"Береза -символ России"
конспект классного часа
Автор: Гаврильева Мария Афанасьевна, учитель начальных классов, МБОУ "5 Мальжегарская СОШ им. И.П.Никифорова", село Кытыл-Дюра Республика Саха (Якутия)
В раздел начальное образование
МБОУ «5 Мальжегарская средняя общеобразовательная школа им. И.П.Никифорова»
МР «Хангаласский улус»
Республика Саха (Якутия)
Классный час
«Берёза – символ России»
Класс: 4 (четвёртый) Кл.руководитель: Гаврильева Мария Афанасьевна Дата: 19.03.2016. с. Кытыл-Дюра
Цель
: - опираясь на народные традиции воспитывать бережное отношение к окружаю- щему миру и научить заботиться об отдельном дереве, о лесе; развивать позна- вательную активность уч-ся; - через устное народное творчество развивать речь учащихся, обогащать их сло- варный запас; способствовать воспитанию эстетической и этической культуры;
Оборудование:
проектор+ноутбук, презентация о берёзе, выставка изделий из бересты, рисунки уч-ся;
Звучит русская народная песня о березе:
Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, Берёза моя кудрявая. Стоишь ты березонька Посреди долинушки, На тебе березонька Листья зеленые, Под тобой березонька Травка зеленая. (идет презентация о березовой роще)
Вступительное слово учителя:
Дорогие дети, сегодня наш классный час мы посвящаем любимому народом дереву-березе. Наши предки в древние времена поклонялись силам природы, но вместе с тем ощущали себя частицей природы, осознавали себя неразрывную связь с ней. Они глубоко почитали дерево, относились к нему бережно, осторожно. И отдавая дань народной мудрости, классный час мы посвящаем белоствольной кудрявой березе, самому любимому народом дереву. Еще в стародавние времена её называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Почему так ее называли, к концу классного часа надеюсь выясним.
1 . Стихотворение «Березка» (уч-ся).
1. Я встала рано-рано 2. Они растут все вместе, И в рощу налегке. Их целая семья, Там ждут меня березки, А самая меньшая- Укрывшись в холодке. Ровесница моя.
3. Мне скоро будет десять, 4. Я подошла поближе, И ей десятый год; Стала и стою. Ей только алой ленты Дай-ка я ей песню В косе недостает. Новую спою: 5. «Спасибо» каждой ветке 6. И галке косолапой, За то, что здесь растет! Хоть я над ней смеюсь, Спасибо каждой птице И даже злой крапиве, За то, что здесь поет! Хоть я ее боюсь: 7. Они мои соседи, 8. Стоит не шелохнется Они моя родня. Березкина семья. И всем им вот такое Понравилась, как видно, Спасибо от меня! Песенка моя. 9. Притихла и меньшая, Да как тряхнет косой! И вот я вся умыта Прохладною росой.
2. Народные приметы, связанные с березой
. (слайды). Уч-ся сами должны определить что означают эти приметы. 1.Если береза раньше тополя лист распустит, то лето будет …. солнечное и сухое А наоборот ….. мокрое и холодное 2.Если лист ложится лицом вверх….. холодная зима Изнанкой ….. теплая зима 3.Если весной течет много сока …. лето дождливое 4.Если листья начинают желтеть с верхушки…. ранняя осень и весна Если листья начинают желтеть снизу …… поздняя осень и весна Учитель: Вот, оказывается наблюдая за березой, можно определить какое будет лето, осень, зима, весна. И мы сегодня почерпнули малую толику из бездонной народной мудрости.
3. Игра «Кто кого переговорит».
Выигрывает тот, кто последней скажет скороговорку.
4. Домашнее задание «Лечебные свойства березы».
Уч-ся находят из книг, энциклопедий и от взрослых про лечебные свойства березы и рассказывают перед классом.
5. Составьте слова из букв
и объясните связь их с березой. Теляд – дятел; соль – лось;
6. Игра «Что за зверь?».
Одной ученице учитель показывает картину зверя. Она мимикой, жестами должна показывать детям этого зверя, а они должны догадаться, что за это зверь.
7. Ответы на блиц-опросы:
(слайды) - как называется место, где растут березы? - роща - самое любимое дерево у русских? - береза - сколько лет растет береза? – 50 лет - самый энергичный рост березы? – 10 -15 лет - как называется лес, в котором растут в основном только хвойные деревья? - тайга - какой лес в окрестностях нашего села? - смешанный - какое из этих деревьев не является лиственным? – береза,
лиственница
, осина - какой из этих животных не живет в тайге? – волк,
жираф,
лиса - какое название лишнее в данном ряду? – подберезовик, подосиновик,
желчный
, рыжик
8. Домашнее задание
. Задают загадки про природу, которые подготовили дома.
9. Разбор лесных жалоб. Как нужно поступить в этих случаях?
(слайды) 1. Была я красивая, была я пригожая, а стала сама на себя непохожая! Траву во мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой. 2. Дождалась я весеннего тепла. Ласкало меня солнце, нашептывал ветерок. Набухла я соком. Легонько ударь по коре и опрысну я сладкими брызгами. Но пришел человек, глубоко поранил меня ножом и живительный мой сок течет на землю, уходят мои силы. Помогите мне!
10. Заключение.
Итак, о чем мы говорили сегодня? Что нового узнали? Как по своему вы можете истолковать сказанное о березе: мир освещать – крик утешать – чистоту соблюдать – больных исцелять – 11
. Рефлексия.
