"Путешествие по карте России"
методическая разработка
Автор: Николенко Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, МОБУСОШ№9, станица Советская Новокубанский район Краснодарский край
В раздел начальное образование
Учитель начальных классов Т.М. Николенко, МОБУСОШ №9
Новокубанский район , Краснодарский край.
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе .
Тема урока : «Путешествие по карте России».
Цели урока:
учебная: определение тезауруса как понимание смысла знаний на основе системы понятий темы «Путешествие по карте России»; воспитательная: осмысление зависимости результата деятельности от формы и методов её организации; развивающая: организация совместного творческого поиска с целью получения новых знаний.
Задачи:
1. Знакомство с презентациями и докладами учащихся о крупных географических объектах России. 2. Закреплять умение ориентироваться по карте. 3. Показать влияние деятельности человека на экосхемы.
Оборудование:
карта России , атласы , контурные карты , видеозапись
,репродукции картин , мультимедийная доска.
Ход урока
1. Оргмомент. Выявление психофизического состояния учащихся в
начале урока. (приём «Самооценка»)
2.Проверка д/з. (тестовая работа ) по теме: « Карта полушарий и карта
нашей страны»
1. Что такое географическая карта? 1) Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
2 ) Географическая карта – это уменьшенное изображение формы земли с помощью условных знаков. 3 ) Географическая карта - это уменьшенное изображение земной поверхности и формы с помощью условных знаков. 2. Сколько всего океанов ? 1) 4 2) 5 3) 6 3. Закончи предложение : Столица России… 1) Москва 2) Санкт- Петербург 3) Новгород 4. Закончи предложение: Россия находится на материке… 1) Африка 2) Австралия 3) Евразия 5. Какой материк покрыт мощным ледяным щитом? 1) Австралия 2) Северная Америка 3) Антарктида 6. Закончи предложение : Почти вся Россия расположена: 1) в восточном полушарии 2) в западном полушарии 3) в южном полушарии ( взаимная проверка )
3.Актуализация знаний. Оценивание готовности учащихся к активной
учебно- познавательной деятельности. (приём «Привлекательная цель»).
- Вы любите путешествовать? Хотели бы вы посмотреть на нашу планету Земля из космоса? - Какой формы наша планета Земля? - Какого больше цвета? Почему? Наша планета называется Земля. Так назвали её наши предки. Но если бы у них была возможность подняться в космос , они увидели бы сколько много воды на планете , возможно , они назвали её иначе
4.Вводный момент.
- Хотите узнать , что находится на нашей планете Земля? Для этого нам надо спуститься на поверхность. Но куда? Широка страна моя родная Много в ней лесов , полей и рек. (строки Дунаевского из песни « О Родине») -Кто догадался , по какой стране мы будем путешествовать сегодня , читая эти строки? - А как мы совершим это путешествие? Страна без людей. Города без домов. Леса без деревьев. Моря без воды. - Правильно по географической карте России. Карта показывает поверхность нашей земли. На нашей планете Земля есть не только земная поверхность , но и водная.
5. Объявление темы цели урока.
- Назовите цель урока. ( Узнаем о крупных местах России ) - Первое , что мы рассмотрим , это земную поверхность нашей страны. - Какая наша земная поверхность? Она везде одинаковая? - Значит : Земная поверхность – это твёрдая поверхность со всеми её неровностями. ( схема)
6.Определение системы понятий по данной теме. (приём «Тезаурус»)
-Рельеф
- это земная поверхность со всеми её неровностями. Он имеет значение для жизни и деятельности человека. 1.- Какие слова вам знакомы? 2. Слова: горы , рельеф , низменности , возвышенности , равнина.
Рассказ ученика по схеме. Горы Возвышенности Низменности Моря , океаны Горы ↑ Рельеф ↑ Низменность Возвышенность ↑ Равнина 1. Рельеф- короче ( французское слово) 2. Пригоден при изучении географии ( с греческого землеописание)
Равнина
- это поверхность хоть и ровная , но не совсем. Здесь есть низменность и возвышенность и холмы. - Рассмотрим твёрдую поверхность земли. Как сказать короче?
7.Систематизация знаний учащихся по теме: «Путешествие по карте
России». Презентация и доклады детей по теме урока.
