Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Метод проектов на уроках иностранного языка"

Статья

Автор: Блинова Нина Ивановна, учитель иностранного языка, МАОУ" Средняя школа п. Новосельский", п. Новосельский, Старорусский район, Новгородская область



В раздел начальное образование




Метод проектов

на уроках

иностранного языка

Блинова Нина Ивановна

учитель иностранного языка

МАОУ«Средняя школа п. Новосельский»



Метод проектов на уроках иностранного языка.

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? Соот- ветствуют ли приобретённые знания тем задачам, которые человек по- ставил перед собой. Ответ держать, прежде всего, учителю. И каждый из нас задаёт себе вечный вопрос: Какой я учитель? Могу ли я отдать своим ученикам всё то, что уже накоплено, задумано? Как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга? Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересо- вать? Ответ очевиден: каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, позна- вательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современ- ные технологии обучения иностранному языку, нетрадиционные фор- мы урока . Метод проектов - один из современных методов обучения, который эффективно используют в своей работе многие учителя. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близки к ним. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма . Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся Требования к проектной деятельности младших школьников отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе иногда это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект. . При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися начальной школы Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предла- гаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию
ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте. Можно выделить следующие этапы проектной деятельности : 1) Погружение в проблему. 2) Сбор и обработка информации. 3) Реализация плана действий проекта 4) Презентация проекта 5) Рефлексия Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Приме- нительно к уроку иностранного языка, проект – это специально органи- зованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Данная методика сейчас активно внедряется в практику учителями школ, я так же использую её в своей педагогической деятельности. Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компе- тентности как одной из основных целей обучения иностранным язы- кам. Однако целью обучения ин. языку является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство меж- культурного взаимодействия. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только зна- комить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включе- ния их в активный диалог культур. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранного языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием . Остановимся подробнее на этих моментах. Итак, разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обуче- ния, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообра- зие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.). К примеру: После прохождения темы "Алфавит" первый год изучения по УМК "Deutsch", автор И.Л. Бим, уча- щимся предлагается сделать немецкий алфавит, он может быть пред- ставлен в различной форме. При отработке темы « Время» в 4 клас- се УМК Биболетовой « Enjoy English”, я предлагаю учащимся сами
изготовить макеты часов. Здесь, конечно ,присутствует помощь роди- телей. Особенно важна она оказывается в тех случаях, когда дети, как нередко случается , не умеют определять время и на русском языке. А вот работа с часами, сделанными своими руками вызывает у ребят много положительных эоций и значительно повышает качество усвое- ния данной темы. . Следующий момент - Разнообразие форм учебной деятельности также представлен в проектной методике (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах). Что же касается проблемности . Проблемы заставляют думать, и школьник обучается, думая, мысля. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каж- дому задания с учетом уровня его языковой подготовки Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речи, и когда он постигает ее как систему. Например проект « Школа» в 4 классе УМК Биболетовой. Обсуждая школьные правила учащиеся тренируются в употреблении модальных глаголов. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. Например : праздник "Алфавита", на который приглашаются родители и дети с удовольствием показывают им , чему научились. Неоценимую помощь учителю в подготовке, оформлении и проведении праздника оказывают, конечно, старшеклассники.

Проведение праздников на уроках иностранного языка и во внеуроч- ной деятельности способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций стран изучаемого языка. При подготовке проекта « В гостях у сказки» ребята не только знакомились с немецкими сказками, их авторами, они участвовали в них , погружаясь в атмосферу добра и волшебства. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.


4 класс УМК Биболетовой, итоговый урок по теме « Рассказываем ис- тории». Авторы учебника предлагают нам проект « Пишем сказки» и все дети с удовольствием их пишут, оформляют, исходя из своего уровня знания языка .

Анализируя результаты проекта в 3 классе, я пришла к выводу , что третьеклассникам вполне по силам межпредметные проекты. Напри- мер, в рамках темы "Поможем планете» УМК Тер- Минасовой дети смогли выполнить проект о животных, являющихся символами разных стран. Для этого им необходимо было собрать соответствующую ин- формацию в виде рисунков, вырезок из журналов, фотографий, воспользоваться Интернетом . Помимо навыков работы с энциклопе- дией и другими источниками информации, для выполнения работы им понадобились знания, полученные на уроках окружающего мира и из собственный опыт (наблюдение, просмотренный фильм). Такие проек- ты ценны еще и тем, что способствуют развитию экологической компе- тенции учащихся. Каждый проект , организуемый в классе соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение одного или нескольких уроков. Проекты в начальной школе я планирую заранее, они отражены в тематическом планировании . В этом учебном году в каждом классе уже прошли проекты, о некоторых из них я говорила сегодня. Но впереди у нас новые задумки : « Книга о себе» во 2 кл, « Английский фольклор « в 3 кл, « Наше путешествие» в 4 кл. Осуществляя эту работу над проектом , школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, заполнять анкеты. Творческие работы могут быть представлены в портфолио ученика общем или по предмету.. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся само- стоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную дея- тельность, принятие личной ответственности за продвижение в обуче- нии . Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
 Показать умения отдельного ученика или группы учеников ис- пользовать приобретенный в школе исследовательский опыт.  Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумно- жить знания о нем.  Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку. Я считаю, что исследовательская деятельность в начальной школе наряду с проектной методикой имеет также большое зна- чение для личностного развития школьников, мотивации к изуче- нию предмета. Например за исследование « Всё о Германии в алфавите» ученик 3 класса Козонов Саша был удостоен звания лауреата на гимназической конференции в г. Старая Русса. При изучении иностранного языка даже самый слабый в языковом плане и менее активный в психологическом плане ученик имеет воз- можность проявить фантазию, творческую активность и самостоятель- ность, участвуя в проектных заданиях. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы до- ставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к но- вой культуре.


В раздел начальное образование