Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Рабочая программа по окружающему 2 класс по УМК "Школа России"

рабочая программа

Автор: Шилина Светлана Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа №5", город Муравленко, ЯНАО



В раздел начальное образование




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 5»

Рассмотрено на заседании ЭМС СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № «___»______2016 г «___»_______2016г. «____» _______2016г. Председатель ЭМС, зам. директора по НМР Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Школа №5» ________________ ______________ ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Окружающий мир»

для учащихся 2 классов А,Б,В.
Разработчик рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир»: Шилина Светлана Николаевна, учитель начальных классов.
г. Муравленко, 2016
1

Содержание рабочей программы

1.

Титульный лист

2.

Пояснительная записка

3.

Общая характеристика учебного предмета

4.

Содержание учебного предмета

5.

Тематическое планирование

6.

Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету

7.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

8.
2

2.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» является локальным нормативным документом и адресована обучающимся
вторых
классов МБОУ «Школа № 5» и для детей с ОВЗ. Рабочая программа учебного предмета реализует основные идеи учебно- методического комплекта «Школа России». Учебник : Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 кл. ч.1, 2- Просвещение, 2015.
Срок реализации:
Программа актуальна для второго года изучения учебного предмета «Окружающий мир» (2016- 2017 учебный год) В основу разработки рабочих программ учебных предметов, курсов положены следующие нормативные документы:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009 №15785);  приказ Минобрнауки РФ №2357 от 22 сентября 2011года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009г. №373»;  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;  приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»;  основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5», рассмотрена назаседании Совета школы (протокол № 8 от 05.04.2011), на заседании педагогическго совета (протокол №8 от 29.05.2015), утверждена директором (приказ №373 от 31.08.2015) с изменениями и дополнениями (протокол №9 от 29.08.2016 заседания педагогического совета, приказ №599 от 31.08.2016);  примерные рабочие программы учебных предметов, курсов;  УМК «Школа России», РО Л.В.Занкова, «Начальная школа 21 века»;  Положение о рабочей программе, рассмотрено на производственном совещании (протокол № 1 от 27.01.2014г.), утверждено приказом (№ 50 от 27.01.2014).  Заключение ТПМПК для детей с ОВЗ 3

Актуальность
и значимость учебной программы состоит в том, что «Окружающий мир» как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Данная рабочая программа предназначена для 2 классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специфической особенностью рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» являются:  Перераспределение количества часов и порядка изучения тем в содержании предметных разделов на основании группового состава класса, личностных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;  Коррекционная направленность. Резервные часы и часы, отведенные на закрепление и повторение, используются для проведения индивидуальной и групповой коррекции общеучебных знаний и умений. Коррекция психофизических, социальных, эмоциональных проблем детей с ОВЗ способствует индивидуальная и групповая работы, направленные на формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Основная цель
– это освоение содержания предметного материала и обеспечение возможности продолжения дальнейшего обучения в основной школе. Принципы построения учебной деятельности:  Частая смена учебной деятельности.  Повторяемость программного материала.  Систематичность изучения предметного материала.  Учёт индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.  Единство диагностики и коррекции.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в решении общих целей и задач начального общего образования
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Предмет «Окружающий мир» используется и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроке чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- научному и эмоционально- ценностному постижению окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Общей
целью
начального общего образования учебного предмета «Окружающий мир» является: — формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; Для достижения поставленной цели изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих практических
задач
:  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культу ре, истории и современной жизни; 4
 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения обучающимися требований федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования (ФГОС НОО):
Реализация рабочей программы, разработанной
в соответствии с новыми образовательными стандартами
, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только
предметных (
научатся, получат возможность научиться
)
, но и
личностных, метапредметных
, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Предметными
результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются формирование следующих умений:  понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;  уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;  осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);  устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметными результатами
изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений. Виды УУД Обучающийся научится: Регулятивные УУД У второклассника продолжается: -процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска седства её осуществления: -процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -адаптация в классном коллективе. Познавательные УУД -процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -формирование умения использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; -формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с 5
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; -процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; -формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» -процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; Коммуникативные УУД - формирование умения слушать собеседника и вести диалог; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. -адаптация в классном коллективе. Личностные УУД - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -формирование процесса овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающимся мире; -формирование процессов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта.
Для контроля освоения планируемых результатов по окружающему миру не предусматриваются отдельные часы. В ходе освоения программы на уроках используются следующие виды и формы контроля Виды контроля Форма контроля входной Тесты, письменные проверочные работы. Текущий Письменный и устный опрос презентации, практические работы. рубежный Практические работы, тесты, проекты письменный и устный опрос итоговый Тесты, интегрированные проверочные работы, проекты. 6

