Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ИКТ-творчество в работе педагога"

Информатизация

Автор: Агафонова Марина Николаевна, уитель начальных классов, МКОУ Коршуновская СОШ, п. Коршуновский, Нижнеилимский район, Иркутская область



В раздел начальное образование




МКОУ Коршуновская СОШ

Методическая разработка

по теме

«ИКТ-творчество в работе педагога»
Автор: Агафонова Марина Николаевна Учитель начальных классов п.Коршуновский 2016 год

1.Введение.
Работаю учителем начальных классов в МКОУ «Коршуновская СОШ». Стаж моей педагогической деятельности - 10 лет. Пять лет я работала по традиционной программе «Школа 2100». Первый год года веду обучение по учебно-методическому комплекту «Школа России». В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении» Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению? Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни. За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника - раскрытие его индивидуальных возможностей - развитие творческого потенциала. Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения: - проектная деятельность; - информационно-коммуникационные технологии; -системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств). - На уроках технологии во 2 классе освоили работу в программе Tux Paint. - На уроках информатики использовала компьютерную составляющую урока программу «Мир информатики» Курс информатики построен таким образом, что движение вперёд идёт как будто по спирали: темы повторяются, но каждый раз на качественно новом витке.
2. На классных часах дети представляют свои творческие отчёты, презентации. 3. Во внеурочной деятельности шестой год веду кружок «Информика».
2. Проблема опыта.
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через применение информационно- коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
3. Актуальность
«В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» Д. А. Медведев За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
4. Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Были определены следующие цель и задачи. Цель: усовершенствовать методы оптимальной организации обучения в начальных классах посредством использования информационно- коммуникационных технологий. Задачи: • изучить разные варианты использования информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности; • научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя; • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся; • разработать рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на разных этапах урока. Обнаружив несоответствие между поставленными задачами и реальными результатами учебно-воспитательного процесса, пришла к необходимости определения условий достижения желаемых результатов. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебного процесса. Предположительно этого достичь можно за счёт: • проведения уроков с использованием готовых электронных носителей • создания обучающих презентаций • проведения занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям • создания тестов • выполнения творческих домашних заданий • работы над групповыми проектами • работы с электронными учебниками и Интернет ресурсами • работы с робототехникой в начальной школе.
5. Технология опыта.
Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках. Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память. В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями: • непосредственное применение ИКТ при изучения новых тем на уроках; • применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках; • применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся; К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся: • презентация; • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; • цифровые образовательные ресурсы; • интерактивная доска; • работа с лаб-дисками; • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; • видео и аудиотехника; • робототехника. Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче. Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Сейчас, работая в первом классе, я разработала копилку презентаций по обучению грамоте и математике, которую постоянно пополняю и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения (приложение 1). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. При разработке и создании учебных компьютерных презентаций придерживаюсь определенных правил: 1. Отбираемый материал должен: - соответствовать тематическому плану; - быть адаптирован для обучающихся; - включать различные виды наглядности. 2. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания. 3. Оформление слайдов должно соответствовать эстетическому восприятию обучающихся тем. 4. Рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию). При разработке презентации учитываю, что она: • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; • усиливает воздействие выступления. Презентации к урокам окружающего мира и основам религиозных культур и светской этики составляют и сами дети, реализуя так свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и координатором. Следующий вид ИКТ, используемый мною на уроках – работа на интерактивной доске. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи детей и таким образом создавать вместе с обучающимися общий ход учебного занятия. Дети с удовольствием выполняют различные задания на электронной доске, чувствуют себя раскованно. Часть заданий продумываю сама, иногда выручает официальный сайт Panasonic. Особый интерес у детей вызывают задания на перемещение объектов и на распределение по группам. На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы (school-collection.educatalog/ ) и электронные пособия. Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», мою замечательную палочку-выручалочку для уроков. Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия» незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. Новшеством в моей педагогической деятельности является работа с ОМУ г. ТОМСКА по программе «Мир мох интересов» в 1-2 классах, «Азбука офиса». Еще одной инновацией для моей педагогической деятельности стало использование в этом году Цифровой лаборатории Лаб-диска «ГЛОМИР». Цифровая лаборатория ЛабДиск «ГЛОМИР» адресована в первую очередь начальной школе. Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. В рамках научно- исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми. Благодаря
своей структуре и функциональности, цифровая лаборатория ЛабДиск «ГЛОМИР» в полной мере отвечают требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта. В школе проект может использоваться как дополнительный цифровой (мультимедийный) ресурс естественнонаучных курсов, а также как вспомогательный материал для проведения отдельных тем или уроков. Модульная структура позволяет учителю самому решать, как и какие из предлагаемых в проекте материалов использовать. Главная особенность – минимум действий, красочный и простой интерфейс, открывающий доступ к «научно-тематическим паркам». Полученные данные в ходе работы с цифровой лабораторией, учитель вместе с учащимися может сопровождать текстовыми комментариями, иллюстрациями, звуковым сопровождением, результаты можно экспортировать в редакторы Excel и Word. Преимущества использования цифровой лаборатории очевидны: • позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах; • дает возможность производить удобную обработку результатов; • обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях». Работая в первом классе, мы с ребятами, конечно же, еще не можем создать настоящий научный проект, но мы этому постепенно учимся. Так, уже были проведены опыты по определению оптимальной температуры воздуха для успешного роста комнатных растений в классе и по определению пульса ребенка до и после физических нагрузок Использование ИКТ в начальной школе уже является основой формирования информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех учебных предметов. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель. Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по- настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

