"Урок математики"
методическая разработка
Автор: Сигарева Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ№12, станица Кавказская, Краснодарский край
В раздел начальное образование
Урок математики в 1 и 2 классах.
Автор:Сигарева И.Н учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 имени А.С.Пушкина станицы Кавказская Кавказского района Краснодарского края
2 класс.
1 класс
.
УУД
Тема:
Закрепление изученного.
Цели:
закрепить пройденный материал; умение решать задачи.
Задачи:
Образовательная -совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток; умение сравнивать выражения; -совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи, чертить отрезки заданной длины; -совершенствовать умение преобразовывать единицы; Развивающая. -развивать мышление и внимание; умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать. Воспитывающая. -воспитывать аккуратность.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Тема:
Закрепление изученного.
Цель
: повторить пройденный материал за I четверть.
Планируемый результат
обучения, в том числе и
формирование УУД
: -формировать навыки счёта, вычислительные навыки; -совершенствовать умение составлять задачу по рисунку и решать её.
Формируемые УУД
: Познавательные: -формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; -строить логическое рассуждение. Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1
II. Определение темы и целей урока.
Сообщение учителем темы и целей урока.
III. Повторение пройденного.
Какое время года царствует
Ходит осень по полям, лесам
красками..
Сегодня осень заглянула к нам
1. Работа в тетради. (учащиеся записывают: 10 ноября, классная работа) 2 .Минутка чистописания. (см. Приложение к уроку) Гость урока –
Математический колобок.
Он просит узнать, сколько ему лет. Для этого найдите сумму всех чисел и полученное число запишите. 3. Проверка работы учителем. -Какое число вы записали? -На какие две группы можно Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Определение учащимися темы и целей урока (по вопросам учителя)
III. Актуализация знаний.
в природе?
и лугам и раскрашивает всё золотистыми
в класс.
На улице подул ветер и в класс
залетели листочки.
1. Самостоятельная работа. Разложите листья с числами по порядку. 2. Самостоятельная работа в парах. Работа в парах: каждый ученик считает до 10 и обратно (товарищ проверяет, помогает)
Личностные
-настроить на работу; -организация рабочего места.
Регулятивные
-целеполагание; -планирование учебного сотрудничест- ва совместно с учителем.
Коммуникативные
-владение диалоги ческой речью.
Личностные
-
моторное восприятие.
Познавательные
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -упорядочивание; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные.
-высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку); 2
разделить фигуры? (круги и многоугольники) 4.
Игра «Что похоже на фигуру».
(см. Приложение к уроку) Что похоже на круг, овал, прямоугольник, треугольник? 5. Арифметический диктант. 3 + 9 = 7 + 4 = 7 + 8 = 9 + 9 = 5 + 6 = 10 – 7 = 15 – 9 = 17 – 8 = 13 – 9 = 11 – 4 = 27 – 7 = 35 –30= 49 – 9 = 70 – 10 = 6. Взаимопроверка. 3. Проверка. Оценивание. Оцените работу товарища.
«Недостающее число».
У меня на столе остались листочки. Какое это число? (0) Куда нужно положить этот листочек? 4.Работа с рядом чисел. -Какое число стоит перед числом 6; -за числом 8; -между числами 3 и 5; -назовите соседей числа 7. 5. Минутка чистописания. -Какое сегодня число? -Из каких цифр состоит число 10? (1 и 0) -Посмотрите, это число я записала на доске. (01) Вы согласны со мной? Почему? Ведь я использовала все необходимые цифры. -Что нужно с делать, чтобы получилось число 10? (переставить местами) -А что такое 01? Номер вызова пожарных. 6. Самостоятельная работа. -ученик учится работать по предло- женному учителем плану.
Коммуникативные
-работа в паре; -контроль оценки и действий партнёра; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
-оценка деятельности класса.
Коммуникативные
-контроль оценки и действий партнёра; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
-«преднамеренные ошибки».
Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков; -сравнение; -построение цепи рассуждения; -доказательство; -постановка и решение проблем
Коммуникативные
-принятие решения; -владение монологической и диалогической речью
Личностные
3
Карточка для взаимопроверки 12 11 15 18 11 3 6 9 4 7 20 5 9 60 7. Оценивание работы.
В этом году осень богата
IV
.
Закрепление.
(задание на яблоках) 1. Самостоятельная работа № 1. 1). Вычисли. 13 – 6 + 4 = 9 + 3 – 6 = 15 – 8 + 6 = 14 – (5 + 8) = 2) Запиши числа в порядке возрастания. 25, 57, 14, 6, 39, 98, 100. 3.) Решите задачу. На тарелке было 17 помидоров. За обедом съели 9 помидоров. Сколько помидоров осталось на тарелке? Чистописание числа 10. 7. Оценивание. Самое красивое число найдите и карандашом его подчеркните.
Физминутка.
урожаем яблок.
8. Игра
«Собери яблоки»
-Что изображено на рисунке? (яблоня, на вершине дерева число «5»; около дерева - яблоки с примерами) Задание: выбери яблоки, которые выросли на этом дереве (с ответом 5) Дети выходят к доске и решают примеры. Повторение состава числа
5
. 9. Составление задачи. -Сколько было яблок? (5) -Кто пришёл к яблоне? (ёжик) -Что он сделал? (унёс 2 яблока) -Что мы должны узнать? (сколько осталось) Повторим задачу хором. -Осталось больше, чем 5 или меньше?