1.Рассказ ученика о Восточно – Европейской равнине.
Её ещё называют Русской. ( показ на карте)
Русская равнина занимает почти всю западную часть России. Она простирается от побережья Баренцева и Белого морей на север , Азовского и Каспийского морей на юге , от западных границ страны до Уральских гор. Это равнина холмистая , так как есть холмы. Здесь хороший климат , плодородные земли и обширные леса. Здесь проживают больше половиры всего населения.
2.Рассказ ученика о Западно – Европейской равнине.
Эта равнина занимает огромное место между Енисеем и Уралом. С севера на юг протянулась от берегов Красного моря до предгорья Алтая. Местами здесь нет ни понижений , ни повышений. Она плоская. Климат здесь влажный и много болот. Есть много мест непригодных для жизни человека. Есть даже места , где нельзя не проехать , не проплыть. - В чём различие в рельефе этих равнин?
3.Показ Уральских гор и рассказ о Кавказских горах.
Кавказские горы занимают большое место между Чёрным морем и Каспийским. Здесь находится одна из самых известных вершин Эльбрус. Впервые люди поднялись на вершину Эльбрус 165 лет назад. (видеозаписи) - Вы должны знать о России: 1. Самая большая равнина – Западно - Сибирская 2. Самая длинная горная система - Урал 3. Самая высокая вершина Эльбрус на Кавказе 4.-
Теперь рассмотрим водную поверхность
. Читаем , что относится к водной поверхности.
Море
– это часть океана , которая вдаётся в сушу. Шириною широко , Слова: Глубиною глубоко. море День и ночь о берег бьётся , озеро Из него вода не пьётся , река Потому что не вкусна океан
И горька , и солона. Как они связаны? 5.Работа по схеме. - Куда выходят моря? Что такое океан? 1.Моря Северно – Ледовитого океана: Баренцево , Карское , море Лаптевых. Чукотское. Очень холодные. 2.Моря Тихого океана : Баренцево , Охотское. 3. Моря Атлантического океана : Балтийское , Чёрное. 6.
Рассказ о Чёрном море
В разные времена это море носило разные названия. На Руси оно получило название Русское , но осталось турецкое Кара – денис. (кара – чёрный ) Почему Чёрное? Одни говорят , потому что вода темнеет во время шторма , а другие из – за жестоких схваток между соседями , которые жили на побережье. В наше время оно играет большую роль. Летом здесь лечатся , отдыхает много людей. Оно находится в нашем Краснодарском крае ( видеозапись ). А теперь давайте посмотрим , как изображали море поэты и художники в своих произведениях. Чтение отрывков из « Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина , где автор описывает каким разным бывает море. « Видит море слегка разыгралось , Помутилось синее море , Неспокойно синее море. Вот идёт он к синему морю , Видит на море чёрная буря. Так и вздулись сердитые волны , Море Река Река Океан Озеро
Так и ходят , так воем и воют». - Каким бывает море? Многие художники любовались мор изображали его неповторимую красоту на своих картинах. ( И. К. Айвазовский ) ( репродукции ) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в роднике , А широкий в поле. ( река )
Показ крупных рек : Обь , Енисей , Кубань.
7.Река
– это вода , которая двигается постоянно или временно , в углублении. - Куда впадает? О значении рек для жизни человека , мы поговорим чуть – чуть позже. Но есть водоёмы , которые не связаны с океаном. Посреди поля Лежит зеркало. Стекло голубое Рама зелёная. ( озеро ) - Да это озёра. Их называют « голубыми глазами» земли. Часть озёр единственный источник питьевой воды. 8.
Рассказ учителя о Байкале.
Это самое глубокое озеро. В нём пресная вода. Если бы вдруг случилось , что все люди мира остались без воды питьевой , то в озере Байкал воды хватило бы для всех людей на 7 тысяч лет. В озере обитают разнообразные растения и животные. Многие встречаются только здесь и больше нигде. ( видеозапись , картины ) - Вы должны знать : 1. Самое маленькое и мелкое море – Азовское 2. Самое чистое - Чукотское 3. Самое холодное море Восточно – Сибирское 4. Самоеббол бббббб
3. Самое холодное море – Восточно - Сибирское 4. Самое большое и глубокое озеро - Байкал 5. Самая длинная река – Обь , Иртыш 6. Самая многоводная река - Енисей
9.Острова и полуострова.
