Урок- изложение "Мал да удал"
урок
Автор: Лаврухина Маргарита Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №15", город Губкин, Белгородская область
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Урок русского языка
3 класс
Изложение по тексту В. Бочарникова «Мал да удал»
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Определение
коммуникатив
ных действий
учащихся
1. Постано вка учебной задачи Цель: определить и сформулирова ть цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; актуализация знаний, полученных ранее о тексте У: Ребята, кто может рассказать о случае, когда маленькое животное проявляет себя ловким, быстрым, при этом ему многое удается? (Несколько коротких рассказов) У: Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Предположения учащихся) У: Сегодня на уроке вы узнаете интересный случай, который произошел с таким зверьком и продолжите учиться письменно излагать текст. У: Давайте вместе порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или прочитанный текст? Д: Написать письмо, заметку в школьную газету, аннотацию на книгу… У: Скажите, а что значит написать изложение? Д: Написать изложение – это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами. У: что такое текст? Д: Несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. У: что такое тема текста? Д: О чем говорится в тексте. У: Что такое опорные, ключевые слова? Д: Важные слова, чтобы понять текст. У: Кто попробует сформулировать цель нашей работы? Д: Мы будем учиться писать изложение (заметку в газету, аннотацию на книгу) У: Как будем стараться это делать? Д: Грамотно, без ошибок. У: Мы вспомнили, что ключевые или опорные слова – это самые важные слова, основные для понимания содержания текста. Посмотрите на картинки. Называя их, попытайтесь Конторки 2 группа + + + +
Антиципация – предугадыван ие будущих действий и ситуаций предположить о чем будет текст? Выставляются предметные картинки: горностай, рыболов, зима. У: Есть еще одна подсказка. Вот автор текста. Портрет писателя. Кто узнал его? О чем писал В. Бочарников? Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Василия Алексеевича Бочарникова, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека и, возможно, сумеете догадаться, предположить, о чем или о ком будет текст изложения, подаренный нам этим удивительным писателем. (Слайд 10) Родился в 1921 году в степном селе близ Камышина. Жил и работал в Мурманске, Рыбинске, Костроме. Во время войны был связистом, санитаром, автоматчиком и писал стихи — печатался в армейских газетах. После победы стал профессиональным журналистом. Член Союза писателей. Автор нескольких книг рассказов, очерков, стихов. Печатался в разных журналах и газетах. Стихи, как и новеллы, поэтичны, пронизаны чувством любви к родной природе. Перед вами выставка книг Василия Бочарникова. Я предлагаю прочитать к уроку внеклассного чтения те книги, которые вызовут особый интерес. У: Проверим наши предположения. + Конторки 3 группа 2. Ознако мление с текстом Узнаем, чье предположение более точно, прочитав текст на стр. 14 упр. 21. - О ком текст? Вчера мы посмотрели фильм о горностае. Кто такой горностай? - Лексическое значение слова
горностай
Кира нашла в ТОЛКОВОМ словаре. (ЧИТАЕТ) 3. Структу рно -смысло вой анализ текста 3.1 Беседа по содержа нию У: Вам понравился рассказ? О чем он? Какова тема? Д: Горностай. У: Что показалось вам наиболее интересным? Какие слова или словосочетания были непонятны? Какую пословицу можно подобрать к тексту? (Мал да удал, Из малого выходит великое. Мал золотник, да дорог) Работа в группах У: Читайте внимательно, предстоит работа по определению темы, цели, типа, стиля текста. (Эти +
Цель: Способствова ние осознанному восприятию и воспроизведе нию текста 1.2 Анализ структуры текста Самостоятель ное чтение текста детьми слова появляются на доске) 1группа: Определить тему текста. Отражена ли тема в заглавии? 1 Группа: Какова основная мысль текста? 2 Группа: Назови тип речи текста. 3 Группа: Определить стиль текста. После обсуждения в группах 1 группа: Горностай – маленький, но ловкий зверек, находчивый. 2 Группа: Этот текст повествовательный. Здесь объясняется причина и связь событий. 1 Группа: Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создает картины, которые мы можем представить. У: Сколько в тексте частей? Почему так думаете? (Каждая часть начинается с красной строки) Перечитайте первую часть. С чего все началось? Д: Рыболов ловил рыбу зимой. У: Где лежала выловленная рыбка? Что за зверек выскочил на лед? Что произошло дальше? Что сделал рыболов? Какие качества помогают горностаю жить в суровых условиях? Как можно озаглавить 1 часть? (Рыболов) Прочитайте 2 часть. Назовите основную мысль 2 части. Как ее озаглавим? (Горностай) Прочитайте 3 часть. Почему рыболов называет горностая своим знакомым? Куда отнес зверек ёршика? Что это за убежище? Как быстро горностай оказался около рыболова? Как действовал хищник? - Как вы объясните слово РАСТОРОПНОСТЬ? - Обратимся к толковым словарям Д,Н. Ушакова и В.И. Даля, найдем толкование слова. Поработаем в парах. (
Работа в парах.
