Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Малые жанры устного народного творчества"

методическая разработка

Автор: Баталыгина Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ Новоасюганская средняя общеобразовательная школа, с. Новый Васюган



В раздел начальное образование




Технологическая карта открытого урока.
Учитель начальных классов: Баталыгина Наталья Валерьевна
Учебный предмет, класс
Литературное чтение, 2 класс
Тема урока
Малые жанры устного народного творчества : скороговорки, считалки, потешки, заклички, небылицы, пословицы, частушки и т.д.
Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Получение знаний о малых жанрах УНТ и применение знаний на практике
Педагогические задачи
 создать условия для закрепления понятия устное народное творчество;  повторение малых жанров УНТ: скороговорки, считалки, потешки, заклички, небылицы, пословицы, частушки и т.д.;  способствовать формированию навыка работы над выразительностью чтения, развитию устной речи, обогащению словарного запаса, формированию грамотной устной речи, мышления, умений внимательно и вдумчиво воспринимать художественный текст;  закреплять умения и навыки работы в группе
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные
различают малые фольклорные жанры (скороговорки, считалки, потешки, заклички, небылицы, пословицы, частушки и т.д.)
познавательные
: овладевают техникой выразительного чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного; развивают навыков сравнения различных жанров фольклора;
регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие;
коммуникативные:
осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействие в коллективе и в группе выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, желание больше узнать; осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость; высказывают свою точку зрения.
Образовательные ресурсы

Основные:
учебник, рабочая тетрадь

Дополнительные
: рабочие листы, карточки для работы в группе, разноцветные лепестки цветка, карандаш зелёного цвета, рисунок с маленьким цветочком, фонограмма частушек
Основные понятия
Устное народное творчество, фольклор, малые жанры фольклора
Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности

обучающихся

(осуществляемые

действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I.

Актуализация

знаний

Читаю стихотворение, с помощью

которого вовлекаю учащихся в

совместную деятельность
: Осенний лес стоит печальный, От всех от нас он прячет тайны. Кусты, деревья – всё молчит. И птичья песня не звучит. И молчит 2»б» класс, Меня он слушает сейчас. Ведь у нас идёт урок, А на доске расцвёл цветок! Не простой цветок – волшебный…
Показываю на доску, где прикреплены

лепестки волшебного цветка.

(приложение № 1)

Задаю вопросы классу:
- Что написано в центре цветка? - Что означают эти буквы? Внимательно слушают. Ответы детей: - УНТ. -Устное народное творчество Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Напоминаю учащимся:
-Литературное (художественное) произведение пишется и у него обязательно есть автор, а устное народное творчество – СКАЗЫВАЕТСЯ.
Задаю вопросы классу:
- Ребята, кто из вас сможет объяснить, почему то творчество, о котором пойдёт речь сегодня на уроке, называется УСТНЫМ? От какого древнерусского слова образовалось слово «устный»?
Даю новую информацию по теме:
- Устное народное творчество есть у каждого народа: русского, украинского, народов кавказских национальностей, немцев, белорусов и т.д. И в устном творчестве каждый из народов отразил свою жизнь, свои обычаи, свои взгляды на мир и человека, свои представления о добре и зле.
Делю класс на три группы, тем самым

подготавливая ребят к работе в группе:
- Ребята, с этого момента урока вы будите Вспоминают и объясняют, что слово «устный» образовалось от слова «уста», т.е. «губы». Делают совместный вывод, что «устным творчеством» считают такое творчество, которое сочинил сам народ и передавал его из уст в уста. Делятся на три группы, готовятся к работе в группе. Умет оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в предлагаемых формах работы. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёрам. Осуществляют взаимный
работать в группах. Для этого мы сейчас разделимся на три группы и начнём работать по теме «Устное народное творчество». В конце урока подведём итоги работы и определим самую эрудированную группу. контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёрам.
II.

Знакомство с

новой темой.