ИКТ в начальной школе как условие совместного творчества учителя и

ученика
Два года мне потребовалось, чтобы "наиграться" в презентации. И вот уже освоены нужные программы, понятна технология разработки презентационного сопровождения к уроку, накоплена база блоков и модулей к урокам. Самое время заняться оттачиванием инструмента! Но, чем дальше, тем меньше радовали эти самые мультимедийные уроки. Вроде бы и успеваемость, и мотивация, и дисциплина... Но что-то исчезло. Может быть - ощущение сотрудничества, может быть - какая-то теплота в отношениях с ребятами. Все-таки пляски с бубном вокруг компьютера отвлекают учителя от чего-то неизмеримо более важного, от некоего таинства сотворчества, которое обязательно должно состояться на хорошем уроке. Так что - компьютер с урока долой? Нет, конечно. Но нужна иная форма его использования, а точнее сказать - разные формы.
ИКТ в начальной школе: осваиваем текстовый редактор Ms Word
Параллельно с разработкой мультимедийных уроков предпринимались попытки привлечь второклассников к созданию неких информационных продуктов для использования на уроках в начальной школе на кружке «Информика . Начали мы с освоения текстового редактора Word из 2007 Офиса. Работа велась во внеурочной деятельности в школе (в начальной школе свой компьютерный класс в котором дети работают) и дома. Мы не пытались и не пытаемся освоить все и сразу, знакомство с новыми возможностями идет от конкретной практической задачи. Надо сказать, что дети принимают достаточно активное участие в обмене необходимой информацией, т.е. передача знаний идет не только по направлению учитель-ученик, но и ученик-ученик и ученик-учитель, таким образом, «все обучают всех». Во втором классе мы начали с так называемых «рефератов» по Окружающему миру. Ребята учились отбору, систематизации информации, редактированию текстов, вставке картинок. Получив список из 3-4 интернет-ресурсов, дети создавали некий «микс» из цитат и картинок в качестве опоры для выступления на уроке. Затем последовали сочинения, эссе, творческие отчеты по проектной работе, организованные в подшивки и буклеты. И, наконец, классная газета. Сделав пару рукописных выпусков, мои второклашки «скисли», потому что правкам и переписыванию не было числа. Догадались «позвать на помощь» компьютер. Конечно, нельзя сказать, что процесс пошел намного быстрее, но легкость внесения правок в набранном тексте детям очень понравилась. Надолго в число популярных игр вошли Бебитайп и Бомбина, Отличник и др., устраивали соревнования на переменках и после уроков.
ИКТ в начальной школе: использование детских презентаций на уроке

