Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Физминутки в начальной школе"

Методическая разработка

Автор: Тезева Елена Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 76, город Хабаровск



В раздел начальное образование




Физминутки в начальной школе.
Выполнила: Тезева Елена Михайловна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 76 г.Хабаровск В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей младшего школьного возраста наглядно- образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися начальных классов на всех этапах урока. Важно правильно организовать работу класса: 1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз. 2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске. 3. Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др. Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются разнообразные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений: • составлять интересные физминутки, соответствующие возрасту учеников; • привлекать внимание ученика; • учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников; • грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук; • следить за появлением первых признаков утомления. Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. О развитии переутомления у школьника свидетельствуют: 1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий; 2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; 3. появление чувства усталости. Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия. Признаки переутомления:
резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; расстройства невротического характера; стойкие изменения регуляции вегетативных функций; снижение иммунитета. Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Существует несколько видов физминуток:
 упражнения для снятия общего или локального утомления;  упражнения для кистей рук;  гимнастика для глаз;  гимнастика для улучшения слуха;  упражнения для профилактики плоскостопия;  упражнения, корректирующие осанку;  дыхательная гимнастика.  акватерапия Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление. Для профилактики надо на уроках чередовать различные виды деятельности и обязательно включать в урок физминутки. Физкультминутки, проводимые на занятиях, состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Обычно физкультурные паузы проводятся в течение 1-2 минуты, во время занятия. Обще-развивающие упражнения (3-4 упражнения, ходьба или бег на месте) В форме подвижной игры. Движения и упражнения должны быть знакомы детям и несложны в исполнении. В виде танцевальных движений под музыку, пение учителя или детей. В форме дидактической игры. В форме имитации различных движений (дровосек, водитель, летчик) Движения под стихотворение, потешки, загадки, считалки, мимические упражнения, зрительная гимнастика. Для отдельных частей тела
Проведение динамических пауз во время занятия должно сочетаться с темой и содержанием. Каждая физминутка разрабатываются мною к конкретному виду занятия с определенным набором упражнений. С целью разнообразия и эффективности проводимых упражнений, регулярно пополняю комплексы упражнений, создаю картотеки. Еженедельно происходит замена или разнообразие содержания физминуток с целью, повысить интерес к занятию, улучшить качество движений. В данном разделе размещены материалы с полезными упражнениями:
Физминутки начало урока.
Веселый зазвенел звонок, Давайте же начнём урок, Работать вместе будем, Всё важное обсудим. Начинается урок, Он пойдёт вам, дети, впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы грамотно писать! Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим Ну–ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить Только лишь оценку «5» Прозвенел и стих звонок Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Чтоб урок прошел не зря Сели ровно, детвора. Время даром не теряем И работать начинаем Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки, на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. Отвечайте «да» или «нет» на мое утверждение: Очень любим мы учиться-… И, конечно же, лениться-… Выполняем все задания-… Очень любим опоздания-… Читаем, пишем, рассуждаем-… Дисциплину нарушаем-… Всем успехов пожелаем-… И урок мы начинаем!
Мы теперь не просто дети, Мы теперь ученики Вот опять звенит звонок, начинается урок. На уроках не хихикай, Стул туда-сюда не двигай, Педагога уважай И соседу не мешай. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Игра "Веселые обезьянки " (пишем не только руками, но и ногами)
