Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитывать детей надо с раннего возраста.Христианское воспитание"

доклад

Автор: Гордеева Юлия Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ "Шеметовская СОШ", Город Сергиев Посад,Московская область



В раздел начальное образование



Понимая свою ответственность перед народом, перед отечеством, родители стремятся стать сознательными воспитателями своих детей. Но надо помнить, что воспитание - не механическое ремесло, допускающее всегда применение одних и тех же приемов и методов. Для правильного воспитания недостаточны опыт и советы других, как бы они ни были хороши. Правильный путь нужно уметь находить собственным вдумчивым отношением, настойчивым размышлением. Воспитание детей - большое и сложное дело. И начинать его нужно с первых дней жизни ребенка. Некоторые считают, вырастут дети, тогда и займусь его воспитанием. Но ведь воспитание начинается с самого момента его проявления. Знают ли матери, что характер ребенка формируется очень рано? Даже самые первые впечатления оставляют вполне определённый след в мозгу ребенка. Условия, в которых ребенок живёт, отношения, складывающиеся между его воспитателями, - все находит в нем отклик, воспринимается и влияет на характер. В отличие от общества семья общается с ребёнком каждодневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются основы нравственности, терпимости, духовности ребёнка. В семье начинает формироваться личность ребёнка, семейное воспитание оказывается основы нравственности, терпимости, духовности ребёнка. В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья, с одной стороны, предстаёт как самостоятельная и в некоторых случаях достаточно закрытая общественная единица, а с другой, являясь компонентом социальной воспитательной системы, тесно связана с педагогическими общественными институтами . От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей. Не вызывает сомнение тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой- Безусловно, нежеланием родителей активно занимается воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьёзно к их маленькой ,но очень важной жизни. Главные основы воспитания ,-говорил замечательный советский педагог А.С.Макаренко,- закладываются до пяти лет ,и то ,что вы
сделали до пяти лет ,-это девяносто процентов всего воспитательного процесса ,а затем воспитание человека ,обработка его продолжаются ,но а общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет. Воспитание детей - важное и ответственное дело. Однако желание правильно воспитывать ребенка мало - нужны знание, терпение, настойчивость. И прежде всего надо помнить, что воспитание ребенка следует начинать с первых дней и что раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том , что никто, кроме самых близких для него в семье людей 5- матери , отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его как и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья-это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную ,долговременную и важную роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к проявлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.»Отцы и матери! Одни без детей вы спастись не можете- и это надо помнить! -говорит Алхимадрит Иоанн (Крестьянкин).Что мы можем ждать от детей, если забота о них будет ограничиваться только стремлением обуть и одеть их ?А кто сделает остальное? Улица? Школа? Нельзя забывать и то, что слова чужого человека ,даже и благонамеренно, действуют на ум ребенка, слово же матери касается непосредственно его сердечка, а слово и пример отца дают чаду силу и энэргию к воплощению .Так примером нашим и трудом должно
нам воспитывать чад наших, жить по совести, жить по правде .Помните свою ответственность и слова святых мужей:»Малое деревце, куда наклонишь, туда и будет расти. Новый сосуд будет издавать тот запах, каким вы его напитаете, вливая в него смрадную жидкость, или ароматную и чистую. »Воспитать ребенка с раннего детства по силам каждому отцу и каждой матери ; куда труднее устранять укоренившиеся недостатки в характере. У некоторых, даже по - своему благочестивых и добрых родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным характером. Одной из главной причин надо видеть в самих родителях . Многие родители часто бывают беспечны к нравственному воспитанию детей, что говорить о религиозном воспитании…или до того ослепляются неосмысленною любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть плохого и бывает глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушая истины и добрых советов. Некоторые родители, особенно молодые, смотрят на своего ребенка, как на игрушку, куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют, шалят с ним, берегут от простуды и пр., разрешают ему бегать, делать, то что хочет, смотреть бесполезные мультики, играть в ужасные игры в компьютере, лишь бы не беспокоить их свои воем и плачем. Так, например, маленький ребенок знает и замечает, что своим плачем и капризами он может достичь того, чего хочет и кричит до тех пор, пока не получит желаемого, становлясь своевольным, капризным ребенком. И долго они замечают, что их «ангел» В сущности- упрямое,капризное,своенравное,необузданное,жадное,алчное,злое дитя »Да ведь это ребенок!»-оправдывают родителя балованного ребенка. Такими суждениями оправдываются все пороки ребенка .Да, это- дети ,но какие? Дает ли детский или юношеский возраст право на зло? И разумно ли оставлять без внимания злой поступок только потому, что это ребенок ? Когда в дому пожар, то заметивший не восклицает, что это только огонёк, он изо всех сил просит о помощи. Неужели можно спокойно смотреть на наших детей, в которых уже есть огонёк страстей, угрожающий им погибелью? Когда же детские пороки становятся невыносимыми уже для самих родителей, вот только тогда они начинают подумывать об исправлении своего чада, но бывает уже слишком поздно, деревце стало слишком велико.»Ты жалуешься на необузданность своего сына, говорит Иоанн Златоуст? Ты легко мог обуздать его, когда он был очень юн, научить его порядку, приучить к обязанностям , воспитывать добродетель. Когда нива сердца была более способна к удобрению, тогда ты мог всё для него сделать