Динамический момент в ходе учебной деятельности детей
). Назовите основную мысль 3 части. (Мал, да удал) У: Чем заканчивается рассказ? Прочитайте концовку. + + Сели от конторок ( У – с Денисом)
Нужна ли она в тексте? Для чего нужна концовка? Д: Чтобы подвести итог. Физминутка ФИЗМИНУТКА (ЗРЕНИЕ) Орфографиче ская работа У: А теперь поиграем в игру «Зоркий глаз». 1) Найдите в словах орфограммы. (цепочкой) 2) Найдите в классе слова из текста. Запишите на листок 4 слова, которые вам кажутся трудными в написании. У: Я иду проверить, как вы выполнили эту работу. Какие слова использует автор, чтоб не повторять слово ГОРНОСТАЙ? (он, зверек, знакомый). Какие еще синонимы вы бы употребили? + 4. Итогово е чтение текста У: Перечитайте текст. Подчеркните ключевые слова Во время
фронтальной проверки
называемые детьми опорные слова появляются в таблице напротив соответствующей части. (Слайды 28, 29, 30, 31). -Почему выбранными оказались в основном глаголы? Это наблюдение связывается с характерными признаками текста-повествования. 5. 6. Работа в парах Расскажите друг другу текст. 7. Физкультминутка. 2 руки 8. Самосто ятельна я запись текста детьми У: Теперь, пользуясь картинным планом, опорными словами с доски запишите текст самостоятельно. 9. Итог урока Взаимопроверка в парах. Чтение изложений по желанию. 1. Необходимо создание специальных условий, связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучении; 2. Создание благоприятной атмосферы в ученическом классе, атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения; 3. Использование форм организации учебной деятельности по типу «учитель-ученик- ученик-учитель» (обращение детей друг к другу за советом, помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя), воспитание толерантности к иному мнению; 4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс особенностей совместной деятельности учителя и учеников (перестраивать позиции личности, изменять ценностные установки, изменять смысловые ориентиры, цели учения ...);
5. Стимулирование учителем отдельными методическими средствами и приемами развитие коммуникативных действий: использование формы взаимных проверок заданий, выполнение заданий в группе, создание учебного конфликта и обсуждение с участниками способов своих действий и их разрешение…; 6. Внедрение проектных, тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога; 7. Проведение диагностик уровней сформированности коммуникативных УУД, подбирать систему упражнений и заданий для формирования навыков коммуникации, намечать перспективу развития коммуникативных УУД с целью повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Определение
коммуникатив
ных действий
учащихся
1. Постано вка учебной задачи Цель: определить и сформулирова ть цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; актуализация знаний, полученных ранее о тексте У: Ребята, кто может рассказать о случае, когда маленькое животное проявляет себя ловким, быстрым, при этом ему многое удается? (Несколько коротких рассказов) У: Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Предположения учащихся) У: Сегодня на уроке вы узнаете интересный случай, который произошел с таким зверьком и продолжите учиться письменно излагать текст. У: Давайте вместе порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или прочитанный текст? Д: Написать письмо, заметку в школьную газету, аннотацию на книгу… У: Скажите, а что значит написать изложение? Д: Написать изложение – это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами. У: что такое текст? Д: Несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. У: что такое тема текста? Д: О чем говорится в тексте. У: Что такое опорные, ключевые слова? Д: Важные слова, чтобы понять текст. У: Кто попробует сформулировать цель нашей работы? Д: Мы будем учиться писать изложение (заметку в газету, аннотацию на книгу) У: Как будем стараться это делать? Д: Грамотно, без ошибок. У: Мы вспомнили, что ключевые или опорные слова – это самые важные слова, основные для понимания содержания текста. Посмотрите на картинки. Называя их, попытайтесь Конторки 2 группа + + + +
Антиципация – предугадыван ие будущих действий и ситуаций предположить о чем будет текст? Выставляются предметные картинки: горностай, рыболов, зима. У: Есть еще одна подсказка. Вот автор текста. Портрет писателя. Кто узнал его? О чем писал В. Бочарников? Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Василия Алексеевича Бочарникова, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека и, возможно, сумеете догадаться, предположить, о чем или о ком будет текст изложения, подаренный нам этим удивительным писателем. (Слайд 10) Родился в 1921 году в степном селе близ Камышина. Жил и работал в Мурманске, Рыбинске, Костроме. Во время войны был связистом, санитаром, автоматчиком и писал стихи — печатался в армейских газетах. После победы стал профессиональным журналистом. Член Союза писателей. Автор нескольких книг рассказов, очерков, стихов. Печатался в разных журналах и газетах. Стихи, как и новеллы, поэтичны, пронизаны чувством любви к родной природе. Перед вами выставка книг Василия Бочарникова. Я предлагаю прочитать к уроку внеклассного чтения те книги, которые вызовут особый интерес. У: Проверим наши предположения. + Конторки 3 группа 2. Ознако мление с текстом Узнаем, чье предположение более точно, прочитав текст на стр. 14 упр. 21. - О ком текст? Вчера мы посмотрели фильм о горностае. Кто такой горностай? - Лексическое значение слова