________________________________________
Физминутки для глаз.
(Использование офтальмологического тренажёра, расположенного на стене и использование ИКТ технологий). Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4- 5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. (Учитель водит указкой по кругам разного цвета) Посмотрите вверх на луг. Вправо, влево бежит жук, Летит куда - то стрекоза, А навстречу ей пчела. Облетел владенья шмель, Работой занят муравей. - Ребята, а, сколько насекомых бегало по нашему лужку?
Релаксирующая физминутка.
Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем, Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают… засыпают…(2р.) Шея не напряжена
И расслаблена, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется. Дышится легко…ровно… глубоко… Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем, Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть! Для того, чтобы разнообразить свои занятия и заинтересовать детей, использую в своей работе разные физминутки, например «Сенсорная тропа» которая очень хорошо, массажирует стопы, расслабляет мышцы, и поднимает настроение детей.
Сенсорная тропа.
Динамические минутки.
КИ – ГЫ – КИ – вот идут быки. (Мизинцем и указательным пальцем обеих рук изображают рога и потрясают ими) ГИ – ГЫ – ГИ – на лужок беги. (Сжимают обе руки в кулачки, затем разгибают указательные
и средние пальцы и как будто бегут ими по парте) ГУ – ГУ – ГУ – гуси на лугу. (Пальцы соединяются в щепотку, затем разъединяются, изображая закрытый и открытый клювик) ВУ – ВЮ – ВУ – они щиплют траву. (Сгибают и разгибают пальцы, не сжимая их в кулачки) Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. (Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью» «Оры-оры-оры, собираем помидоры», «ец –ец – ец, кладу в корзину огурец», «ур-ур-ур, мы кормим кур», «ор-ор-ор, подметаем двор», «ру-ру-ру, смастерим мы конуру», «цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо». (ритмично произносить слова, дети имитируют) В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой. Он руками замахал И зверей заколдовал. Но пришли друзья-детишки, Озорные шалунишки,
Стали думать и решать, Как заданья выполнять. Наконец они решили И зверей освободили. А теперь, друзья, - плясать, Нам не надо унывать. Мы лопатки взяли, Землю раскопали. Грабли в руки взяли, Землю разровняли. Семена рядами Дружно мы сажали. Лейки в руки взяли, Грядки поливали. Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, А потом они присели И за парту тихо сели. Под листочком жук проснулся, Потянулся и встряхнулся, Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы.
Пальчиковая гимнастика.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук: Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Этот пальчик – вот какой, называется большой. Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять! 1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистил стол, Этот добр, а этот зол. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди Встали пальчики – ура В школу нам идти пора. Этот пальчик – бабка, этот пальчик – дедка, Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама А вот это я – малыш. (хлопки) Кот Антипка жил у нас, Он вставал с лежанки в час, В 2 на кухне крал сосиски, В 3 сметану ел из миски, Он в 4 умывался, В 5 по коврику катался, В 6 тащил сельдей из кадки, В 7 играл с мышами в прятки, В 8 хитро щурил глазки, В 9 ел и слушал сказки, В 10 шёл к лежанке спать, Потому что в час вставать. Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём
Снова рисовать начнём Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь. 1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине Этот пальчик безымянный… Он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал… очень, ловок и удал. Долго – долго мы лепили, Наши пальцы утомили Пусть немного отдохнут И опять лепить начнут. Дружно руки разведём И опять лепить начнём. Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки вверх, Шевелитесь пальчики Так шевелят ушками Серенькие зайчики
Где ладошки? Тут, тут, На ладошках – пруд, пруд, Палец большой – это гусь молодой, Указательный – поймал, Средний – ощипал, Безымянный – печь топил, А мизинец - суп варил. Полетел гусь в рот, А оттуда в живот. Вот!
Весёлая минутка.