и повырывать всё плохое, ещё не сильно укоренившееся!».Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток и он показывается наружу. Так и с ребенком, которое является в свет, как зерно, умеющее постепенно расти и расти. Известно, что никогда природа человеческая не развивается так быстро, как в детском возрасте, но никогда также столько не нуждается в заботливом попечении и уходе, как в первые годы своей жизни. Уже телесный рост идет быстро и сильно, а духовный ещё быстрее. Замечайте склонности своего ребенка и что найдете в нем нехорошего, вырывайте добра воспитанием всё недоброе. Садовник своевременно срезает на дереве дикие побеги, тоже должны делать и родители со своими детьми. Сердце ребенка можно сравнивать с садом, а родителя с садовником, который с раннего возраста бережет свой сад. Бог, сотворивший женщину, создал её, как помощницу. У неё есть великое назначение-деторождение и воспитание детей. На родителях, прежде всего на матери, лежит ответственность и святейшая обязанность - вырастить ребенка и дать ему воспитание. Эта обязанность - тяжелейший долг женщины. Эта задача занимает первое место и это её первое призвание перед основной работой. В результате равенства женщин и мужчин во всех областях умственного и физического труда, воспитание детей находиться в плачевном состоянии. Кто же воспитывает детей, пока оба родителя работают? Няни нет, бабушки не близко…А такая семья, в которой некому заниматься детьми, не составляет единого целого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве., Святой Иоанн златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают своих детей: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей, беззаконие детоубийц, ибо, детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в гиену огненную». Тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится о воспитании детей » .Как же должно воспитывать детей? Многие родители ставят перед собой цель - воспитывать в ребенке умственные, физические способности, привить им навыки труда. главной задачей в воспитании - привить ребенку такие качества, как милосердие, доброта, самопожертвование, кротость, исполнительность , патриоты Зм и др. нравственные качества. Как это сделать? Прежде всего, примером, так дети воспитываются примером своих родителей. Всякое педагогическое
искусство- ничто, пустота, по сравнению с тес примером, который видят дети в своих родителях. Дети легко подражают тому, что они видят в семье. Никогда родители не должны унижать друг друга и подрывать авторитет. Отец и мать должны уважительно относиться друг к другу, никогда они не должны ругаться, тем более переходить на сквернословие и драки. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Если взрослые между собой резки, грубы, если они несдержанны в обращении с ребенком, то дети все это перенимают. Никогда в такой семье не будет послушание и смирения. У всех членов семьи в отношении ребенка должна быть единая линия поведение. Запрещение должно делаться в строгой и категорической форме, нельзя вступать в пререкания с ребенком. Помимо запрещения, нужно использовать порицание. Хорошим приемом является отвлечение ребенка от чего - либо запрещенного. Помогая ребенку заняться чем-нибудь интересным, взрослый тем самым легко переключает его и отвлекает от шалостей. Совершенно недопустимо запугивать детей и тем более бить их. Все это угнетает ребенка, вызывает страх и возбуждает его нервную систему. родителях, которые не учат детей своих доброте, а поощряют дурные свойства, страсти и нечестие» Ведь вы, как будто намеренно стараясь Погубить детей, приказываете делать им только то, что делая, невозможно спастись. Горе - смеющимся , а вы подаете детям множество поводов к смеху, горе -богатым , а вы только и стараетесь, чтоб они разбогатели, Если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, а вы даже попрекаете детей, когда они не отомстили обидчикам. Христос сказал ,что любящие славу - постятся ли, молятся ли ,дают ли милостыню-все это делают без пользы ,а вы только стараетесь о том ,чтобы ваши дети получили славу. Научите своего ребенка быть изначально послушным. Нет нужды говорить о величайшей важности послушание детей в жизни людей. Можно даже сказать -кому удалось воспитать своих детей послушными , тот исполнил свою обязанность, разрешил свою родительскую задачу. Послушание-это
такое «растение»,которое может расти и созревать не во всяком доме. Это растение созревает лишь там ,где почва для него благодатна. В семьях, где господствует дух вольномыслия, неуважения к законам Божьим и человеческим, навряд ли взойдёт росток. Кто хочет воспитать детей послушными, тот сам должен уважать признанный авторитет, всякую власть и закон. Если отец мой не признает никаких заповедей, то и мне нечего прислушиваться и доверять церкви. И логика на стороне ребенка! Послушание-это в своем роде подчинение воли чужой. Но чтобы подчинять свою волю другому, надо иметь расположение человека и уважение к тому ,перед кем склоняется твоя воля, надо его любить, чтоб следовать за ним, Бог дал нам эту душевную силу, чтоб мы могли и хотели делать добро, ненавидели зло. Виноградная лоза приносит благородные с сладкие плоды, но не тогда, когда дают ей расти, как она хочет, но когда её обрезают и привязывают к жерди. Что в виноградной лозе привязывание и обрезание, то производит дисциплина и обуздывание своенравия и упорств в детях, чтобы оно приносило сладкие плоды послушания. Не допускайте в детях с малых лет упорства, если хотите, чтоб они были послушны. Не все их желания надо исполнять. Не обращайте внимания на капризы, один раз поддавшись, показывая свою слабость, будет и впредь рабом своему ребенку , и его своенравие будет господствовать над родителем. Не всё давайте им, чего бы им хотелось, напротив, приучайте к самоограничению , воздержанности и умеренности. Желая сломить своенравие и упорство, родители должны действовать согласно между собой, нельзя, чтоб дети приказывали родителям или старшим братьям и сестрам, они должны просить, а не приказывать. Воспитывайте детей так, чтоб они знали: сказано -надо тот час сделать. Требуйте от детей скорого и пунктуального послушания, приучайте всё делать по первому слову, твердо настаивайте на исполнении того, что вами приказано. Так можно сломить своенравие и образованность сильную, на добро направленную, волю, послушанную родителям. Чтоб дети были послушаны, доказывайте им свою любовь. Но не ту любовь обезьян, которые изнеживают свое дитя, готовы сладостями закормить свое чадо, но сердечную, разумную любовь, там оно оказывает послушание не из-за страха, а из-за любви. Не будьте никогда равнодушны к радостям и горю ребенка. Не показывайте никогда, что такая либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика. Доставляйте своим детям радость, небольшие удовольствия. Пусть это будет не так часто, но с
огромной любовью и трепетом. Привлекайте к себе сердце детей доверчивостью и искренностью обращения с ними. ребенок всегда должен доверять в добром, пока нет оснований убедится в противном. Подозрение и доверие огорчает и убивает всякую любовь Не усиливайте заслуженных детьми наказаний презрительными насмешками и язвительными замечаниями, это ожесточает сердце и убивает всякую любовь. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно ,любя, тогда дети почувствуют эту любовь ,они почувствуют, что заслуживают этого наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит. Нельзя оставлять безнаказанными проступки детей, им будет казаться, что всё допустимо. Тихон Задонский сказал:»Юные ненаказанные и в возраст пришедши суть как кони необученные и сверепствующие . Посему, люби своих детей и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Впрочем, умеренность, нужна во всем.».Должны мы все помнить о том, что многие родители делают ошибку, они влюблены в своих детей, любуются ими ,всё прощая, никогда не наказывая .О таких сказал премудрый Соломон:»Лелей дитя, и оно устрашит тебя.»Воспитывая детей, надо уберегать их от всего нечистого, дурного. В наше время , даже в дневных эфирах, много грязных сцен ,нецензурных выражений дети, как губка, впитывают в себя все нечистоты телевидения. В интернете можно самому найти всё запретное и смотреть, пока нет родителей дома. Поэтому взрослые должны помнить об этом, ограничивая нахождение в интернете. Он нужен для учебы и для нахождения нужной информации для приготовления уроков в школе. Приоритеты нынешнего времени расставлены так, что упор ведется на материальные ценности. Святитель Лука в своей книге» О семье и воспитании детей пишет:»Вы всё делаете для того, чтобы у сына был слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и помыслить не хотите. Разве не заботитесь прежде всего о том, чтобы детям дать лучшее образование и обеспечить лучшее положение в обществе. Разве не внушаете им, что в деньгах счастье и сила, что нужно приобретать знание ради богатства и обеспеченной, привольной жизни?» А разве это нужно ? Как раз – наоборот . Нужно внушать презрение к славе, деньгам, богатству. А нужно прививать любовь к чистоте, святости, благочестию. Воспитывать надо, пока душа мягкая, как воск и на ней всё отпечатывается всё - и ваши дурные примеры, и
благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример. Иоанн Златоуст сказал:»Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который радуется Бог и люди» Так, чтобы нам не плакать от своих детей, не относитесь к воспитанию с небрежением». Помните -СЛОВО-дар Божий..Слово убить может, но и научить, вдохновить, вылечить..Умейте в воспитании найти правильные слова. Вот один из примеров общения отца с сыном. Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал:» Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное. -Сынок, мне нужна твоя помощь,- начал я разговор. -Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама…И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину? Сын подумал и ответил:»Накажи меня».- Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз. Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глюже . Современные психологи выделяют различные типы семейных взаимоотношений. .Типы семейных взаимоотношений: В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею систем воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач ,и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,
невмешательство и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства(преимущественно взрослыми)инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъевлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицимерием , обманом , вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инитиативность , вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей ,игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голова при решении вопросов, к нему относящихся, -все это гарантия серьезных неудача формирование его личности. Опека в семье- это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема-удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от друдностей . Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологическим наблюданий именно эта категория именно эта категория подростков дает наиболшие число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предпологает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека -заботу, ограждение от трудностей. однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстраненны от решений вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования
взрослых от детей, может порождаться такти койневмещательства . При этом предпологается , что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предпологает опостредственность межличностных отношения в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается Эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития -коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания; -демократический- авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль согласия. При авторитарном стиле родителями навязываются свое мнение ребенку. Стиль подавление. При попустическом стиле ребенок предостовляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых,его воспитающих.Если оценки и ожидания в семье не соответсвуют возрастным и индивидульным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.М.И. Лисина проследила развитие самознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; проогназируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения .Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях ,в которых с ними не занимаются, но требуют послушания ;низко оценивают ,часто упрекают, наказывают, иногда –при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях,
где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.(Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавится.)Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки(ребенок привыкает к материальному вознаграждению).Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягка. Адекватное представление -здесь нужна гибкая система наказывания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем.Редко дарятся подарки за поступки. Не используется крайние жестокие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка(его интересам, вкусам, отношениям с друзьями)сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают у унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой(не обязательно очень низкой)пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, -бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят его качества, которые больше всего заботят его родителей-поддержание престижа(дома задаются вопросы: А кто ещё получил пятерку?),послушание(Тебя сегодня не ругали?)и т.д.В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнует- школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: Что было сегодня в школе? рано или поздно приведет к соответствующему ответу: Ничего особенного Все нормально. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка- то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижней мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складвается в начале обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость
при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей- желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. Второй вариант - демонстрированность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.Источником демонстрироватности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «н долюбленными ».Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными , а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.(«Лучше пусть ругают, чем не замечают»).Задача взрослых- обходится без нотаций и назиданий, как можно менее эмоцианально делать замечания, не обращать внимание на легкие
проступки и наказывать за крупные( скажем, отказом от запланированного похода в цирк.)Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. Если для ребенок высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка-недостаток похвалы. Третий вариант-«уход от реальности».Наблюдается в тех случаях , когда у детей демонстрироватность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебой деятельности и поисках Путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция из развития. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательному влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 1.Принимать активное участие в жизни семьи; 2.Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 3.Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 4.Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 5.Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 6.Уважать право ребенка на собственное мнение; 7.Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПЕДАГОГА В родительский блокнот
-Родители - источник эмоционального тепла и дружеской поддержки. -Культивируйте семейные отношения, приручайте детей с детства к теплу семейного очага. -Для ребенка важно, как построены взаимоотношения между членами семьи. Помните об этом, Даже если живете со свекром и вам кажется, что это невыносимо. -Будьте сами положительным примером для своих детей. Это тяжело все время следить за собой. А кто сказал, что воспитывать детей легкое дело? -Вы для своих детей высшая степень власти. Помните об этом и не злоупотребляйте ею. Власть над человеком, особенно над собственным ребенком, коварная штука. Не успеете оглянуться, как станете тираном. -Дети растут быстро, не упустите периоды, предназначенные для развития тех или иных его особенностей .Помните, что условия развития психических свойств не возвращается. -Вы самое старшее поколение. Помните о своей ответственности перед семейным кланом. -Не следите за каждым словом своих детей, сказанных по отношению к вам. Если они что-то говорят не то или не так, это воспитали вы! Ваши дети полноценно трудятся, поэтому примите ношу воспитания внуков как необходимый элемент семейной корпорации. Не разрешайте свои внукам неуважительно к вам относится. Присекайте каждое поползновение. Начинать надо с пеленок или в крайнем случае с младшего дошкольного возраста. В заключении надо сказать: Желая мира на Земле, гармонии, душевного равновесия, добра и тепла, надо правильно воспитывать будущее поколение, от которого зависит будущие нашей жизни. Ответственность ложится на всех нас - и родителей, и родственников, и учителей, и общество, в котором они воспитываются. Но только работая сообща, можно добиться правильных результатов. Над чем нам стоит работать. Как учитель, я чувствую свою ответственность перед каждым ребенком, его родителем. Прилагаю максимум усилий и работая над духовно - нравственным развитием детей с первых дней его пребывания в школе. У меня намечена программа с детьми
и их родителями. Считаю это важным направлением в развитии каждого ребенка.
С


В раздел начальное образование