Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения"

методическая разработка

Автор: Мысливская Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов, МБОУ "Воздвиженская средняя школа №1", с.Воздвиженка Приморского края



В раздел начальное образование



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 » с. Воздвиженка Уссурийского городского округа Приморского края 2015 - 2016 г.
Методы и приемы словарной работы

на уроках русского языка

и литературного чтения в начальной школе
Составитель: учитель высшей квалификационной категории Мысливская Л.В.

Информация об опыте:

Тема:
«Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе».
Цели:
- расширить знания учащихся о безударных гласных в корне слова; ознакомление с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно; - учить видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся; - провести практическую проверку полученных результатов.
Задачи:
- анализ литературы по данной проблеме; - рассмотрение различных подходов к словарной работе; - найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности; - выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы; - формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над «трудными» словами; - совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
Актуальность:
работа над словарем младших школьников обусловлена низким уровнем их речевого развития; разнообразие методов и приемов способствует прочному запоминанию правильного написания.

Краткое обоснование основных идей технологии
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Ведь наряду с такими сложными орфограммами, как написание слов с проверяемыми гласными и согласными,
остаётся актуальной
проблема написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, то есть словарных слов. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей при работе со словарными словами на уроках русского языка. Цель этой работы показать, как можно эффективно тренировать орфографическую зоркость при работе на уроках со словарными словами. Словарная работа является основным средством обогащения словарного запаса школьников, как в начальной, так и средней школы. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Для этого необходимо сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом. Для того чтобы уроки русского языка не были скучными, однообразными я подбираю увлекательный, но в тоже время познавательный дидактический материал, который привлекает внимание каждого ученика.
Использую на уроках разнообразные виды работ: игры, головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, мегаграммы, загадки, пословицы, поговорки, отрывки из произведений, стихотворений, басен, сказок, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, памятки, опорные схемы, творческие работы, иллюстрацию. Все это активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание участвовать в учебном процессе, вселяет уверенность в свои силы, способствует находчивости и сообразительности учеников. Применения каждого вида работы зависит от темы урока, от того на каком этапе урока они будут использованы, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса. Словарно - орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию право писания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочно е усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми безударными гласными (в
о
рона, м
а
лина), двойными согласными (кла
сс
, су
бб
ота), звонкими и глухими согласными (во
к
зал), непроизносимыми согласными (лес
т
ница). Во вторую группу включены слова, написание которых подчиняется правилам, которые изучаются только в средней школе. Это слова с чередованием гласных в корне (р
а
стение, г
о
реть), сложные слова с соединительными гласными о или е (сам
о
лёт, пут
е
шествие), наречия (
с
верху,
с
низу,
с
лева,
с
права), слова с гласными после шипящих в корне (ж
ё
лтый, ч
ё
рный, ш
о
фёр). К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников (праз
д
ник). При разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитываю не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей памяти учащихся. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы: - приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания - написание слова; - приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания -
значение слова; - приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи. Выделяю следующие этапы системы: 1. Первичное восприятие группы слов. 2. Закрепление правописания группы слов. 3. Проверка усвоения правописания данных слов. Начиная работу с первого класса, ставлю следующие цели: 1. Раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; 2. Добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов; 3. Развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи. 4. Слова с непроверяемыми написаниями использую при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и контрольных работах. Мои ученики имеют индивидуальные словарики. В основном работа со словарём проходит коллективная, а со второго полугодия 2 класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной. Все слова, рекомендуемые для изучения, разделила на тематические группы. Этап первичного восприятия является наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной. Работу по предъявлению новых слов провожу следующим образом: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»); г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова. Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным. Запись слова с «окошком». После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы - так называемым «окном». Дети записывают слово, пропустив,
например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза. После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама показываю написание нового слова - записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, - либо предъявляю карточку или прошу посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано. Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он ставил ее САМ. Работа над зрительным образом слова. На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во- первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова). При применении метода
графических ассоциаций
составляется рисунок, обозначающее само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква. Самостоятельное придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления. Метод
звуковых ассоциаций
предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова из орфографического словаря особенно удачны: Приеду завтра, привезу завтрак, На завтрак - рак, кричи: «Ура!» Трудные учить слова помогает нам игра! Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо запоминается.
Комбинированный метод
- это использование при запоминании слова из словаря и графических и звуковых ассоциаций одновременно.
Например:
Петуха спросили дети: Оля съела на обед «Отчего зовут вас Петей?» Десять вкусненьких котлет. Петушок ответил детям: На котлету «О» похожа.
«Хорошо умею петь я!» «О» в обеде пишем тоже. НЕЛЬЗЯ навязывать ребенку своей ассоциации! Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов. Наиболее эффективные методы организации мнемонической деятельности детей младшего школьного возраста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. (Приложение 1) Завершающим этапом в работе становится закрепление нового слова. На этом этапе дети подбирают и записывают однокоренные слова. Эта работа может сочетаться с грамматико-орфографическим анализом предложений и другими упражнениями. После знакомства с новым словом в уголке русского языка постепенно может заполняться «страничка слова». Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий: 1. Орфоэпическое чтение вслух слов; 2. Краткий орфографический разбор; 3. Запоминание с опорой на главный тип памяти; 4. Запись под диктовку; 5. Орфографический самоконтроль. Учётно - контрольный этап посвящается проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктую либо всему классу, либо одному (лучше слабому ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради). Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме. В результате учёта и анализа ошибок видно насколько эффективно прошла работа по отработке орфографической зоркости. Если в результате такого анализа выясняю, что написание некоторых слов ещё не усвоено, то корректируется состав последующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом. Подобный подход к развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Эффективность системы подтверждается результатами словарных диктантов: количество ошибок сокращается. (Приложение