Задаю вопросы группам:
- Что относится к устному народному творчеству? - Какие
жанры
устного народного творчества вы знаете?
Задаю проблемный вопрос группам:
- «Устное народное творчество» - это словосочетание имеет «брата-близнеца». Это одно слово, но обозначает то же самое, что и «устное народное творчество». - Кто знает, как называют этого «брата- близнеца»? - А хотите узнать? Тогда вперёд!
Напоминаю правила работы в группе:
- Прежде чем мы начнём работу, давайте повторим правила работы в группе.  Не говорить всем сразу.  Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика).  Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял).  Возражая другим или соглашаясь с другими, обращаться к говорящему Вспоминают и перечисляют известные им жанры устного народного творчества. Высказывают различные версии. Вспоминают и повторяют правила работы в группе. Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную от учителя. Умеют оформлять свою
лично.
Конкретизирую задачу работы групп с

цветком на доске:
- После каждого выполненного задания с волшебного цветка по часовой стрелке будет отрываться лепесток , начиная с лепестка голубого цвета и переворачиваться на обратную сторону. Так мы с вами разгадаем слово – «имя брата-близнеца» УНТ. Слушают, задают вопросы, уточняют свои действия. мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. Формулируют ответы на вопросы.
III.

Углубление в

новую тему.

Даю первое задание группам:
- Дано определение: «Образное выражение, которое оценивает некоторое явление природы». Это определение КАКОГО малого жанра УНТ? (поговорка) - На листочке под названием «Жанры устного народного творчества» найдите данное определение и рядом впишите название жанра.
(приложение № 2)
- Возьмите лежащий на столе разрезной материал со словами, из которых вы должны правильно собрать поговорку, выразительно её прочитать и объяснить смысл.
(приложение № 3)
(Переворачиваем лепесток голубого цвета со словом «поговорка» и видим букву «Ф»).
Даю второе задание группам:
Вписывают слово «поговорка» рядом с определением. Выполняют задание.
- В учебнике на странице 32 найдите определение «потешка». Сравните его с определением на листочках «Жанры УНТ» и впишите туда слово «потешка». - Возьмите листок под названием «Поиск жанра УНТ». Найдите потешку, выразительно её прочитайте и попробуйте инсценировать.
(приложение № 4)
(Переворачиваем лепесток жёлтого цвета со словом «потешка» и видим букву «О»).
Даю третье задание группам:
- Ребята, конечно же каждый из вас знает, что такое «считалка»? И сейчас сумеет привести пример короткой считалки. - На листке «Жанры УНТ» найдите определение и впишите туда слово «считалка». - А на листке «Поиск жанра УНТ» найдите считалку и дружно её прочитайте. (Переворачиваем лепесток фиолетового цвета со словом «считалка» и видим букву «Л»).
Даю четвёртое задание группам:
- Следующее задание будет посвящено «скороговорке». - На листке «Жанры УНТ» найдите определение «скороговорке» и впишите рядом название жанра. Вписывают слово «потешка» рядом с определением. Выполняют задание. Ребята дают свои версии определения «считалка» и рассказывают короткие считалки. Выполняют задание. Выполняют задание. Находят определение и вписывают название жанра «скороговорка».
- А теперь с помощью считалки каждая группа выберет того, кто будет читать поговорки. Он будет выполнять роль «учителя», а остальные – будут повторять за ним скороговорку, которую «учитель» сейчас выберет.
Предлагаю ученику- «учителю» выбрать

из трёх предлагаемых листочков один со

скороговоркой:
1.Летели лебеди с лебедятами. 2. У ёлки иголки колки. 3. Проворонила ворона воронёнка. (Переворачиваем лепесток оранжевого цвета со словом «скороговорка» и видим букву «Ь»).
(приложение № 5)

