Статья "Православие и образование, воспитание"
Статья "Православие и образование, воспитание"
Автор: Русских Вера Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ "СШ №1", город Новый Уренгой, ЯНАО
В раздел начальное образование
Третьи региональные Рождественские Чтения
«Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1
П
равославие и образование,
воспитание
Курс:
Духовное наследие преподобного Сергия
Радонежского в патриотическом воспитании
Учитель МБОУ СОШ №1 г. Нового Уренгоя Русских Вера Леонидовна Стаж работы 32 года
“В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше” Н.А. Добролюбов Одной из задач школы, её приоритетным направлением является гражданско-правовое патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко- культурному наследию своего народа. В этом большую роль играет музеи школы. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников – всё это и многое другое становится предметом познания наших детей, источником их социального и духовного развития. Несомненно роль личности в истории велика. Особо дорог и почитаем на Руси образ святого Сергия Радонежского. Именно в его образе собрано все то, чем характерны русские, к чему сотни лет обращается наш народ – могучий дух, отеческая любовь к каждому человеку. Народ поддержал церковный деятель Сергий Радонежский. Своим подвижничеством, стойкостью, самоотречением он взыскал огромный авторитет у народа. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, об истории Троице-Сергиевой Лавры и главных Соборов России, происходит знакомство с житиями святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, других угодников Божиих. Продолжением духовного общения являются экскурсии в Лавру, посещение соборов и церквей, храмов в Деулино, Абрамцево. Посещения памятников православной культуры, которые расположены на территории района и области, в городе Москве, городах Золотого кольца России, рассказы, беседы с использованием мультимедийных электронных пособий, воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга,
память о предках-историческую память, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости. Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются и в курсе «Основы православной культуры». Он наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана призван объяснить, в чём ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всём мире и почему напитавшая её наша вера именуется православной. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. Кем же был этот человек - или он не был? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 600 лет? Кем был он для России? Философ Флоренский афористично написал: " Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия". Он уходит в свои в глухие леса с братом Стефаном. В 14-ти верстах от Радонежа, в лесном урочище, Маковиц, среди диких зверей строят они кельи и берут на себя подвиг пустынно жительства. Вдвоем возводят бревенчатую Троицкую церковь… Стефан уходит в городской монастырь, Сергей остаётся один. Что пережил он там? Уединение его вскоре было нарушено, ибо пошли по одному в его пустынь братья - монахи . "Избрав одиночество, Преп. Сергий стремился не столько оставаться совершенно один, сколько трудиться на спасение своей души более или менее в обществе других, но вдали от городов и вообще от
населенных мест. Когда же его первый спутник его покинул, ему пришлось начинать монашескую жизнь в полном одиночестве и тем самым основывать новый вид, "подвига", новый образ жизни, какого Русь раньше не знала. В течение некоторого периода, продолжавшегося от двух до четырех лет, Сергий жил именно так. Два года прожил в пустыне, в полнейшем одиночестве. Страшно даже одну ночь провести в лесу одному, без живой души вокруг. Сергия без сомнения ужасали образы, созданные его собственным - воображением, - ибо воображение всегда так трудно обуздать; ему приходилось бороться со страхом, вызванным различными бесовскими явлениями, а по словам его биографа таких было не мало; кроме того, уже в действительности, а не только в воображении, он должен был преодолевать физический страх, который на него наводил вой волков и рев медведей, бродивших вокруг его хижины. И после каждой такой ночи, со всеми ее страхами, наступал день, когда надо было вести борьбу еще более тяжелую, с усталостью и с тоской, одолевавшей душу, предоставленную самой себе. Но эти годы борьбы и суровой жизни были для Сергия также годами благодати и великого духовного обогащения. Один, все время отдаваясь молитве, черпая в ней силу и бодрость, он без сомнения укреплял в себе то самое состояние души, к которому он издавна стремился. Читая рассказы, видишь перед собой практическую школу благонравия, где главной наукой было умение отдавать себя на общее дело. Какие же были деяния Сергея Радонежского: Мирил князей, объединял их наставлениями и молитвой; был учителем для ищущих истину; трудник, сам строил монастырь, выращивал огород, готовил пропитание для монахов; насаждал православную культуру, (монастырь - церковь, где переводились книги, писались летописи), молитвенник за землю русскую, духовный наставник князей, монах - воитель, благословил не битву Дмитрия Донского и воинство русское, установил порядок престолонаследия для русских князей.
