"Развитие орфографической зоркости младших школьников".
статья
Автор: Ращупкина Ирина Михайловна, учитель начальных классов, МАОУ лицей № 7, г. Томск, Томская область
В раздел начальное образование
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Ращупкина Ирина Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ лицея № 7
г. Томска
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение,
т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно
при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев
обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании.
Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью,
выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении
правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме –
одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая
сформированность орфографической зоркости является основной причиной
орфографических ошибок.
Одной из основных линий развития учащихся в рамках предмета «Русский язык»
является формирование у детей орфографической зоркости.
Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?
Для решения орфографической задачи школьник начальной школы проходит 6 этапов.
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить
правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа ( вида) орфограммы;
4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм
решения задачи.
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Такая работа проводится по каждой орфографической теме. На первых уроках темы дети
вместе с учителем составляют алгоритм работы над орфограммой. На последующих
уроках пользуются этим алгоритмом и работают по нему.
Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью,
считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая
задача, которую выполняют учителя начальных классов –
научить видеть орфограмму,
научить думать при письме.
Существуют различные факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все эти факторы должны быть задействованы при развитии орфографической зоркости.
Зрительный фактор
Он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Для лучшего запоминания словарных слов используется
прием «усиления» (уярчения
)
орфограммы. Усилить орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове,
которое трудно запомнить и легко забывается.
Цель этой работы – научить детей не только приемам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приемов. Учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывание подключать различные чувства детей, побуждать каждого ребенка к выбору индивидуального способа запоминания.
Этапы работы по усилению.
Выделение трудной орфограммы. Постановка перед учащимися проблемы: как уярчить орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Самостоятельный поиск учащимися способов усиления (работа в парах, группах, индивидуально) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
Способы усиления орфограммы:
- написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета ( ягода, яблоко) -деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (горизонт) -составление ребусов ( вокруг) - этимология слова ( береза – белый) В классе ведется словарь , в который дети записывают слова для запоминания и выполняют работу по усилению орфограммы ( рисуют слово). Зрительная память у детей младшего школьного возраста развита лучше. Поэтому это нужно использовать для развития орфографической зоркости, используя программный материал. По любой орфографической теме провожу
зрительные диктанты.
Текст диктанта пишется на доске ( по усмотрению учителя это может быть 1, 2 или 3 предложения). Каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится для проверки.
Алгоритм проведения зрительного диктанта.
1. Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (по времени 1 секунда на 1 слово). 2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. 3. Предложение записывается в тетрадь по памяти. 4. Проверка под руководством учителя. Например, по теме « Удвоенные согласные» можно предложить следующие предложения.
Анна и Алла шли по аллее.
Кирилл тяжело болел гриппом.
По теме « Парные согласные в корне слова».
Летит легкий пушистый снег.
У крыльца мягкий сугроб.
Братья Голубкины побежали на пруд.
Зрительные диктанты могут быть проведены по-разному. 1) Даются предложения, и учитель работает по алгоритму. 2)В предложениях пропущены орфограммы. Проводится разбор их, вставляя пропущенные буквы. Затем проводится работа по алгоритму. 3)Даны предложения. Дети находят в них слова с орфограммами, объясняют их. Потом работа проводится по алгоритму. Литература: 1.В.В. Лайло «Повышение грамотности и развитие мышления» 2.В.В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности».
научить видеть орфограмму,
научить думать при письме.
Существуют различные факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все эти факторы должны быть задействованы при развитии орфографической зоркости.
Зрительный фактор
Он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Для лучшего запоминания словарных слов используется
прием «усиления» (уярчения
)
орфограммы. Усилить орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове,
которое трудно запомнить и легко забывается.
Цель этой работы – научить детей не только приемам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приемов. Учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывание подключать различные чувства детей, побуждать каждого ребенка к выбору индивидуального способа запоминания.
Этапы работы по усилению.
Выделение трудной орфограммы. Постановка перед учащимися проблемы: как уярчить орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Самостоятельный поиск учащимися способов усиления (работа в парах, группах, индивидуально) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
Способы усиления орфограммы:
- написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета ( ягода, яблоко) -деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (горизонт) -составление ребусов ( вокруг) - этимология слова ( береза – белый) В классе ведется словарь , в который дети записывают слова для запоминания и выполняют работу по усилению орфограммы ( рисуют слово). Зрительная память у детей младшего школьного возраста развита лучше. Поэтому это нужно использовать для развития орфографической зоркости, используя программный материал. По любой орфографической теме провожу
зрительные диктанты.
Текст диктанта пишется на доске ( по усмотрению учителя это может быть 1, 2 или 3 предложения). Каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится для проверки.
Алгоритм проведения зрительного диктанта.
1. Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (по времени 1 секунда на 1 слово). 2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. 3. Предложение записывается в тетрадь по памяти. 4. Проверка под руководством учителя. Например, по теме « Удвоенные согласные» можно предложить следующие предложения.
Анна и Алла шли по аллее.
Кирилл тяжело болел гриппом.
По теме « Парные согласные в корне слова».
Летит легкий пушистый снег.
У крыльца мягкий сугроб.
Братья Голубкины побежали на пруд.
Зрительные диктанты могут быть проведены по-разному. 1) Даются предложения, и учитель работает по алгоритму. 2)В предложениях пропущены орфограммы. Проводится разбор их, вставляя пропущенные буквы. Затем проводится работа по алгоритму. 3)Даны предложения. Дети находят в них слова с орфограммами, объясняют их. Потом работа проводится по алгоритму. Литература: 1.В.В. Лайло «Повышение грамотности и развитие мышления» 2.В.В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности».
В раздел начальное образование