Как вы работали? Какой вывод сделаем после этого часа? Береза – любимое дерево народа. Она очень красивая, кудрявая, белоствольная. От нее много пользы, ее надо беречь. Зря не рубить, не ломать кусты, не засорять место, где они растут. После классного часа рассматривание выставки и рисунков уч-ся.
«Берёза – символ России»
Класс: 4 (четвёртый) Кл.руководитель: Гаврильева Мария Афанасьевна Дата: 19.03.2016. с. Кытыл-Дюра
Цель
: - опираясь на народные традиции воспитывать бережное отношение к окружаю- щему миру и научить заботиться об отдельном дереве, о лесе; развивать позна- вательную активность уч-ся; - через устное народное творчество развивать речь учащихся, обогащать их сло- варный запас; способствовать воспитанию эстетической и этической культуры;
Оборудование:
проектор+ноутбук, презентация о берёзе, выставка изделий из бересты, рисунки уч-ся;
Звучит русская народная песня о березе:
Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, Берёза моя кудрявая. Стоишь ты березонька Посреди долинушки, На тебе березонька Листья зеленые, Под тобой березонька Травка зеленая. (идет презентация о березовой роще)
Вступительное слово учителя:
Дорогие дети, сегодня наш классный час мы посвящаем любимому народом дереву-березе. Наши предки в древние времена поклонялись силам природы, но вместе с тем ощущали себя частицей природы, осознавали себя неразрывную связь с ней. Они глубоко почитали дерево, относились к нему бережно, осторожно. И отдавая дань народной мудрости, классный час мы посвящаем белоствольной кудрявой березе, самому любимому народом дереву. Еще в стародавние времена её называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Почему так ее называли, к концу классного часа надеюсь выясним.
1 . Стихотворение «Березка» (уч-ся).
1. Я встала рано-рано 2. Они растут все вместе, И в рощу налегке. Их целая семья, Там ждут меня березки, А самая меньшая- Укрывшись в холодке. Ровесница моя.
3. Мне скоро будет десять, 4. Я подошла поближе, И ей десятый год; Стала и стою. Ей только алой ленты Дай-ка я ей песню В косе недостает. Новую спою: 5. «Спасибо» каждой ветке 6. И галке косолапой, За то, что здесь растет! Хоть я над ней смеюсь, Спасибо каждой птице И даже злой крапиве, За то, что здесь поет! Хоть я ее боюсь: 7. Они мои соседи, 8. Стоит не шелохнется Они моя родня. Березкина семья. И всем им вот такое Понравилась, как видно, Спасибо от меня! Песенка моя. 9. Притихла и меньшая, Да как тряхнет косой! И вот я вся умыта Прохладною росой.
2. Народные приметы, связанные с березой
. (слайды). Уч-ся сами должны определить что означают эти приметы. 1.Если береза раньше тополя лист распустит, то лето будет …. солнечное и сухое А наоборот ….. мокрое и холодное 2.Если лист ложится лицом вверх….. холодная зима Изнанкой ….. теплая зима 3.Если весной течет много сока …. лето дождливое 4.Если листья начинают желтеть с верхушки…. ранняя осень и весна Если листья начинают желтеть снизу …… поздняя осень и весна Учитель: Вот, оказывается наблюдая за березой, можно определить какое будет лето, осень, зима, весна. И мы сегодня почерпнули малую толику из бездонной народной мудрости.
3. Игра «Кто кого переговорит».
Выигрывает тот, кто последней скажет скороговорку.
4. Домашнее задание «Лечебные свойства березы».
Уч-ся находят из книг, энциклопедий и от взрослых про лечебные свойства березы и рассказывают перед классом.
5. Составьте слова из букв
и объясните связь их с березой. Теляд – дятел; соль – лось;
6. Игра «Что за зверь?».
Одной ученице учитель показывает картину зверя. Она мимикой, жестами должна показывать детям этого зверя, а они должны догадаться, что за это зверь.
7. Ответы на блиц-опросы:
(слайды) - как называется место, где растут березы? - роща - самое любимое дерево у русских? - береза - сколько лет растет береза? – 50 лет - самый энергичный рост березы? – 10 -15 лет - как называется лес, в котором растут в основном только хвойные деревья? - тайга - какой лес в окрестностях нашего села? - смешанный - какое из этих деревьев не является лиственным? – береза,
лиственница
, осина - какой из этих животных не живет в тайге? – волк,
жираф,
лиса - какое название лишнее в данном ряду? – подберезовик, подосиновик,
желчный
, рыжик
8. Домашнее задание
. Задают загадки про природу, которые подготовили дома.
9. Разбор лесных жалоб. Как нужно поступить в этих случаях?
(слайды) 1. Была я красивая, была я пригожая, а стала сама на себя непохожая! Траву во мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой. 2. Дождалась я весеннего тепла. Ласкало меня солнце, нашептывал ветерок. Набухла я соком. Легонько ударь по коре и опрысну я сладкими брызгами. Но пришел человек, глубоко поранил меня ножом и живительный мой сок течет на землю, уходят мои силы. Помогите мне!
10. Заключение.
Итак, о чем мы говорили сегодня? Что нового узнали? Как по своему вы можете истолковать сказанное о березе: мир освещать – крик утешать – чистоту соблюдать – больных исцелять – 11
. Рефлексия.
Как вы работали? Какой вывод сделаем после этого часа? Береза – любимое дерево народа. Она очень красивая, кудрявая, белоствольная. От нее много пользы, ее надо беречь. Зря не рубить, не ломать кусты, не засорять место, где они растут. После классного часа рассматривание выставки и рисунков уч-ся.
В раздел начальное образование