-
моторное восприятие.
Регулятивные
-отметь наиболее удавшееся число
Личностные
-смена деятельности (выходят к доске) -зрительное восприятие
Коммуникативные
-принятие решения; -владение монологической и диалогической речью
Личностные
-чтение хором -моторное восприятие (работа с карточками)
Регулятивные
-прогнозирование результата (-в результате получится больше, чем 5 или меньше?)
Познавательные
4
4)*. Найдите лишнее слово: сантиметр, миллиметр, дециметр, килограмм. 2. Самопроверка. Оценивание. Карточка для самопроверки 1. Вычисли. 13 – 6 + 4 = 11 9 + 3 – 6 = 6 15 – 8 + 6 = 13 14 – (5 + 8) = 1 2. 6, 14, 25, 39, 57, 98, 100. 3. 1). 17 – 9 = 8 (п.) Ответ: осталось 8 помидоров. 4. Ответ: килограмм. 3. Коллективная работа. Решение задачи у доски. Белка запасла на зиму 20 кг шишек и 5 кг желудей. 5 кг она отдала сойке. Сколько килограммов зимних запасов осталось у белки?
Игра «Трик-трак»
4. Самостоятельная работа № 2. 1. Начертите два отрезка. Длина первого 7 см, а длина второго на 2 см меньше. Используя карточки, составьте правильную запись задачи. 10. Проверка Прочитайте решение задачи. Скажите ответ (полный) Кто записал правильное решение? Запишите решение и ответ в тетрадь.
Физминутка.
IV
.
Самостоятельная работа с самопроверкой
.
Игра
«Собираем урожай овощей и фруктов» Решение примеров:
к числу + 1. – 1.
(
Ответы на карточке) При затруднении обратитесь к товарищу
.
Игра «Трик-трак»
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мне удалось… Мне понравилось… Я порадовался за … -использование знаково-символичес ких средств; -анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация; -постановка и формулирование учебной проблемы; -структурирование знаний;
Регулятивные
-оценка деятельности класса.
Коммуникативные
-сотрудничество с товарищем; -самооценка; -аргументирование своего мнения.
Регулятивные
-самоконтроль
Познавательные
Личностные
-подведение итога урока; -самооценка критериев успешности. 5
V. Итог урока.
Выставление оценок. Кто считает, что работал хорошо на уроке? -Кому было всё понятно? -Кто испытывал трудности? -Что показалось самым интересным? Я могу похвалить себя за… С каким настроением заканчиваем урок? (нарисуйте лицо человечка: грустное или весёлое)
VI. Итог
. -Какие цели мы достигли на уроке?
Коммуникативные.
-выражение своих мыслей; -использование критериев для обоснования суждений.
Регулятивные.
-оценивание.
Познавательные.
-контроль и оценка процессов результата деятельности.
Приложение.
2 класс.
Арифметический диктант.
6
Решите примеры. Запишите только ответы. 3 + 9 = 7 + 4 = 7 + 8 = 9 + 9 = 5 + 6 = 10 – 7 = 15 – 9 = 17 – 8 = 13 – 9 = 11 – 4 = 27 – 7 = 35 – 30 = 49 – 9 = 70 – 10 = 80 – 40 =
Карточка для взаимопроверки.
12 11 15 18 11 3 6 9 4 7 20 5 9 60 40
Самостоятельная работа № 1.
1. Вычисли. 13 – 6 + 4 = 9 + 3 – 6 = 15 – 8 + 6 = 14 – (5 + 8) = 2. Запиши числа в порядке возрастания. 25, 57, 14, 6, 39, 98, 100. 3. Решите задачу. На тарелке было 17 помидоров. За обедом съели 9 помидоров. Сколько помидоров осталось на тарелке? 4*. Найдите лишнее слово: сантиметр, миллиметр, дециметр, килограмм.
Карточка для самопроверки.
1. Вычисли. 13 – 6 + 4 = 11 9 + 3 – 6 = 6 15 – 8 + 6 = 13 14 – (5 + 8) = 1 7
2. 6, 14, 25, 39, 57, 98, 100. 3. 1). 17 – 9 = 8 (п.) Ответ: осталось 8 помидоров. 4. Ответ: килограмм.
Самостоятельная работа № 2.
1. Начертите два отрезка. Длина первого 7 см, а длина второго на 2 см меньше.
Игра «Что похоже на фигуру»
На круг: пуговица, солнышко, мяч, циферблат часов, тарелка, таблетка, барабан. На овал: яйцо. На прямоугольник: тумбочка, шкаф, оконная рама, картина, книга, крышка парты. На треугольник: дорожный знак, крыша дома.
Математический колобок
8
2 1 2
ω
5
Игра «Трик-трак»
Учитель задаёт вопросы (по очереди учащимся каждого класса). Ученик отвечает: «Трик-трак, это так» или «Трик-трак, это не так». Вопросы для Вопросы для 2 класса 1 класса - разность чисел 10 и 3 равна 7
;
- у двух кошек 6 ног; - в 2-х метрах 20 см; - 8 >6; - чтобы узнать, на сколько - 7 - это 6 да ещё 1; одно число больше или меньше другого, 9
нужно выполнить действие… сложение; - периметр многоугольника – - длина отрезка измеряется… в минутах; это сумма длин всех его сторон; - 4 дес. 3 ед. – это число 50; - 4 – 2 = 2; - у трёх петухов 6 ног; - 8 + 0 = 0. 10
В раздел начальное образование