Приложение 1

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета - бум_Ага, к_Арман - дыр_А, д_ ИректО.р - кр Ик, рОт, к_Онцерт - н_Ота, д_О., х_Ор, з_Авод - труб_А, к _ Орабль - в _ Олны, б _ Оцман, к _Ок, ин_Ей - б_Е.лыЙ, сн_Ег, л_Адонь - л_Апа, к_Апуста - з_Аяц к_Арандаш - гр_Ань, бум_Ага, сОбака - хв Ост

Приложение 2
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты.
1. Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написание слова. Записывают по памяти.
2. Картинный диктант.
1) показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его. 2) показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную, ставя знак ударения.
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
1) написать слова с названиями растений - в первый столбик; во второй с названиями животных. 2) в первый - слова с безударной «о», во второй - с безударной «а». 3) выписать из текста (он на доске) слова из «Словаря» и т.д.
4. Диктант с использованием загадок (использую «Сборник загадок» Карпенко

«Занимательную грамматику» Семёнова).
Читаю загадку, дети отгадывают её и объясняют, как они догадались об отгадке, затем записывают слово-отгадку и выделяют в написании орфограмму.
5. Диктант по памяти.
Записать слова по теме «Школа», «Инструменты» и пр.
6. Диктант с комментированием.
Каждое слово комментирует один ученик (или «цепочкой»).
7. Творческий диктант.
Заменить развернутое изречение одним словом (четвёртый день недели - четверг; плод яблони - яблоко; человек, который едет в поезде - пассажир).
Кроме диктантов использую и другие приемы:
Загадывание и сочинение загадок. Младшие школьники с удовольствием, интересом решают эту творческую задачу. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают ... это загадки описанием предмета; загадки с краткой характеристикой явления; на отрицательное сравнение; на использование метафор; загадки-шарады; «доскажи словечко» и другие. Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. а) объяснить значение выделенных выражений:
Не ссорьтесь! Помните о том, что может быть беда: В дым разругаетесь, потом - сгорите от стыда! б) заменить данные сочетания слов выражениями из «словаря для справок»: Обмануть. Очень много. Неизвестно когда. Свободный для транспорта путь. Очень давно. Очень быстро. Слова для справок: зеленая ул-ца, обвести в-круг пальца, ябл-ку негде упасть, после дождичка в ч- тверг, при царе Г-рохе, прок-тить с в-т-рком. Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей). Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего). От зари до зари (весь день). Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво). С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных. Слово не в.р.бей, вылетит - не поймаешь. Тот г.рой, кто за Родину горой. Золото добывают из земли, а знания из книг. О человеке судят по его труду. На одной неделе семь пятниц.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Вот ворона на крьппе покатой Так с зимы и осталась лохматой ... (А. Блок) Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. (и. Суриков)
«Угадай слово»
По первой и последней букве учащиеся угадывают слово, записывают его, работают над безударной гласной. (к----а)
«Карточка с окошком» (М-сква)

