Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Россия- наша Родина"

Конспект урока по ОРКСЭ

Автор: Романова Ирина Борисовна, учитель начальных классов, МБОУ " Горковская СОШ", д. Согра



В раздел начальное образование




УРОК

по ОРКСЭ

по теме:

«Россия – наша Родина»

Учитель:

Романова Ирина Борисовна

МБОУ «Горковская СОШ»

Д.Согра Верхнетоемского района

Архангельской области.

30.09.2016г.


Тема:
«Россия – наша Родина»
Тип урока:
Изучение нового материала
Время:
45 минут
Цель:
Формирование чувства гордости за свою Родину . Дать представления о духовном и материальном мире человека; о культурных традициях страны; о России как многонациональном государстве;.
Планируемые

результаты:
1. личностные: - способствовать формирование качеств личности: бережливого отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за своё Отечество; - содействовать осознанию обучающихся ценности изучаемого материала; 2. предметные: - создать условия для формирования понятий: Россия, Отечество, культурные традиции, духовный мир человека; - знакомство со структурой учебника 3. метапредметные: - развитие смыслового чтения; извлечение необходимой информации. - самостоятельные выделение и формирование цели, умения осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - осуществление самоконтроля и самооценки;
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, парная.
Средства

обучения:
Учебник, презентация; географическая карта, карточки с пословицами, компьютер.
Основные

термины и

понятия:
Родина, Россия, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции.
УУД:
Личностные: -мотивация к учебной деятельности, проявление интереса к изучаемому предмету. - самостоятельный поиск решения задач. Познавательные: -самостоятельное выделение, формулирование темы урока; - поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа
учителя, делают выводы; - Регулятивные: - определение степени успешности своей работы; Коммуникативные: - умение работать в паре, в группе, готовность слушать собеседника и вести диалог; - умение слушать и слышать, отвечать на вопросы.
Ход урока:
Этапы урока

Содержание урока


1.Мотивация

учебной

деятельности
Прозвенел уже звонок, нам пора начать урок. Улыбнулись друг другу, подарили хорошее настроение. Мы начинаем изучать новый предмет Основы светской этики. - Рассмотрите обложку учебника, прочтите название. - Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое. Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше. - Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево? (Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.) - Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков. Работа с учебником.
2.Актуализация

опорных знаний.
Послушайте песню и подумайте о чём будем говорить сегодня на уроке? – Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине. - А как называется наша Родина?
Тема нашего урока
: «Россия- наша Родина». -Как вы понимаете тему урока? - Кто может назвать символы нашего государства. Откроем учебник стр.4-5 и пробежимся глазками по тексту. - О чём мы узнаем сегодня? Вопросы: Знаю. Хочу узнать. Узнал. Что такое Отечество? Что такое духовный Звучит песня В.Баснера и М.Матусовского «С чего начинается Родина?» Слайд 2 Слайд3 Просмотровое чтение. Слайд 4 - карточки у каждого уч-ся.
мир человека? Что такое культурные традиции? Для чего существуют культурные традиции? Отметьте + вопросы в графе «знаю», «хочу знать» и отложите карточки.
3.Открытие новых

знани
й.
4.Физкультминутка
-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»? Какая она? (ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ). - Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины. А как называется область, где мы живём? Покажите на карте областной город. -Как называется место, где вы родились и выросли? Это наша маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.
Задание
. Подберите синонимы к слову «Родина», запишите в тетрадь..
Задания по группам:

1гр
. Подобрать однокоренные слова к слову «Родина». ( род, родиться, родители, родословная, родня).
2гр
. Подбор однокоренных слов к слову «Отечество». (отчий дом, Отчизна, отеческий).
3гр
.Работают со словарями. Родина-……, Отечество……. -О любви к Родине рассказывают нам и народные пословицы. Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями. Родной край - ……..сердцу рай. Человек без Родины, ……. что соловей без песни. Родина – мать, ……. чужбина – мачеха. Одна у человека мать…..,одна у него и Родина. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем Работа с картой.С-5,6 Подбор синонимов. Работа по группам. Работа со словарями. Работа в парах. карточки. Читают
И работать продолжаем. - О Родине много сложено стихов и песен. Татьяна Бокова
«
Необъятная страна» Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. - Какой называет нашу страну поэт в стихотворении? Всё, что нас окружает: вещи, явления природы, природа – это материальный мир. Но есть и духовный мир.
Задание
. Выделить корень в слове « духовный», подберите однокоренные слова. (дух, душа). На стр. 4 в 3-м абзаце найдите и прочитайте определение понятия «духовный мир». В народе говорят: «Спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.» - Как вы думаете от чего на душе бывает хорошо, тяжело? Как сделать, чтобы было на душе хорошо? Откроем учебник стр.5 абзац 1,2.
Задание.
Объясните значение фразеологизмов. Посоветуйтесь в паре. 1. Вкладывать душу - (делать что-то с увлечением). 2. Скребёт душу- ……. ( на душе неспокойно). Основой духовного мира человека любой национальности являются традиции народа. - Как вы понимаете слово « традиция»? Прочитаем в учебнике на странице 5 и найдём главное слово в этой формулировке. А как объясняет это слово словарь Ожегова, прочитает……… - Какие культурные традиции вы знаете?(День знаний, День Победы, Новый год, Рождество и т. д.) подготовленные ученики. Сам. работа в тетради. Работа с учебником. Работа с учебником. Работа в паре. Слайд 7 Работа с учебником стр.5 абзац 3: 1ученик работает со словарём. Читает ученик. Слайд 8

5.Первичное

закрепление.

6.Рефлексия.

7.Домашнее

задание
. - Какие традиции приняты в вашей семье? В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут- Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы, друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нём. Любые трудности мы осилим, И только в единстве сила России. - О каких национальностях говорит поэт в своём стихотворении? А как всех их можно назвать одним словом? – Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
- Изменился ли за урок в вашем представлении образ Родины? - Нарисуйте образ Родины. (Создаём выставку рисунков) Вернёмся к карточкам, которые заполняли в начале урока и заполним графу «узнал». - Нашли ли мы ответы на возникшие вопросы? - С какими понятиями мы сегодня познакомились Закончите предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… На выбор: 1. Найти и записать пословицы о Родине. 2. Подобрать картинки «Маленькая родина». 3
.
Совместно с родителями составь рассказо традициях, которые существуют в твоей семье. Слайд.9 Слайд 10 Приложение.
Вопросы: Знаю. Хочу узнать. Узнал. Что такое Отечество? Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции? Для чего существуют культурные традиции? Родной край - …….. чужбина – мачеха. Человек без Родины, ……. . одна у него и Родина Родина – мать, ……. что соловей без песни. Одна у человека мать…..,. сердцу рай Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут- Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы, друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нём. Любые трудности мы осилим, И только в единстве сила России Татьяна Бокова
«
Необъятная страна» Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна.
1гр
. Подобрать однокоренные слова к слову «Родина».
2гр
. Подбор однокоренных слов к слову «Отечество».
3гр
.Работают со словарями.
Родина-……, Отечество-…….


В раздел начальное образование