"Формирование УУД - залог профилактики школьных трудностей"
Методическая разработка
Автор: Пономаренко Тамила Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ ООШ № 6, н/п Щукозеро Мурманской области
В раздел начальное образование
Развитие универсальных учебных действий -
залог профилактики школьных трудностей
Бондарева А.Г.,
учитель начальных классов
Пономаренко Т.С.,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 6 н/п Щукозеро Мурманской области Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И. Г. Песталоцци Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития.
Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.
Уже при разработке первых уроков мы поняли, что моделирование уроков по формированию УУД – дело хоть и непростое, но выполнимое. Благодаря широкому включению в учебники, тетради и дополнительную литературу разнообразного дополнительного материала их содержание нацелено на формирование всех универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Начиная с первых уроков окружающего мира, знакомим учеников с такими понятиями, как «Родина», «Отечество» и «Отчизна», «гражданин», «Россия», тем самым формируем у них гражданское самоопределение, гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Развивать умение формировать внутреннюю позицию на основе положительного отношения к семье, друзьям помогают следующие задания. С их помощью формируются навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Смыслообразование.
Для развития ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира необходимо оживление имеющегося у детей опыта. При изучении темы «Ты и твое здоровье» ученикам предлагаем вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Очевидно, что все дети знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний предлагаем рассказать о
том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.). Интерес, появившийся у учащихся в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника).
Регулятивные УУД .
Одним из самых важных и ключевых УУД, которые должны сформироваться при успешном обучении, - это регулятивные УУД. Как показывает практика, регулятивные УУД являются основой для успешной учебной деятельности. К регулятивным относятся следующие УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Следующими составляющими регулятивных УУД являются контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Все эти действия хорошо прослеживаются, к примеру, на уроке по теме «Откуда в снежках грязь?». Урок проходил в кабинете биологии. Дети сами проводили опыты: рассматривали снег, очищали талую воду с использованием лабораторного оборудования. После изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые работы. Сами проверяют и оценивают свои знания. Задача учителя научить учащихся оценивать свой труд. Если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности должны формироваться у учеников.
Познавательные УУД:
делятся на • Общеучебные • Логические • Постановка и решение проблемы Под ними подразумевается умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, делать выводы, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить ответы на вопросы). К примеру, урок по теме «План и карта» Вскрываем конверт и достаём листочек с нарисованным планом и текстом про клад. Вот уже десять лет, как я оставил морскую службу и поселился в небольшом доме на окраине леса. Из южного окна моего дома виден небольшой фруктовый сад. Вечерами я люблю сидеть на скамейке под старой яблоней. На запад выходит дверь моего дома. По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру. Оно окружено лесом.
У южного берега озера растёт большая сосна, а рядом с ней находится старый пень. Под ним я спрятал свои сокровища. Детям в группах предлагается прочитать текст и попробовать разгадать тайну, зашифрованную на рисунке. Ребята высказывают свои предположения о том, кто может быть автором этого письма и где находится клад. Задаём вопрос: «Расскажите, почему вы решили, что это письмо пирата и, что клад находится именно здесь?». Пользуясь текстом и чертежом, дети доказывают свои предположения. В ходе работы возникает вопрос: «Как было составлено изображение на чертеже и как оно называется?» Дети высказывают свои предположения, а мы предлагаем найти объяснение в учебнике. Таким образом, мы учим детей извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, анализировать, находить ответы на вопросы. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Например: 1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.
Синтез
- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Например урок по теме «Великий круговорот жизни».
Проблемное обучение. Примером проблемного обучения может быть урок в первом классе по теме «Кто такие птицы?». Создаётся следующая проблемная ситуация: - Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.) - Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.) - Что общего у этих животных? (Умеют летать.) - Можно их отнести к одной группе? (Нет.) - Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?) Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Немаловажную роль на уроках окружающего мира играет проектное обучение. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мир на протяжении 4 лет обучения. Мы сделали сравнительный анализ результатов по овладению обучающимися навыков проектной деятельностью. Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей. Для овладения учащимися
логических действий
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей используются следующие задания: 1. Сравни старинную классную комнату и современную, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи? 2. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей
общеучебные познавательные УУД
: умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД
предполагают следующие действия обучающихся: (представлены на слайдах): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Важной стороной формирования коммуникативных УУД является умение воспринимать информацию, слышать и слушать собеседника, строить речевые высказывания, работать в группе, паре. Эти умения формируются на протяжении всего урока. Так,
например
, детям предлагается рассмотреть изображение плана и карты, и обсудить в группах, чем, по их мнению, отличаются и чем похожи план и карта.
Тема урока:
«Глобус – модель Земли», 2 класс На уроках учащиеся учатся открывать знания и проверять себя, работая в парах или группах. Они учатся понимать возможность различных позиций и точек зрения, понимают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и обосновывать собственное, договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать, выражать собственное отношение к выработке общей точки зрения. Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение. Дети учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, распределяют обязанности для работы в группе и стараются следовать
правилам
взаимодействия. 1. Уважительно относитесь друг к другу. 2. Честно (по очереди) распределяйте обязанности в группе. 3. Умейте слушать, не перебивайте товарища. 4. Не отвлекайтесь, смотрите на говорящего. Мы описали только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочется подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. Отслеживая результаты мониторинга, мы видим положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий. Общая динамика роста УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир»
Источники:
1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с. 3. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000…" и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998- 2006. 4. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6 5. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010 6. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012. 7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
В раздел начальное образование