Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Смысловое чтение"

Статья

Автор: Шукюрова Елена Алексеевна, учитель начальных классов, Моу СОШ № 34, Комсомольск- на - Амуре



В раздел начальное образование



Учитель начальных классов МОУ СОШ № 34 г.Комсомольск на Амуре Шукюрова Елена Алексеевна Смысловое чтение Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов начального образования звучит так:
«овладение навыками смыслового чтения текстов

различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах»
, а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как
«смысловое чтение»
.
Чтение – это многофункциональный процесс.
С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно- нравственную позицию человека. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.
Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая фаза (предчтение)
— это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая фаза (чтение)
— это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья фаза (постчтение)
- это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Стратегии чтения:
Путь и программа действий чтеца называются
стратегией чтения
. В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность. Варианты работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
Стратегия № 1. Направленное чтение
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе. 1. Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. 2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах. 3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. 4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе. 5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.
сентябрь школа учителя цветы астры звонок первый линейка уроки праздник громкий
Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
Стратегия № 4. Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, .напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Стратегия № 6. Сенкан.
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста. Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк, в котором синтезирована основная информация. Структура сенкана. Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы).
Примеры наиболее распространенных стратегий.
Предчтение (ориентировочный этап): Ориентиры предвосхищения содержания. Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления.
Алфавит за круглым столом. Чтение (исполнительный этап): Следуйте за персонажем книги. Путешествие по главе книги. Чтение с пометками (SMART, INSERT). Чтение с вопросами. Чтение с остановками Карта осмысления и запоминания событий. Тайм-аут! (паузы для сохранения информации). Постчтение (рефлексивно- оценивающий) этап, Карта типа текста. Паутина обсуждения. Пирамида фактов. Где ответ? Паутина обсуждения. Пирамида фактов. Где ответ? Карта межпредметных связей. Сводные таблицы. Граф-схема текста. Различные вопросы к тексту. Аннотация – реферат – пересказ. Взаимовопросы. Синквейн.
Уровни сформированности навыка смыслового чтения
Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.
Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:  содержать материал, знакомый учащимся;  исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;  иметь несложную структуру. Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического харак- тера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно- следственного характера (1, 2 балла). Навык грамотной устной речи:  пересказ по наводящим вопросам (0 баллов);  пересказ по плану, опорной схеме (1 балл);  самостоятельный пересказ текста (2 балла). Умение работать со "свернутой" информацией:  обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 бал- лов);  видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл);  умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2 балла). Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроке. Список литературы 1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.,1993 2. Андреев О.А. «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение, 1991г. 3. «Большой справочник. Начальная школа».- М.: «Олимп», 2000г.
4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18 5. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М., 1993. 6. Панченко Т.В. БОУ г Омск Гимназия №9


В раздел начальное образование