С первых дней появления в классе компьютера дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя. Вот, например, работа по проекту «Олимпийские кольца» во втором классе, с которой выступали на форуме «Твои возможности», заняли призовое место в номинации «Креативный проект». Кроме работы над проектами (а к концу третьего класса подготовка презентаций к защите учебных проектов стала обычным делом), ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.
ИКТ в начальной школе: издательская деятельность (MS Publisher)
Классная газета "Наши будни" – один из самых трудоемких наших проектов, требующий владения сразу несколькими компьютерными программами: Word (тексты), Paint (иллюстрации) Publisher (верстка) и техникой (цифровой фотоаппарат, видоекамера, сканер и пр.) Ребята, занимающиеся выпуском газеты, осваивают навыки коллективного журналистского труда. Это развивает их творческие и организаторские способности, обучает культуре общения, способствует воспитанию в растущем ребенке толерантности, активной жизненной позиции, формирует положительный взгляд на мир. В ходе работы над газетной статьей дети развивают устную и письменную речь, осваивают навыки диалога, интервьюирования, овладевают навыками работы с компьютером. Есть у меня такой малюсенький принцип: рассчитывать только на то, чему сама научила. Поэтому долгое время делали настоящую стенгазету: риcовали, резали, клеили, украшали, писали и переписывали, переписывали, переписывали до бесконечности статьи. Затем первые пробы работы на компьютере –
набор статей в MS Word
, затем освоение Publisher. Разумеется, освоить все и сразу невозможно, и каждый продвигается в своем темпе.
Изначально газета была задумана как летопись класса. Определили цели-задачи. Решили, что делаем газету, чтобы сохранить в памяти ВСЕ ХОРОШЕЕ, что с нами происходит, поэтому быстро договорились, делаем газету, чтобы нести радость людям, позитив какой-то: хорошие новости, поздравления, анонсы будущих праздников и отзывы о них.... Много говорим о журналистской этике, о том, как цитировать, как брать интервью, что может и что не может быть темой для статьи... Газетные должности распределяются сами собой: каждый желающий – автор, фотограф, наборщик, корректор. Сам себе издатель. Большой тираж не самоцель. Нам важно, что в результате издательской деятельности происходит совместное развитие как ученика, так и учителя, идет взаимообучение в ходе общего интересного дела. Освоение MS Publisher дается нам нелегко. Возможно потому, что и мне последняя версия этой программы как-то не по душе. Но дело, конечно, того стоит. В презентации, которую ребята сделали к школьной конференции, вся история нашей газеты от первого рукописного варианта до нынешних многополосных новостных номеров и литературных альманахов.
ИКТ в начальной школе: программа – конструктор создания мультфильмов

«Мульти - Пульти»
. В третий год обучения кроме освоения компьютера работали в
программе –

конструкторе создания мультфильмов «Мульти - Пульти»
. С помощью этой программы дети самостоятельно создавали настоящие мультфильмы. В их распоряжении – герои, музыка, смешные звуки, яркие краски. А уж придумать абсолютно закрученный сюжет и озвучить героев на разные голоса – только взрослые могут испугаться такой просто задачи! Программа развивает фантазию, творческое мышление, режиссёрские способности. Недостатком является то, что сохраняются мультфильмы в видеофайл только в игре.
ИКТ в начальной школе: конструктор – игр «Незнайка на Луне»
Зная, что каждый ребёнок по своей натуре творец, и что все любят рисовать, конструировать, выдумывать, начали работать в программе
конструктора – игр

«Незнайка

на

Луне»
. Это детская компьютерная программа для создания собственных аркадных игр с героями из одноимённого мультфильма. В распоряжении юного разработчика богатые библиотеки движений, анимации, звуковых эффектов и декораций. Сделав игру, можно сразу начать в неё играть – помогать Незнайке преодолевать препятствия, собирать бонусы и обманывать противников. Развивающая компьютерная программа раскрывает творческие возможности ребёнка.
ИКТ в начальной школе: дизайнерская компьютерная программа «Floor Plan