«Эстафета»
Подобрать слова из словаря, учитывая последнюю букву предыдущего слова. (Арбуз, завод, директор ... )

«Расставь по местам»
Записать слова в два столбика с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, доказать. (д.лина, м.роз, т.варищ, гр.бной, п.мидор ... ) «Будь внимательным» Выбрать и записать только словарные слова. (Читаю текст сама или использую грамзапись) С какой радостью мы возвращаемся осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием ты слушаешь объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.
«Дополни каждую строчку словом из «словаря».
а) На грядках краснеют спелые ... . Наливаются соком крупные кочаны … . б) ... , ... - это звери, а ... , ... - это птицы.
Из слов убежали гласные, помоги восстановить слова:
Крндш, ттрдь, пнл.
«Волшебная яблоня»
На доске написаны несколько слов с пропущенными безударными гласными. На рисунке - яблоня. К ней прикреплены яблоки, на которых написаны гласные буквы. Дети читают слова, «срывают» яблоко с нужной буквой, вставляют в слово.
«Не ошибись»
На иллюстрации колодец, на досках которого написаны слова с пропущенной орфограммой. По бокам колодца ведерки, на них написаны гласные буквы. Поднять ведерко с соответствующей буквой.
«Зоопарк»
Один ученик описывает нарисованного на картинке животного или птицу, класс отгадывает и записывает в тетрадь слово. По сюжетной картинке записать слова с непроверяемой гласной в корне слова.
«Лото»
Картинка разрезана на прямоугольники, на обратной стороне которой написаны гласные буквы. На листе, разделенном на такие же прямоугольники, записаны слова с пропущенной гласной. Подставив буквы к словам, получается картинка с изображением предмета, слово из словаря. Записан текст, вместо словарных слов - картинки. Запишите только те однокоренные слова, которые соответствуют значениям: (Березка, березняк, березовый, береза, подберезовик) а) молодая береза; б) березовый лес; в) гриб с красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в березовом лесу. Найти в предложении словарные слова, противоположные по значению. У Лукоморья дуб зеленый; Все ходит по цепи кругом;
Златая цепь на дубе том: Идет направо - песнь заводит, И днем и ночью кот ученый Налево - сказку говорит. Игра «Ступеньки». Запиши слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше. Берег, гореть, агроном, ...................
Найди в каждой строке лишнее слово:
автомобиль, урожай, трамвай, самолёт капуста, помидор, солома, морковь пенал, тетрадь, телефон, карандаш
Собери слоги.
де, ный, жур воч,де,ка ки, ва, лен
Кто какой голос подаёт?
С ..бака стрекочет С ..рока поёт П ..тух мычит К ..рова лает
На доске записаны пословицы с пропущенными словами.
Предлагаю прочитать их и записать, вставляя подходящие слова. Не велик ... , да краснеет нос.... (мороз) … любит чистоту. (посуда) Чужбина - калина, родина - .... (малина)
Игра "Подскажи словечко
". Прошу вас все слова назвать, где -оро- надо написать. На жарком солнышке подсох И рвется из стручков ... (горох). (Е.Благинина.) - Уродился я неплох,- С грядки хвастался ... (горох).
Берегите уши, нос, Здесь ведь прячется ... (мороз). Для закрепления написания "словарного" слова использую шуточные вопросы, загадки, например: 1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.) 2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.) 3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока( 40) ) 4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.) 5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.) 6. В каких словах ель растет? (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.) Хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад: Мой первый слог - крик птицы. Два других на дне пруда, А целое в музее Найдите без труда.


В раздел начальное образование