горностай
Кира нашла в ТОЛКОВОМ словаре. (ЧИТАЕТ) 3. Структу рно -смысло вой анализ текста 3.1 Беседа по содержа нию У: Вам понравился рассказ? О чем он? Какова тема? Д: Горностай. У: Что показалось вам наиболее интересным? Какие слова или словосочетания были непонятны? Какую пословицу можно подобрать к тексту? (Мал да удал, Из малого выходит великое. Мал золотник, да дорог) Работа в группах У: Читайте внимательно, предстоит работа по определению темы, цели, типа, стиля текста. (Эти +
Цель: Способствова ние осознанному восприятию и воспроизведе нию текста 1.2 Анализ структуры текста Самостоятель ное чтение текста детьми слова появляются на доске) 1группа: Определить тему текста. Отражена ли тема в заглавии? 1 Группа: Какова основная мысль текста? 2 Группа: Назови тип речи текста. 3 Группа: Определить стиль текста. После обсуждения в группах 1 группа: Горностай – маленький, но ловкий зверек, находчивый. 2 Группа: Этот текст повествовательный. Здесь объясняется причина и связь событий. 1 Группа: Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создает картины, которые мы можем представить. У: Сколько в тексте частей? Почему так думаете? (Каждая часть начинается с красной строки) Перечитайте первую часть. С чего все началось? Д: Рыболов ловил рыбу зимой. У: Где лежала выловленная рыбка? Что за зверек выскочил на лед? Что произошло дальше? Что сделал рыболов? Какие качества помогают горностаю жить в суровых условиях? Как можно озаглавить 1 часть? (Рыболов) Прочитайте 2 часть. Назовите основную мысль 2 части. Как ее озаглавим? (Горностай) Прочитайте 3 часть. Почему рыболов называет горностая своим знакомым? Куда отнес зверек ёршика? Что это за убежище? Как быстро горностай оказался около рыболова? Как действовал хищник? - Как вы объясните слово РАСТОРОПНОСТЬ? - Обратимся к толковым словарям Д,Н. Ушакова и В.И. Даля, найдем толкование слова. Поработаем в парах. (
Работа в парах.
Динамический момент в ходе учебной деятельности детей
). Назовите основную мысль 3 части. (Мал, да удал) У: Чем заканчивается рассказ? Прочитайте концовку. + + Сели от конторок ( У – с Денисом)
Нужна ли она в тексте? Для чего нужна концовка? Д: Чтобы подвести итог. Физминутка ФИЗМИНУТКА (ЗРЕНИЕ) Орфографиче ская работа У: А теперь поиграем в игру «Зоркий глаз». 1) Найдите в словах орфограммы. (цепочкой) 2) Найдите в классе слова из текста. Запишите на листок 4 слова, которые вам кажутся трудными в написании. У: Я иду проверить, как вы выполнили эту работу. Какие слова использует автор, чтоб не повторять слово ГОРНОСТАЙ? (он, зверек, знакомый). Какие еще синонимы вы бы употребили? + 4. Итогово е чтение текста У: Перечитайте текст. Подчеркните ключевые слова Во время
фронтальной проверки
называемые детьми опорные слова появляются в таблице напротив соответствующей части. (Слайды 28, 29, 30, 31). -Почему выбранными оказались в основном глаголы? Это наблюдение связывается с характерными признаками текста-повествования. 5. 6. Работа в парах Расскажите друг другу текст. 7. Физкультминутка. 2 руки 8. Самосто ятельна я запись текста детьми У: Теперь, пользуясь картинным планом, опорными словами с доски запишите текст самостоятельно. 9. Итог урока Взаимопроверка в парах. Чтение изложений по желанию. 1. Необходимо создание специальных условий, связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучении; 2. Создание благоприятной атмосферы в ученическом классе, атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения; 3. Использование форм организации учебной деятельности по типу «учитель-ученик- ученик-учитель» (обращение детей друг к другу за советом, помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя), воспитание толерантности к иному мнению; 4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс особенностей совместной деятельности учителя и учеников (перестраивать позиции личности, изменять ценностные установки, изменять смысловые ориентиры, цели учения ...);
5. Стимулирование учителем отдельными методическими средствами и приемами развитие коммуникативных действий: использование формы взаимных проверок заданий, выполнение заданий в группе, создание учебного конфликта и обсуждение с участниками способов своих действий и их разрешение…; 6. Внедрение проектных, тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога; 7. Проведение диагностик уровней сформированности коммуникативных УУД, подбирать систему упражнений и заданий для формирования навыков коммуникации, намечать перспективу развития коммуникативных УУД с целью повышения коммуникативной компетенции учащихся.
В раздел начальное образование