3D»
Освоение
дизайнерской компьютерной программы «Floor Plan 3D»
. Она позволяет планировать квартиры, коттеджи, а также прилегающие к ним территории в 3D. Создав
проект, дети могут перемещаться по нему в трёхмерном пространстве. Большая база объектов и символов. Проектирование различных ландшафтов.
ИКТ в начальной школе: Кинематограф
Вдохновленная успехами участников педагогических сообществ в созданнии учебных фильмов, или, вернее, учебных слайд-шоу, я решила не отставать и попыталась сделать нечто несложное на кружке «Информика» в программе «Рисуем мультфильмы». Ребятам понравилось работать с программой. Тогда я стала ждать, что будет дальше, когда мои дети наиграются в в создание мультфильмов по шаблонам. Ждать пришлось недолго: ребята стали интересоваться трудно ли делать фильмы... Ну а дальше оставалось только выбрать тему и начать работу. Как нельзя кстати в районе проводился конкурс «ИКТ-Творчество в работе педагога», я решила принять в нем участие. Предложила учащимся вместе со мной создать фильм о нашей школе. Посыпалось море идей, насчет фильма. Выбрали тему «Сравнение 4 класса и 11 класса», но не знали с помощью какой программы смонтировать фильм. Выбрали из множество программ, программу «Kine Master», которая установила на свой телефон. Так класс был выпускным, предложила дети предложили своему будущему классному руководителю Саклаковой Галине Витальевне принять участие с 11 классом в съемке. За 1 день был составлен сценарий и отснят материал по пунктам, на второй день приступили к монтажу фильма. Фильм готов. Первая презентация нашего фильма прошла на районном пед.совете. Вторая на «Последнем звонке» и выпускном в 4 классе, также разместили в «you tube» и одноклассниках. Все смотрели с удовольствием, было множество аплодисментов, смеха и лаков, родители и учителя благодарили за фильм. Неожиданным образом выяснилось, что некоторые ребята настолько заинтересовались, что начали делать самостоятельно небольшие фильмы о себе, о своих каникулах, о своей семье. Очень может быть, что осенью они научат меня тому, что у меня пока не получается. В будущем году, возможно, будем осваивать программу посерьезнее, чем
«Kine

Master»,
если, конечно, желающие найдутся.
ИКТ

в

начальной

школе:

осваиваем

графический редактор Paint
Во второй четверти на занятиях Кружка «Информика» планировалось познакомиться с парой графических редакторов. Начали с Paint. Презентация к занятию у меня была, да вот беда - не рисую я в Paint! Отчаявшись создать шедевр, решила передать инициативу детям, благо среди участников клуба не менее половины с этим редактором знакома. Установка была такая: есть консультанты (они же и презентацию мою озвучивали) и те, кому консультации нужны.
Рассмотрев и прокомментировав меню, панель инструментов и палитру, обратились-таки к моему "шедевру". Хохоту было! Отсмеявшись, перечислили инструменты, которые были использованы в создании рисунка. А затем была поставлена задача создать творческую работу на свободную тему, использовав не менее 3х разных инструментов редактора. Через 10-15 минут работы были готовы. С любезного разрешения авторов публикую здесь некоторые:
ИКТ в начальной школе: осваиваем графический редактор Paint
Ну а сейчас
конкурс рисунков


уже в разгаре, только из локального, на уровне класса, он превратился в ... ("всероссийский" нескромно, правда? :)) В общем, в нечто особенное для моих ребят. Все это время (собственно, всего-то месяц, 4 занятия) мы жили этой перспективой. Кто-то за это время сделал 3 работы, кто-то одну. С большим желанием зарегистрировались (сами!) на конкурсе новогодней открытки. Вчера загрузили часть работ, завтра - еще несколько. Из 8 и участников клуба 6 отправили свои работы на конкурс. Возможно, будут и еще желающие. В этом году нам важен сам факт участия, а не победа. Теперь мы постараемся не удариться в соревновательность, а проанализировать работы других участников нашей возрастной группы, принять участие в зрительском голосовании на следующей неделе, прокомментировать понравившиеся работы. Этому тоже надо учиться - найти достоинства в работе "соперника", сформулировать свое сообщение, точно донести свою мысль... и не сделать орфографических ошибок :)
6. Заключение
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: - развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; - развитие коммуникативных способностей; - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.
7. Результативность опыта.
Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты: • Рост положительной мотивации на уроках. • Создан банк презентаций и интерактивных заданий для проведения уроков. • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно- воспитательного процесса Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей. 100 % первоклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе. 95% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.
8. Библиографический список.
1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2000. 2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. Москва, 2006 3. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин» 4. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 5. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе.
6. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2010 г. 7. Материалы сайта «Интерактивная доска для начинающих и не только…» действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» 8. сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Panaboart 9. «Электронные доски Panaboard для образования» 10. Дистанционный курс «Основы робототехники». АЛТГПА.


В раздел начальное образование