А теперь отдохнем. И в этом нам помогут слова-действия. Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, Приседайте, Пошагайте, Пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. -Какие слова помогли нам провести физминутку? Буратино потянулся, Раз – нагнулся, 2 – нагнулся, 3 – нагнулся. Руки в стороны развёл, Видно, ключик не нашёл Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. На болоте 2 подружки, 2 зелёные лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет, Всем друзьям физкультпривет! -Вы, наверное, устали? -Да! -И поэтому все встали Дружно вытянули шеи И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!» Пошипели, помолчали И, как зайки, поскакали Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли. Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка – попрыгушка – глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.
Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! -Как живёшь? -Вот так! Как идёшь? -Вот так! -А бежишь? -Вот так! -Ночью спишь? -Вот так! -Как берёшь? -Вот так! -А даёшь? -Вот так! -Как шалишь? -Вот так! -А грозишь?
-Вот так! В огороде рос подсолнух Вот такой, вот такой! В огороде рос подсолнух С ярко-жёлтой головой. Головою он вертел, Всё увидеть сам хотел. Что подсолнух видел там Он сейчас расскажет нам. У корытца две подружки, Две весёлые свинушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Влево, вправо наклонялись И обратно возвращались. Носом вдох, а выдох-ртом. Дышим глубже, а потом Марш на месте, не спеша. Как погода хороша! Не боимся мы пороши-ловим снег, хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам. Хватит снега вам и нам!
Мы теперь метатели. Бьём по неприятелю! Размахнись рукой, бросок! Прямо в цель летит снежок! Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили: Вот так и вот так, Ещё эдак, ещё так, Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили: Вот так и вот так, Они из речки воду пили, А потом они плясали, Дружно лапы поднимали Вот так и вот так, Дружно лапы поднимали. Скок – поскок, скок – поскок Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки, подтянись! Лапки ставим на бочок, На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. (ритмично произносить слова, дети имитируют) В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой. Он руками замахал И зверей заколдовал. Но пришли друзья-детишки, Озорные шалунишки, Стали думать и решать, Как заданья выполнять. Наконец они решили И зверей освободили. А теперь, друзья, - плясать, Нам не надо унывать. Вы старались, вы писали И немножечко устали. Вверх поднимем ручки И дотянемся до тучки. Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас детей.
Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло. Раз, два, выше голова. Три, четыре руки шире. Пять, шесть тихо сесть. Семь, восемь лень отбросим. Крадёмся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернём. Теперь садимся тише, тише Притихнем, словно в норках мыши. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Ванька – встанька, Приседай-ка, Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой.
Только в лес мы вошли, появились комары, Руки вверх, хлопки над головой, Руки вниз – хлопок другой. Снова дальше мы идём, Перед нами водоём, Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее, Раз – два, раз – два, позади уже вода. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко… Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лису обхитрим, На носочках пробежим. Серый заяц скачет в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседе, шалунишке, И закончилась игра, За работу нам пора. Поднимает руки класс-это раз Повернулась голова-это два. Руки вниз, вперед смотри - это три. Руки в стороны по шире развернули на четыре. Самого себя обнять - это пять. Всем ребятам дружно сесть - это шесть.
Шлёп-шлёп-шлёп – иду по лужам. (ритмичное постукивание ладонями по коленям) Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. (ритмичное притопывание) Как-кап-кап-мне зонтик нужен. (поднять руки вверх и ритмично встряхивать кистями) Оп-оп-оп – вода по спинке. (ритмичное похлопывание ладонями по спине) Буль-буль- буль – упала шапка. (выполняют «пружинку») Ой-ой-ой – кругом вода. (ритмично кружатся) Да-да-да-себя так жалко. (качают головой) Одевайтесь в дождь всегда! Цапля весело гуляла, Всех лягушек разогнала, Покачалась, покачалась, Тину с лапок обобрала, Шейкой длинной повертела, Всю округу осмотрела, К солнцу сладко потянулась, потянулась, Вся встряхнулась, вся встряхнулась, И, укрывшись в камышах, Затаилась, улыбнулась.
Ёлочки зелёные на ветру качаются (2 раза) Низко наклоняются, низко наклоняются. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов, Сколько бабочек у нас, Приседаем столько раз. Сколько синеньких платочков, Столько сделаем прыжочков. Мы читали и писали И немножечко устали, Физкультминутку проведём И все вместе отдохнём. Руки в стороны возьмите И на пояс опустите, Шаг на месте, раз, два, три, Плечи шире разверни, Проведём одну игру, Все присядем, скажем: «у», Быстро встанем, скажем: «а», Нам пора уж за дела! Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками, киваем головой. Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем. Мы крутимся потом. Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Мы руки поднимаем: хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведем. И побежим кругом. Тихо все, ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садись. Мы с товарищем вдвоём Шли на лыжах на подъем, А потом с горы спускались, Разъезжались и съезжались, Объезжали все пеньки, Доезжали до реки, Снова лезли на подъём, Чтобы съехать вниз потом. Дружно хлопаем в ладоши, Раз, два, три, четыре, пять. А теперь давайте вместе, Нужно, солнышко достать! Ой! Достали! потянулись, Вот ребята молодцы! А, теперь, назад вернулись, К стульчикам, мы потянулись,
За уроки принялись Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит надо не зевать, Прыгать, Бегать, И играть. Очень, нравятся детям анимированные физминутки. Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевление) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. А также для детей начальной школы она интересна.

Физминутки по музыку на переменах.
Необходимо отметить, что музыкальные физминутки на переменах в начальной школе, позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего учебного процесса. И это немаловажно, если учесть, что, дети, часто бывают с неустойчивой психикой, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!
Спортивные - физминутки под музыку.

Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!
Акватерапия.
Вода – одно из эффективных средств, которое способствует формированию и развитию гигиенических навыков, снимает проблемы общения, стимулирует ведение здорового
образа жизни, приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект, снимает стресс.
Такой подход к организации физминуток способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Творческих успехов!


В раздел начальное образование