: - Национально-региональный компонент; - Коммуникативно-личностное развитие; - Познавательно-речевое развитие. Цель проекта – реализация национально-регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников через построение социально- культурной образовательной среды посредством мини-музеев ЦРР. : Задачи : Образовательные - выяснить представления детей о родном крае; - дать представления о природе Байкала, познакомить с его растительным и животным миром; - разработать перспективный план, конспекты занятий, игр с детьми с использованием мини-музеев;
- познакомить с традициями и бытом бурятского и русского народов. - поддерживать естественный интерес ребенка к родному краю; - обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея; : Развивающие - развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в краеведческих мини-музеях; - развивать мотивацию на сохранение культурного наследия родного края; : Воспитательные -воспитывать эмоциональное отношение к природе озера Байкал, традициям народов Иркутской области; -воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять. Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию. : Ожидаемые результаты - участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни школы; - формирование эколого-краеведческого мышления; - приобщить причастность к своему родному краю; - систематизировать материал по ознакомлению детей с растительным и животным миром Байкала; разработан цикл мероприятий, викторин, развлечений, досугов о Байкале; - повысить уровень знаний детей о традициях и быта бурятского и русского народов. - сформировать новые положительные эмоции и чувства у детей с помощью игр с экспонатами музеев. : План действий 1.Постановка цели; 2.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; 3.Организация развивающей, познавательной, предметной среды; 4.Определение направлений познавательной практической деятельности; 5.Организация совместной творческой познавательной практической деятельности с педагогами, родителями и детьми, с этнографическим музеем;
6.Работа над частями проекта, его коррекция. : Этапы реализации проекта 1. : Организационный – создание и оформление экологических и краеведческих игровых центров, посвященных каждый определенной теме: «Растительный мир Иркутской области», «Животный мир Иркутской области», «Бурятская юрта», «Русская изба»; - подбор материала, изготовление экспонатов музеев; - сбор и анализ литературы; - подбор сюжетно-ролевых игр; - подбор наглядного и дидактического материала; - разработка плана реализации проекта. 2. : Деятельностный – работа по перспективному планированию; - проведение занятий с посещением мини-музеев ЦРР; – взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта. 3. : Заключительный - оформление презентации проекта «Наследие Байкала»; - выставка продуктивной деятельности детей; - итоговой урок «Экскурсия по мини-музеям » - Перспективно тематическое планирование Месяц Совместная деятельность взрослого и ребенка Работа с родителями Сентябрь 1.Рассматривание альбомов «Иркутская область», «Священный Байкал», общегеографической карты Иркутской области , города Иркутск. 2. Интегрированное урок «Родной край», Государственный флаг, герб, гимн Иркутской области. 3. Художественное творчество «Флаг Иркутской области». 4. Заучивание Государственного гимна Иркутской области «О родной земле» Г.Атутова. 5. Чтение бурятских и русских сказок «Омулевая бочка», «» и т.д. Игровая: Подвижная игра «Юрта» «Тирмэ»; Привлечение родителей к оформлению центров «Мини-музея».
Октябрь 1.Рассматривание альбома, открыток на тему «Бурятская юрта». 2. Беседа «Жилье и быт бурятского народа» (Посещение мини-музея «Бурятская юрта»); 3.Чтение стихотворений, пословиц и поговорок 4. Рисование «Дом, в котором я живу». Коллективная работа по изготовлению домашней утвари бурятской юрты. Ноябрь 1.Познавательная беседа «Красная книга Иркутской области». 2. Чтение стихов, сказок и легенд. 3. Знакомство с растительным миром Иркутской области (Посещение мини- музея «Растительный мир Байкала»). Декабрь 1.Рассматривание альбома, открыток на тему «Русская изба». 2. Беседа «Жилье и быт русского народа» (посещение мини-музея «Русская изба») 3.Чтение стихотворений, народных пословиц и поговорок 4. Рисование «Дом, в котором я живу» Организация семейной гостиной. Январь 1 . Бурятские имена. Что они означают? 2. Рассматривание открыток, картин «Национальные костюмы народов Иркутской области» 3. Рисование «Женщина в национальном платье» (дэгэлы), русские национальные костюмы (сарафаны, косоворотки); 4. Чтение бурятской сказки «Саhаан шандаган хоер»; 4. Подвижная игра «Бэлэг», «Одень куклу». Оформление выставки кукол в национальных костюмах Работа с родителями (ознакомление с произведениями бурятских авторов) Февраль 1. Беседа «Народный праздник Сагаалган или Новый год по лунному календарю». 2. Заучивание песни «Сагаалган». 3. Чтение бурятской народной сказки «Медведь» 4 Игра - лодыжки «Шагай» (кости). Привлечение родителей к организации праздника «Сагаалган». Март Знакомство с творчеством бурятских художников 2. Бурятские узоры, орнамент. 3. Лепка, тестопластика «Бурятские узоры». 4. Игра «Прятанье колечка» (бэhэлиг нюулга) 4. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок» (Зун. утахн, зангилаа) Подбор материала к созданию альбома «памятники города…», посвященные достопримечательностям города Иркутск. Апрель 1.Познавательная беседа «Животный мир».
2. Чтение стихов, сказок и легенд. 3. Знакомство с животным миром Иркутской области (Посещение мини- музея «Животный мир Байкала») 3.Экскурсия в «Музей Природы». Досуг для детей и родителей «Путешествие в солнечный город» Май 1. Рассматривание открыток о Байкале. 2. Урок «Байкал – уникальное творение природы» 3.Чтение «Легенда о Байкале и его дочери Ангаре» 4 Игра – путешествие «Кто быстрее дойдет до Байкала» Праздник «Дорогая моя столица» Оформление выставки с использованием Байкальских камней. : Использование результатов Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагоги, узких специалистов ЦРР, детей и родителей, сотрудников музея, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей познавательной деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование навыков коммуникативного общения. В результате работы дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость. Уроки в мини-музеях позволяют детям реализовать свои познавательные потребности и творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий из уже разработанных мероприятий и уроков, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей. Образовательное пространство некоторых уроков и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с музеями района. Данная работа
позволила вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а, главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть познавательный потенциал. Педагогический смысл заключается в том, что она помогает воспитать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, работать в коллективе. : Форма презентации демонстрация реализации проекта «Наследие Байкала» с детьми с помощью мультимедийного оборудования и его результатов.
В раздел начальное образование