Русский философ так определил миссию Сергия: «Преподобный Сергий был и остаётся воспитателем русского народа, его пестуном и духовным вождём». Признанный и уважительный всеми, за 6 месяцев до смерти он берёт обет молчания. Он увидел, что бессилен изменить сознание людей; Кем стал для России Сергей Радонежский? Духовное влияние Сергия Радонежского пережило его земное бытие и перелилось в его имя. При имени Сергия Радонежского народ вспоминает свои нравственное возрождение и политическое тоже. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас. И каждый день приходят новые люди, сотворяя одну и ту же молитву" «Святой отче, Сергий Радонежский, моли Бога о нас». Сергий Радонежский – один из любимых героев средневековой литературы, он и до сих пор волнует воображение писателей. Вот роман современного писателя Дмитрия Балашова “Похвала Сергию”, опубликованный в 1993 году. В прологе автор пишет: “Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Бог, свершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека, на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз – уже закружится голова”. Прежде всего, знакомство с путем восхождения отрока Варфоломея к преподобию Сергия Радонежского – это познание пути святости простого человека, раскрытие замысла Божия о цели и смысла человеческой жизни. Это восхождение имело ступени – смирение, послушание, терпение, верность, трудолюбие, скромность, любовь к земному Отечеству. Святоотеческий смысл названных добродетелей не ясен современным школьникам, в сознании которых превалирует искаженное представление о смирении, терпении, как о личностных слабостях, слова «верность» и «скромность» отсутствуют в их лексиконе, а трудолюбие и патриотизм без личной выгоды подвергаются насмешкам.
Урок смирения
преподобного Сергия - это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать
и заканчивать молитвой к Богу.
Урок послушания
– это урок сыновней любви к родителям - праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.
Урок терпения и верности
мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.
Урок трудолюбия
– во всей жизни преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.
Урок скромности
проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д.
Урок любви к Отечеству
– не только в широки известном благословении великому князю Дмитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.
Урок
миротворчества
преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской. Жизнь преподобного Сергия раскрывает перед учащимися
особенности христианского подвига
: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него. Обращение к нравственным урокам преподобного Сергия позволяет решить важную и актуальную педагогическую проблему - восстановление ценности абсолютного нравственного идеала, в противоположность господствующему в воспитательной системе относительному, релятивистскому его аналогу. Это есть путь восстановления цельности личности и ценности жизни каждого человека в условиях современного антропологического кризиса.
Литература : 1. В. Д. Силовский. Родная старина. К-1.-Н.-Новгород. 1993 2. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Под ред. Марчик.- М.Московский рабочий, 1991 3. Учебники "Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО "Издательство АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к "Житию …”; 4. Ксерокопии статьи Н.В. Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада
П
равославие и образование,
воспитание
Курс:
Духовное наследие преподобного Сергия
Радонежского в патриотическом воспитании
Учитель МБОУ СОШ №1 г. Нового Уренгоя Русских Вера Леонидовна Стаж работы 32 года
“В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше” Н.А. Добролюбов Одной из задач школы, её приоритетным направлением является гражданско-правовое патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко- культурному наследию своего народа. В этом большую роль играет музеи школы. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников – всё это и многое другое становится предметом познания наших детей, источником их социального и духовного развития. Несомненно роль личности в истории велика. Особо дорог и почитаем на Руси образ святого Сергия Радонежского. Именно в его образе собрано все то, чем характерны русские, к чему сотни лет обращается наш народ – могучий дух, отеческая любовь к каждому человеку. Народ поддержал церковный деятель Сергий Радонежский. Своим подвижничеством, стойкостью, самоотречением он взыскал огромный авторитет у народа. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, об истории Троице-Сергиевой Лавры и главных Соборов России, происходит знакомство с житиями святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, других угодников Божиих. Продолжением духовного общения являются экскурсии в Лавру, посещение соборов и церквей, храмов в Деулино, Абрамцево. Посещения памятников православной культуры, которые расположены на территории района и области, в городе Москве, городах Золотого кольца России, рассказы, беседы с использованием мультимедийных электронных пособий, воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга,
память о предках-историческую память, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости. Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются и в курсе «Основы православной культуры». Он наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана призван объяснить, в чём ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всём мире и почему напитавшая её наша вера именуется православной. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. Кем же был этот человек - или он не был? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 600 лет? Кем был он для России? Философ Флоренский афористично написал: " Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия". Он уходит в свои в глухие леса с братом Стефаном. В 14-ти верстах от Радонежа, в лесном урочище, Маковиц, среди диких зверей строят они кельи и берут на себя подвиг пустынно жительства. Вдвоем возводят бревенчатую Троицкую церковь… Стефан уходит в городской монастырь, Сергей остаётся один. Что пережил он там? Уединение его вскоре было нарушено, ибо пошли по одному в его пустынь братья - монахи . "Избрав одиночество, Преп. Сергий стремился не столько оставаться совершенно один, сколько трудиться на спасение своей души более или менее в обществе других, но вдали от городов и вообще от
