Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Закаливание детского организма - профилактика простудных заболеваний"

беседа для родителей

Автор: Шальнова Альбина Ивановна, учитель физической культуры, МБОУ "Усть-Хайрюзовская СОШ", с. Усть-Хайрюзово, Камчатский край



В раздел начальное образование




Закаливание детского организма – профилактика простудных

заболеваний
. Младшие школьники (7— 11 лет) вступают в очень непростой возрастной период, связанный с таким понятием, как «готовность к школьному обучению». Психологи и физиологи понимают под этим термином ту степень физического и умственного развития, сумму умений и навыков, уровень закаленности организма, которые позволяют ребенку справиться с многообразными обязанностями и задачами, связанными с обучением в школе. Родители нередко считают, что их ребенок готов к школе, потому что владеет навыками чтения, счета и письма. Однако не менее важное значение имеет общий уровень физического и умственного развития. В связи с изменением жизненных условий и нагрузок у семилеток происходит перестройка организма. При этом наблюдается широкий размах индивидуальных колебаний в физической и психической сфере, в его изменчивости и податливости к внешним воздействиям. Может быть, этим обстоятельством и объясняется противоречивость научных данных о динамике роста. Если по одним данным в 7 лет происходит резкое увеличение роста, то по другим, наоборот, в это время наблюдается затишье и даже замедление роста. К 7 годам значительно совершенствуются двигательные навыки ребенка. Его основные естественные движения — бег, ходьба, прыжки — становятся более точными, координированными, целенаправленными. Радость от самого процесса движения, возможности побегать и попрыгать у младшего школьника сменяется все более растущим интересом к результатам своих усилий, к достижению целей, которые он начинает себе ставить. С приходом в школу у ребенка меняется распорядок дня, обычно выключается дневной сон, резко сокращается двигательная активность, потому что приходится 4 урока сидеть за партой в школе, да еще занятия дома. И в этих условиях, приучая детей к новому режиму дня, надо уделять достаточно внимания закаливающим процедурам, которые можно проводить дома и в школе. Регулирование температуры помещения — очень действенный прием закаливания. Дети находятся в помещении большую часть суток. Постоянство комнатной температуры надо считать недостатком. Для того чтобы температурный режим способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на терморегуляторные физиологические
механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим» с оптимальной амплитудой колебаний. Для младших школьников размах температур достаточен 5—7 градусов. При этом будут создаваться условия для высокой работоспособности. Достигаются колебания температуры за счет открывания окон или форточек. Ежедневное пребывание на открытом воздухе — мощный оздоровительный фактор. Он способствует и закаливанию, если одежда соответствует погодным условиям. Общая длительность пребывания учащихся начальных классов на открытом воздухе должна быть не меньше 3—3,5 часа. В результате кровь обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга.
Процедура

Условия выполнения
Воздушные ванны Температура воздуха 18—22° Солнечно-воздушные ванны Продолжительность 5—20 мин на один прием Обтирание Температура воды 30—32° Температура окружающего воздуха 18—20° Продолжительность 60—90 с Обливание Температура воды 18—33° Температура окружающего воздуха 18—20 Продолжительность 60—90 с Обливание ног Температура воды 16—28° Контрастное обливание Температура воды 24—32° Разница температур от 4 до 11 град.Температура окружающего воздуха 19—20° Продолжительность 3—5 мин В таблице перечислены закаливающие процедуры, которые можно рекомендовать младшим школьникам летом, и условия их выполнения.

Среди болезней школьников чаще всего бывают ангина, бронхит и катар верхних дыхательных путей. У подавляющего большинства заболевание возникает вслед за охлаждением: промочил ноги, съел мороженое, ступил босыми ногами на пол, постоял на сквозняке. Зная это, многие родители
стараются всячески оберегать школьника от простуды, заставляют его одеваться теплее, не открывают при нем форточек. Но даже при самом внимательном уходе невозможно оградить человека от всех неожиданностей (сквозняков, сырости, дождей, открытых форточек). Поэтому, кутая школьника, мы оказываем ему «медвежью услугу», он изнеживается, понижается его врожденная способность самостоятельно защищаться от охлаждения, он становится «тепличным». Тот факт, что за охлаждением следует простудное заболевание (ангина, бронхит и т.п.), напоминает, что организм ребенка необходимо закаливать, только разумно, систематически и постепенно. Наибольший эффект от закаливающих процедур, как уже говорилось, можно получить, если они сочетается с рациональным режимом дня. При этом необходимы и достаточный сон, и рациональное питание, и разумные развлечения. Если школьник утром принимает холодный душ, а в течение дня переутомляется, долгие часы проводит у телевизора, слишком часто посещает кино в ущерб прогулкам на свежем воздухе, недостаточно спит, то, конечно же, водная процедура не сделает такого ученика здоровым и крепким. При переходе от «тепличного» образа жизни к более жесткому не должно быть резких контрастов и поспешности. Например, температуру воды для обливаний можно снижать не чаще чем через 2 дня и только на 1 градус. Кроме того, нельзя рассчитывать, что через, 2—3 недели закаливания подросток преобразится до неузнаваемости, что сразу он перестанет простужаться. Нужно запастись терпением и проводить закаливание систематически и постоянно, только в этом случае будет успех. Обтирания, обливания, душ дают достаточно быстрый результат, укрепляют нервную систему, увеличивают обмен веществ, улучшают работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, а также благотворно действуют на психику. Подростки становятся бодрыми, легкими в движении. Но поскольку вода обладает большей теплопроводностью по сравнению с воздухом, она при одной и той же температуре отнимает больше тепла от тела. Подростков, склонных к насморку, кашлю, нужно приучать к водным процедурам постепенно и очень осторожно. Обтирание — более мягкая водная процедура, она сводится к незначительному смачиванию кожи водой и последующему энергичному растиранию. Имеются рекомендации некоторых авторов после умывания или
душа тело не вытирать полотенцем, а дать возможность ему высохнуть на воздухе. Такие рекомендации применимы к взрослым. В отношении подростков можно сказать следующее. В летнее время они могут после дневной процедуры не вытирать тело полотенцем, а дать каплям воды высохнуть на воздухе. При этом целесообразно растирать мокрую кожу ладонями, что способствует более быстрому ее высыханию. В помещении, где проводят влажное обтирание (обычно с помощью полотенца), температура воздуха должна быть не ниже 18—20°. Температура воды для увлажнения вначале не ниже 30—32°, затем ее ежедневно снижают на 0,5—1 градус, доводя до 16—18°. Вначале обтирают грудь и живот, потом спину и поясницу. Следом руки и ноги, последовательно вытирая каждую смоченную часть досуха, до покраснения кожи и приятного ощущения тепла. Общая длительность влажного обтирания обычно не должна превышать 2— 3 минут. Иногда подросток не любит обтираний, но с удовольствием обливается. Вода для обливания должна быть теплее, начинать надо с температуры 33—32° и постепенно доводить ее до 20°. Длительность процедуры не дольше 2 минут. Так же как и предыдущие процедуры, обливание заканчивается энергичным растиранием кожи до покраснения. Душ сочетает термическое и механическое раздражение, поэтому особенно эффективен. Продолжительность его для закаливания — от 1 до 5 минут. Начинают с температуры воды 30—32°, постепенно доводя ее до 21—22°, снижая на 0,5—1 градус через каждые 2— 3 дня.
Закаливание благотворно влияет на организм ребенка, повышается его

работоспособность, сопротивляемость простудным заболеваниям, и, как

следствие, улучшаются успехи в учебе.


В раздел начальное образование