Даю пятое задание группам:
-Найдите «небылицу» на листке «Поиск жанра УНТ» и выделите её зелёным цветом. - Выразительно прочитайте её вслух. (Переворачиваем лепесток зелёного цвета цвета со словом «небылица» и видим букву «К»).
Даю шестое задание группам:
- Как называют песню, при помощи которой убаюкивают ребёнка? (колыбельная) - Впишите это слово напротив соответствующего определения в листке Считают, выбирают ученика- «учителя». Выполняют задание Осуществляют поиск. Выразительно читают вслух. Отвечают на вопрос. Вписывают слово «колыбельная».
«Жанры УНТ». - В листке «Поиск жанра УНТ» найдите колыбельную и попробуйте пропеть. (Переворачиваем лепесток красного цвета со словом «колыбельная» и видим букву «Л»).
Даю седьмое задание группам:
- Листок «Жанры УНТ». Найдите среди оставшихся определений то, которое относится к жанру «закличка». Впишите название этого жанра в листок. - Что такое «закличка»? - Всей группой инсценируйте закличку. (Переворачиваем лепесток белого цвета со словом «закличка» и видим букву «О»).
Даю восьмое задание группам:
- На листке «Поиск жанра УНТ» найдите частушку. - Выберите кого-нибудь из группы, кто сможет пропеть частушку. (Переворачиваем лепесток розового цвета со словом «частушка» и видим букву «Р»). Выполняют задание. Дети находят определение, читают его, записывают жанр. Выполняют задание. Осуществляют поиск. Исполняют частушки по звучащую фонограмму.
IV.

Итог урока.

Подвожу итог работы на уроке:
- Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки. И теперь мы знаем, как зовут «брата-близнеца» УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. - Как по-другому можно назвать устное народное творчество? (ФОЛЬКЛОР)
Даю новые знания:
Отвечают на вопросы
- Фольклор в переводе с английского языка означает «мудрость». - Делаем вывод вместе. Подскажите мне слово: «Фольклор – это народная…… (мудрость)». Работают все вместе, хором подсказывают слово «мудрость» Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала.
V.

Рефлексия.

Беседую с классом:
- Вам понравился наш урок? -Чем понравился? - Что особенно запомнилось? - Чему вы научились на уроке? - Волшебный цветок дарит вам маленькие, но не менее волшебные цветочки. В середине цветочка нарисуйте смайлик:  весёлый –«Я отлично поработал»,  серьёзный – «Работал хорошо, но не совсем активно»,  грустный – «Мало работал на уроке, нужно ещё стараться».
(приложение № 6)

VI.

Домашнее

задание

Объясняю и уточняю домашнее задание:
- Обратите внимание на листок «Жанры УНТ». Как видите, на нём осталось одно определение без названия жанра. -Прочтите его. Какой это жанр УНТ? (загадка) - Дома вы должны найти и выучить загадку или придумать свою. Читают определение и определяют жанр. Записывают домашнее задание Умеют слушать, работать с раздаточным материалом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 2

Ф.И. ______________________________________________________________________

Песня, которой убаюкивают ребёнка __________________________________________

Короткая стихотворная приговорка для ребёнка ________________________________

Короткое стихотворение, которым выкликивали (звали) явления природы________

___________________________________________________________________________

Короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит _____________

Стих, в котором специально собраны труднопроизносимые слова ________________

Выражение, которое нуждается в отгадке _____________________________________

Образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни _____________

__________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 3
Медведь на ухо наступил. Шапка и шубка – вот и весь Мишутка. Делу время – потехе час. Семь пятниц на неделе. Добрый человек в добре проживёт весь век.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 4
 Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи!  Бай, бай, бай, бай, поскорее засыпай, Голубеньки глазки сделали салазки, Сели да поехали, к дедушке заехали.  Маленький беленький По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык.  Как на горке, на горы, Там дерутся комары, Два дерутся, два смеются, Два убитые лежат.  Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит – это он, Выходи из круга вон!  Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 5

1.

Летели лебеди с лебедятами.

2.

У ёлки иголки колки.

3.

Проворонила ворона воронёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 6





ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 2

Ф.И. ______________________________________________________________________

Песня, которой убаюкивают ребёнка __________________________________________

Короткая стихотворная приговорка для ребёнка ________________________________

Короткое стихотворение, которым выкликивали (звали) явления природы________

___________________________________________________________________________

Короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит _____________

Стих, в котором специально собраны труднопроизносимые слова ________________

Выражение, которое нуждается в отгадке _____________________________________

Образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни _____________

__________________________________________________________________________



В раздел начальное образование