населенных мест. Когда же его первый спутник его покинул, ему пришлось начинать монашескую жизнь в полном одиночестве и тем самым основывать новый вид, "подвига", новый образ жизни, какого Русь раньше не знала. В течение некоторого периода, продолжавшегося от двух до четырех лет, Сергий жил именно так. Два года прожил в пустыне, в полнейшем одиночестве. Страшно даже одну ночь провести в лесу одному, без живой души вокруг. Сергия без сомнения ужасали образы, созданные его собственным - воображением, - ибо воображение всегда так трудно обуздать; ему приходилось бороться со страхом, вызванным различными бесовскими явлениями, а по словам его биографа таких было не мало; кроме того, уже в действительности, а не только в воображении, он должен был преодолевать физический страх, который на него наводил вой волков и рев медведей, бродивших вокруг его хижины. И после каждой такой ночи, со всеми ее страхами, наступал день, когда надо было вести борьбу еще более тяжелую, с усталостью и с тоской, одолевавшей душу, предоставленную самой себе. Но эти годы борьбы и суровой жизни были для Сергия также годами благодати и великого духовного обогащения. Один, все время отдаваясь молитве, черпая в ней силу и бодрость, он без сомнения укреплял в себе то самое состояние души, к которому он издавна стремился. Читая рассказы, видишь перед собой практическую школу благонравия, где главной наукой было умение отдавать себя на общее дело. Какие же были деяния Сергея Радонежского: Мирил князей, объединял их наставлениями и молитвой; был учителем для ищущих истину; трудник, сам строил монастырь, выращивал огород, готовил пропитание для монахов; насаждал православную культуру, (монастырь - церковь, где переводились книги, писались летописи), молитвенник за землю русскую, духовный наставник князей, монах - воитель, благословил не битву Дмитрия Донского и воинство русское, установил порядок престолонаследия для русских князей.
Русский философ так определил миссию Сергия: «Преподобный Сергий был и остаётся воспитателем русского народа, его пестуном и духовным вождём». Признанный и уважительный всеми, за 6 месяцев до смерти он берёт обет молчания. Он увидел, что бессилен изменить сознание людей; Кем стал для России Сергей Радонежский? Духовное влияние Сергия Радонежского пережило его земное бытие и перелилось в его имя. При имени Сергия Радонежского народ вспоминает свои нравственное возрождение и политическое тоже. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас. И каждый день приходят новые люди, сотворяя одну и ту же молитву" «Святой отче, Сергий Радонежский, моли Бога о нас». Сергий Радонежский – один из любимых героев средневековой литературы, он и до сих пор волнует воображение писателей. Вот роман современного писателя Дмитрия Балашова “Похвала Сергию”, опубликованный в 1993 году. В прологе автор пишет: “Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Бог, свершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека, на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз – уже закружится голова”. Прежде всего, знакомство с путем восхождения отрока Варфоломея к преподобию Сергия Радонежского – это познание пути святости простого человека, раскрытие замысла Божия о цели и смысла человеческой жизни. Это восхождение имело ступени – смирение, послушание, терпение, верность, трудолюбие, скромность, любовь к земному Отечеству. Святоотеческий смысл названных добродетелей не ясен современным школьникам, в сознании которых превалирует искаженное представление о смирении, терпении, как о личностных слабостях, слова «верность» и «скромность» отсутствуют в их лексиконе, а трудолюбие и патриотизм без личной выгоды подвергаются насмешкам.
Урок смирения
преподобного Сергия - это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать
и заканчивать молитвой к Богу.
Урок послушания
– это урок сыновней любви к родителям - праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.
Урок терпения и верности
мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.
Урок трудолюбия
– во всей жизни преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.
Урок скромности
проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д.
Урок любви к Отечеству
– не только в широки известном благословении великому князю Дмитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.
Урок
миротворчества
преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской. Жизнь преподобного Сергия раскрывает перед учащимися
особенности христианского подвига
: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него. Обращение к нравственным урокам преподобного Сергия позволяет решить важную и актуальную педагогическую проблему - восстановление ценности абсолютного нравственного идеала, в противоположность господствующему в воспитательной системе относительному, релятивистскому его аналогу. Это есть путь восстановления цельности личности и ценности жизни каждого человека в условиях современного антропологического кризиса.
Литература : 1. В. Д. Силовский. Родная старина. К-1.-Н.-Новгород. 1993 2. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Под ред. Марчик.- М.Московский рабочий, 1991 3. Учебники "Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО "Издательство АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к "Житию …”; 4. Ксерокопии статьи Н.В. Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада
В раздел начальное образование