Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мир народной сказки"

методическая разработка урока

Автор: Рыбакова Мария Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с.Васильевка, г.Ишимбай Республика Башкортостан



В раздел начальное образование



Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»
Тема: «Мир народной сказки»

Целевые установки урока (планируемые результаты)
*Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов.
Планируемые личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к чтению народных сказок; - учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; - научаться планировать работу на уроке;
Планируемые предметные результаты:
-овладевать навыком смыслового чтения;
*
Работать с содержанием текста сказки: - описывать характер героя; - выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки; - оперировать в речи понятиями: сказка, вымысел, сказочный персонаж, собиратель сказок, традиция; - отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп); - уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения или пересказа;
Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные умения:
- читать тексты и понимать их фактическое содержание; - искать и находить нужную информацию в учебнике; - определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; - планировать свою работу в соответствии с заявленной темой; - выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; - осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения учебного задания; - понимать смысл выполняемых заданий.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; - использовать речевые средства для представления результата деятельности; - умения ответить на поставленный вопрос; словесное иллюстрирование прочитанного.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», выставка книг по теме урока, карточки с новыми словами, кроссворд, презентация к уроку.
Ход урока:

1. Организационный момент
- Прозвенел звонок на наш открытый урок. - Доброе утро, гости. Нам приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
2. Проверка домашнего задания.
- У вас было домашнее задание: повторить русские народные сказки. А сейчас мы узнаем, знаете ли вы сказки. Игра «Доскажи словечко»
1. Он от дедушки ушёл, Он от бабушки ушёл. Круглый сам, румяный бок, А зовётся ……………..(Колобок) 2. Где и когда приключилось такое!? Мышка разбила яйцо золотое, Дед горевал. И печалилась баба… Только кудахтала ……………….(Курочка Ряба) 3. На печи лежал Емеля, Долго мучился бездельем. А потом пошло везенье, Всё …………………(По щучьему веленью) 4. Он не низок, не высок, И не заперт на замок, Весь из брёвен, из досок Стоит в поле …………………(Теремок) 5. Не послушал брат сестрёнку, Превратился он в козлёнка. Во всём ведьма виновата. Звали как сестру и брата …………..(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) -Все эти сказки одним словом как мы называем? (народные сказки) -Почему мы их называем народными? - А ещё какие бывают сказки? (авторские)

3. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
1) Работа в паре. - Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их .Работаем в паре. - Давайте сначала вспомним правила работы в паре. - Приступаем к работе. 14 0 18 15 1 18 16 5 15 16 11 19 12 1 9 12 10 М И Р Н А Р О Д Н О Й С К А З К И - А сейчас определим тему урока. Какая же тема урока? - Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнём сегодня изучать. И тема урока также «Мир народной сказки». Как вы понимаете это название? - Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? - Какую цель мы поставим? (Определить, к какому виду относятся сказки. Определить вымысел сказки, находить персонажей сказки.) - Откройте учебник на с.46. Прочитайте, значение каких понятий мы узнаем при изучении этого раздела. (Сказка, сказочный персонаж, вымысел) -Как вы понимаете понятие «сказочный персонаж»? Вымысел? - Вспомните сказки, которые вы читали в первом классе. Как они называются? К какому виду они относятся? (народные). А ещё какой вид сказки вы знаете? (авторские)
4.Работа по теме урока.
- Прочитайте диалог Ани и Вани. Расскажите, что вы узнали из него? - Как вы понимаете выражение «собирать сказки»? - В России самым известным собирателем сказок был Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль.
5. Физминутка «Весёлые зверушки»

6. Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, а как по-вашему, что такое сказка? -Прочитайте, что нам сообщает об этом профессор Самоваров. (с.46-47- дети читают текст) -Приведите примеры сказок о животных, бытовых, волшебных. -Какие признаки сказки вы знаете? Признаки: 1. Волшебные предметы; 2. Сказочные слова и выражения; 3. Борьба добра и зла; 4. Добро побеждает зло; 5. Троекратный повтор; 6. Концовка - Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете?
7. «Узнай сказку»
1) – Откройте учебник на с. 48. Рассмотрите иллюстрации на развороте. Узнали сказку? - К какому виду относится эта сказка? - Рассмотрите внимательно все рисунки. Расскажите, что на них изображено. - назовите персонажей сказки. Определите последовательность событий. - Может быть, что- нибудь пропущено? -Какие рисунки можно подписать предложениями, помещёнными на с.48 2) Пересказ сказки - А как вы думаете, чему учат сказки? 3) Работа в группе. - С каким жанром народного творчества познакомились на уроке? - А сейчас поработаем в группе. Сначала вспомним правила работы в группе.
- Задание: Нужно заполнить кроссворд по народным сказкам. Кроссворд по русским народным сказкам: - Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда. 1. Гуси- …..(лебеди) 2. Василиса- …..(Прекрасная) 3. Коза- …..(Дереза) 4. Кот, Петух и ….. (Лиса) 5. Сестрица Алёнушка и братец …..(Иванушка) (проверка кроссворда) 1. 2. 3. 4. 5.
8.Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение: *На сегодняшнем уроке я узнал ………. * После урока мне захотелось …………. - А теперь оцените свою работу на уроке: красный – у меня все получилось зелёный - мне нужно подтянуться жёлтый – мне нужна помощь

9. Оценивание.
Давайте вспомним: какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили ли мы эти задачи? Докажите.
10. Подведение итогов урока.
- С каким жанром народного творчества познакомились на уроке? - С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? - О каких писателях узнали? - С какой сказкой работали на уроке? - Кто её автор?
11. Домашнее задание.
-Найти и прочитать народные сказки


В раздел начальное образование