3. Общая характеристика учебного предмета
Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико- ориентиованными знаниями для развития их экологической, культурологической грамотности и соответствующих компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценить своё место в окружающем мире, участвовать в его созидании. Деятельность, которой занимаются дети на уроках « Окружающего мира» способствует развитию учебно- познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования. Существенная особенность процесса изучения «Окружающего мира» является развитие детской эрудиции. большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических чувств школьников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
 формирование психологических условий развития сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовность к сотрудничеству;  развитие ценностно- смысловой сферы личности (эстетических чувств и чувства прекрасного, ориентация в нравственном содержании и смысле текстов, собственных действий)  развитие умения учиться ( развитие познавательных интересов, умение планировать, контролировать, оценивать собственную деятельность;  развитие самостоятельности, инициативы и ответственности (настойчивость в достижении цели, готовность к диалогу);  развитие социокультурной компетентности (устная и письменная речь, монологическая и диалогическая речь, навык грамотного, безошибочного письма как показатель общей культуры человека).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» относится к образовательным областям
«Естествознание» и «Обществознание»
учебного плана общего начального образования. Согласно учебному плану на 2016-2017 учебный год МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделяется 86 часов ( 34 учебные недели, 2 н/ч). Педагог имеет право вносить коррективы в рабочую программу на протяжении учебного года на основании приказов по образовательному учреждению по причине отмены или переноса учебных занятий (актированные дни, карантинные мероприятия и др.). Данные изменения вносятся в КТП в раздел «Примечание»
4. Содержание учебного предмета
Характерными особенностями содержания окружающего мира являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Технологии:
 информационно- коммуникативная;  здоровьесберегающая;  деятельностный подход. 7

Методы:
 деятельностный метод обучения;  исследовательский;  частично- поисковый;  диалоги;  работа в группах;  объяснительно- иллюстративные.
Средства
- учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.
Формы
организации деятельности:  общие или фронтальные (работа со всем классом);  индивидуальные (с конкретным учащимся);  групповые (звено, бригада, пара и т. д.)  работа в парах В рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены содержательные линии: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Основные содержательные линии ФГОС Разделы Содержание раздела Человек и природа Природа Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края. Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. 8
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края. Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям. Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу. Человек Общее представление о строении тела человека. Характеристика отдельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Человек и общество Общество Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент РФ – глава государства. Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника 9
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др. Россия на карте; государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Экологическая безопасность. . Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир (УМК «Школа России»), в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса деление часов по темам и разделам проведено учителем
Учебно-тематический план
№ п\п Наименование раздела Содержание раздела Количе ство часов 1.
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи,
3 ч
10
машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему . 2.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными расте ниями и животными и мерами их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия:
наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
21ч
3.
Жизнь города и

села
Город (село), где мы живем: основные особенности, дос тупные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс тавления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
10ч
11
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо - гические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:
наблюдение за зимними изменениями в природе; знакомство с достопримечательностями родного города. 4.
Здоровье и

безопасность

Здоровье и безопасность (10ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здраво охранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог) Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Правила эколо гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа:
Отработка правил перехода улицы.
10ч
5.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно шения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа:
Отработка основных правил этикета.

6.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает ся по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия:
наблюдение весенних изменений в природе.
18ч
12

Практическая работа:
определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приемов чтения карты.
ИТОГО

68

часов
В процессе обучения могут вноситься изменения в КТП в связи с проведение муниципальных, комплексных, диагностических работ, Дней Здоровья, актированных дней, Дней Всех Наук. Данные изменения вносятся в раздел «Примечание». В мае месяце выделены часы на реализацию практической части. В КТП соответствующие изменения внесены.
5.Тематическое планирование
13
14 № п/ п Название программного раздела. Название темы урока. Ко л- во час ов
Деятельность

учащихся
Деятельн ость учителя
Предметные

результаты

УУД
Форма прове де-ния урока Матери ал к уроку Приме- чание Где мы живём – 3 ч 1 Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. Р.К. 1 наблюдают за объектами природы, их сравнивают, знают свой адрес. Подбор материала умение определять свой «адрес в мире», называть свой адрес Л формирование внутренней позиции шк-ка. Пнаблюдение и анализ объектов работа с информацией, Кработать в парах практ ика эл.пр ил. ИКТ просмо тр слайдо в о Муравл енко почталь он 2
Стартовая

диагностика.
Россия- священная наша держава. 1 работают в паре: извлекают ин- формации о федеральном устройстве России разрабатывают и представляют проекты. Организа ция работы при наблюден ии знание символов России; анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России Кнаблюдение и анализ объектов Р представление проектов диагн остик а фотог рафи и, рисун ки детей, флеш ки ИКТ, просмо тр матери ала 3 Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. ПДД. На наших улицах. 1 осваивают правила безопасного поведения, самоконтроль, самокоррекция. Работа над формиров анием действия контроля, над создание м спец. Ситуаций знание правил поведения на улицах; умение их применять в различных ситуациях Л выбор своих действий Рсамоконтроль, самокоррекция, моделирование ситуации на улицах Ролев ая игра Табли ца, карти нки. ПДД Нетбук (сост табл) Природа – 21ч 4 День Всех наук. Неживая и живая природа. ОБЖ. Взаимосвязь человека с окружающей средой . 1 Классифицируют объекты по существенным признакам организац ия разных форм взаимоде йствия для исследова ния и анализа знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных; умение классифицировать и различать объекты жив. И нежив. природы. П чтение схем исслед ование Табл ица, карт инк и. Эл.п рил. ОБЖ ИКТ работа по закр. Матер иала

6.

Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету
Система контроля и оценки разработана на основе требований к результатам (предметным, метапредметным, личностным) с учётом авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5». Система контроля и оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта используется персонифицированная информация в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах используется не персонифицированная информация о 15
достигаемых обучающимися образовательных результатах. Система оценки предусматривает и уровневый подход к преставлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких процедур общих принципов: 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно. 3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили. 4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. 5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Виды контрольно- измерительных материалов

Вид работы

Тема
Стартовая диагностика
Входная
Практическая работа № 1 Измерение температуры Экскурсия № 1 В гости к осени Практическая работа №2 Знакомство с горными породами и минералами Практическая работа № 3 Распознавание деревьев, кустарников и трав
Проверочная работа.
Качество усвоения программного материала за первую четверть Практическая работа №4 Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений Практическая работа №5 Отработка приёмов ухода за комнатными растениями Практическая работа №6 Отработка приёмов ухода за животными живого уголка Тест №1 Природа Промежуточная диагностическая работа
Итоговая работа за 1 полугодие
Экскурсия № 2 В гости к зиме. Сезонные изменения в природе Тест № 2 Жизнь города и села Практическая работа №7 Отработка правил перехода улиц
Тест № 3
Здоровье и безопасность Практическая работа №8 Отработка основных правил этикета 16

Проверочная работа
Качество усвоения программного материала за третью четверть
Тест №4
Общение Практическая работа №9 Определение сторон горизонта по компасу Экскурсия № 3 В гости к весне Практическая работа №10 Освоение основных приёмов чтения карты Тест № 5 Путешествия Итоговая диагностическая работа Качество усвоения программного материала за учебный год Экскурсия № 4 Впереди лето Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» можно представить в следующей форме: В результате изучения окружающего мира второклассники научится: Второклассники получат возможность научиться: -распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; -правила поведения в природе; -называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; -называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; -распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; - называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; о культуре поведения в -различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных ( по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; -различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в 17
общественных местах; -называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; название нескольких стран мира. общественных местах; -определять основные стороны горизонта с помощью компаса. С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по предмету «Окружающий мир» предлагаются следующие
процедуры
: Объект Процедуры оценки Личностные результаты Сформированность личностных УУД Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации Метапредметные результаты Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио) Оценка за итоговые проверочные работы (решение специальных диагностических задач, комплексных заданий на межпредметной основе) Неперсонифицированная оценка. 18
Предметные результаты Сформированность учебных действий с предметным содержанием Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание) Итоговая оценка (по разделу «Ученик научится») Неперсонифицированные процедуры
Формы и методы контроля
и учёта достижений обучающихся по математике (с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности): Обязательные формы и методы контроля Итоговая (четверть, год аттестация) Урочная деятельность Внеурочная деятельность -устный опрос -письменная самостоятельная работа -тестовые задания -диагностическая -комплексная работа -анализ динамики текущей успеваемости -участие в выставках, конкурсах, -активность в проектах и программах внеурочной деятельности - портфолио 19
-анализ психолого-педагогических исследований
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. «4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. «3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. «2» («плохо») – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Диагностические работы
оцениваются по уровням: высокий-( 80 -100% выполнения) достаточный- (60- 80%) допустимый – (40 -60%) критичный- ( менее 40 %) Критерии к оцениванию результатов комплексных работ прилагаются к комплексным работам Личностные результаты (представляются в Портфолио ученика).
Формы представления результатов:
20
• табель (ведомость) успеваемости по предметам по итогам четверти и учебного года (бумажный и электронный варианты); • текущие оценки по предмету в журнале (бумажный и электронный вариант); • аналитические материалы педагога, лежащие в основе разработки индивидуальных коррекционных маршрутов; • листы достижений учащихся по итогам внешней экспертизы ( региональный мониторинг предметной обученности по ФГОС) • тексты итоговых диагностических работ, анализ их выполнения обучающимся (Портфолио); • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету; • Портфолио (результативность участия в предметных и метапредметных олимпиадах и конкурсах различного уровня)
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
21
Содержательные линии Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Уровень утверждения: издательство, год издания. Количество Примечание Библиотечный фонд - Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2класс. - Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2класс. В 2 ч. - Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В 2ч. - Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011. Москва: «Вако». 2013 Москва: Просвещение, 2015. Москва: Просвещение, 2016. Москва: Просвещение, 2010. 1 1 10 10 6 Приобретены за средства учителя Приобретены за средства учителя Приобретены за средства родителей Технические средства обучения Классная доска, телевизор, аудиоцентр, компьютер, Экранно- звуковые пособия Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование. -Термометр для измерения температуры воздуха. -Микроскопы - Лабораторное оборудование (колбы, пробирки, стаканчики, воронки) 1экз. 5экз. 5экз. Натуральные объекты. - Коллекция полезных ископаемых. - Гербарии культурных и дикорастущих растений. - Живые объекты (комнатные 1набор. 1 набор 15 шт. 22
растения) Игры и игрушки Оборудование класса. - Ученические столы одноместные с комплектом стульев. - Стол учительский с тумбой. - Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. 25шт. 1шт. 5шт. 23


В раздел начальное образование