Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы воспитания в современной школе"

статья

Автор: Щекатурова Наталья Александровна, учитель начальных классов, МБОУ г. Иркутск СОШ № 30, г. Иркутск, Иркутская область



В раздел начальное образование




«Воспитание в современной школе – проблемы, достижения, инновации».
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпри- нимаемые на федеральном и региональном уровнях. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. А это зависит от организации целостного пространства духовно-нравственного развития и в первую очередь младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в
урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его

родителей.
При этом наше образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся. Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности: - в содержании и построении уроков; - в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; - в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; - в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; - в личном примере ученикам. В основе программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
аксиологический, системно-деятельностный,

развивающий.

Аксиологический подход.
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть
у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Системно-деятельностный подход.
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: - воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной. - системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.
Развивающий подход
. Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию программы воспитания и социализации учащихся начальной школы. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру
информация может быть учебной, научной,

познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала. Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно- социальном мире. Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с
основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил НОТ до алгоритмов решения определенных типов учебных задач). Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, как в школе, так и вне школы. Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения Духовно-нравственное воспитание - это процесс формирования у ученика: 1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), 2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), 3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), 4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Цель: воспитание, развитие и становление личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе. Задачи: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; 2. представления о символах государства — флаге, гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; 3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; 4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; 5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; 6. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; 7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; 9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; 10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; 11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего микрорайона, города; 12. любовь к образовательному учреждению, своему микрорайону, городу, народу, России; 13. уважение к защитникам Родины; 14. умение отвечать за свои поступки; 15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Направление: гражданско – патриотическое воспитание.
Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность - изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно- оценочным линиям развития в разных предметах: - окружающий мир, «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка»; - литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории; - духовно -нравственная культура народов России, равенство и добрые отношения народов России; Реализация гражданских правил - знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; 2. Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.); 3. забота о памятниках защитникам Отечества; 4. организация для жителей города национально- культурных праздников, 5. участие в восстановлении памятников культуры и истории родного села, района, края; 6. участие в детско- взрослых социальных проектах: по
поведения в учебных взаимодействиях: – посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; – групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; – специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища (например, в математике - методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов»). – экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.; – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п; – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; – ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России; – осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов; – завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п. подготовке празднования государственных праздников России, «Этот день победы…» и т.п..
История России (
слайд) Урок Внеурочная деятельность Праздник
Окружающего мира Юный исследователь Русской народной песни
«Наша Родина – Россия» «Путешествие по родному краю»
Например,
учитель использует на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками под его руководством или самостоятельно на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе проведения внеурочной работы (например, кружковой) по учебному предмету учитель и ученики используют знания, умения и навыки,
полученные на уроках. На этом уровне организации взаимодействия урочных и внеурочных занятий более заметно функционирование информационных и вещественных связей.
Средний

уровень
характеризуется целенаправленной, но одноcторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. На этом уровне педагог использует определенные возможности применения различных результатов внеурочной деятельности школьников на уроке. Например, учитель планирует изготовление простейшего лабораторного оборудования или наглядных пособий со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе. Этот уровень определяется односторонностью, но целенаправленностью использования всех видов связей (развития личности, информационных, вещественных) и результатов урочной работы на внеурочных занятиях по соответствующему учебному предмету (индивидуальные творческие задания и т.п.). Взаимосвязь становится управляемой.
Высокий

уровень
организации взаимодействия между урочными и внеурочными занятиями характеризуется таким состоянием связей, при котором педагог целенаправленно планирует эти связи и управляет всем их многообразием. На этом уровне организации взаимодействия урочной и внеурочной работ становится возможным полное и эффективное использование всех связей в их комплексе. Фактически учитель осуществляет управление системой урочно- внеурочной работы (УВР). Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: 1. Домом детского творчества 2. Городским краеведческим музеем 3. Городской библиотекой Формы взаимодействия с социальными партнерами, обеспечивающие нравственное развитие, воспитание и качество подготовки учащихся школы. № Основные партнеры Формы взаимодействия 1. Городской краеведческий музей, Знакомство с русским искусством и культурой (выставки, фестивали, конкурсы, концерты), организация и проведение культурно – образовательных программ, реализация детских мероприятий. 3. Дом детского творчества Реализация развивающих воспитательно – образовательных программ дополнительного образования. 4. Городская библиотека Тематические выставки книг, совместное участие в различных проектах, конкурсах, познавательных мероприятиях. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие школы и семьи
имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы: - родительские собрания и конференции; - индивидуальные консультации; - педагогический практикум; - родительский лекторий; - семейная гостиная; - родительские недели. Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются: - развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку; - усиление взаимного интереса и принятия; - развитие конструктивных способов взаимодействия; - поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; - увеличение взаимной открытости; - улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития. В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе. Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, ситуация выбора. Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется
методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка
», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности. Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.
Методика «Магазин
»

Цель
: изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.
Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»

Цель
: диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру. Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система духовно - нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды. Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего России!


В раздел начальное образование