Если рассмотреть береговую линию северных и восточных морей , то видно , что она сильно изрезана. Полуостров Таймыр оканчивается северным мысом Челюскина. Этой точки достиг в 1812г. Семён Челюскин.
10.Рассказ ученика о полуострове Таймыр.
( Кольский полуостров Таймыр)
Полуостров
- часть суши , которая вторгается в море. Здесь открыта полярная станция , которая сообщает о погоде на самом краю материка.
11.Рассказ ученика с Курильских островах.
Остров
– часть суши , окружённая со всех сторон водой.( Сахалин , Курильские острова ) Курильские острова своим происхождением обязаны вулканам. Здесь их 100. 38 из них действующие. Из – за этого землетрясения приносят большие разрушения. Курильские острова похожи на гирлянду и тянутся более 100км. Здесь очень холодно , часто туманы , а небо почти не бывает без облаков.
8.Работа с контурной картой. Отгадать географические объекты по
вертикали.
Теперь ребята , глядя на карту , вы можете представить какая огромная и красивая наша Россия?
-
Наши предки преклонялись перед силой природы , чувствовали , что зависят от неё. Но когда у людей появились заводы , дома , поля , техника им стало казаться , что они больше не зависят от природы , и наша планета
серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. Если вы не здоровы , вам больно вы обращаетесь к врачам за помощью. Так природа обращается к вам. Послушайте крик о помощи.
9. Влияние деятельности человека на экосистемы.
Чтение жалоб ( плакат)
Волга.
Над рекой нависла страшная угроза. Жизнь в ней может погибнуть , если люди не прекратят отравлять её воду вредными веществами. Эти вещества попадают с промышленных предприятий , с полей , ферм , из огородов , с судов , плавающих по реке. Гибнет рыба в Волге. Заболели щуки , сомы , сазаны , а особенно осетровые рыбы. Волгу надо спасать , пока она не стала ещё мёртвой.
Байкал
. Вы уже знаете , что в этом озере пресная вода. Но люди построили на берегу озера целлюлозно – бумажный комбинат и в озеро стали сбрасывать громадное количество сточной воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки , которые очищают воду. Рыбы стали медленно расти , болеть. Погибают и другие обитатели озера. - Это только две жалобы , а их очень много. В нашей стране принимаются важные решения об охране природы. Люди стали понимать , что они не господствуют над природой , губят её и что они связаны с природой. Погубив природу – мы погубим себя.
Чтение отрывка из стихотворения « Монолог природы».
Я – Природа. Я – великий мастер.. Вечный мастер жизни. Я могу Человек тебя за соучастье , надарить- В моей всё это власти!- Гриб – в лесу , ромашка- на лугу , Небо в час восхода и захода , иву над рекой. Только ты мой дар , моё ученье
Не прими за дань -я не раба Не забудь- ты сам моё творенье И у нас с тобой одна судьба!
10. Работа в группах. Игра «Потребители» , «Юные хранители природы»
, «Эксперты».
- А теперь давайте поиграем: 1 ряд-« Потребители» 2 ряд-« Юные хранители природы» 3 ряд-« Эксперты» - Первые две команды дают ответ на вопрос : « Хорошо ли людям жить около рек?» , « Как люди используют воду из рек?» На доске опорные слова: очищать добывать пьют плотник поливают мусор рыбу песок ловить электростанция строят беречь красоту
Потребители:
1. Человек воду пьёт , поливает 2. Чтобы плавали суда , ловят рыбу , сплавляют лес 3. Добывают песок , строят электростанции , плотины
Юные хранители природы
1. Люди сбрасывают сточную воду- это загрязняет воду. 2. Плотины мешают проходу рыб. 3. Добыча песка уменьшает корм для рыб , распугивает рыбу. 4. Люди бросают мусор в воду- нельзя пить и купаться.
Эксперты:
1.Надо очищать воду. 2. Надо рубить лес вдали от рек. 3.Нельзя бросать мусор по берегам реки и в сами реки. 4. Надо беречь красоту рек и природу по её берегам.
11. Рефлексия: оценка учащимися проведённого урока.
12.Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки учащимся.
В раздел начальное образование

