"Внимание".
методическая разработка урока окружающий мир
Автор: Далингер Наталья Васильевна, учитель начальных классов, МАОУ Упоровская СОШ, Упорово Тюменской области
В раздел начальное образование
Предмет:
окружающий мир, 4 класс
УМК:
«Начальная школа 21 века (под ред. Н.Ф.Виноградовой)
Тип урока:
урок «открытия» нового знания
Тема урока: Внимание .
Цели урока:
Предметные результаты:
имеют понятие о внимании, умеют сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.
Личностные результаты:
выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения; понимают причины успехов в учёбе.
УУД:
Познавательные:
высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода, выбор альтернативы.
Регулятивные:
осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество; разрешение конфликтов, проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Основное содержание темы, понятия, термины: внимание, произвольное и непроизвольное, их значение в жизни человека.
Оборудование:
компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных кругов , карточки с заданиями, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф.,
1. Организационный момент.
- Проверьте друг друга: бесшумно, жестами оцените готовность к уроку. - Проверим нашу общую готовность. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая) - Вспомним тему прошлого урока: как человек реагирует на воздействия окружающего мира, что помогает выразить свое отношение к окружающему миру? (эмоции и чувства) - Может ли человек рассказать о своих эмоциях и чувствах без слов? (с помощью мимики и жестов) - Подарите друг другу положительные эмоции, выразив их мимикой и жестами (игра «Ты - мне, я – тебе»: дети по очереди демонстрируют положительные эмоции, напарник должен повторить) Я показываю различные иллюстрации, ваша задача выразить свои эмоции без слов, только при помощи жестов и мимики, а далее при помощи слов. - Может ли человек управлять своими эмоциями?
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами продолжаем говорить о чувственном мире человека. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1) Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).
1. Зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитайте получившееся слово.
ксоавниманиерсолкр
(внимание) Задание для второй группы: прочитайте внимательно слова и найдите лишнее слово. Объясните. (слайд 2). НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА , ВНИМАНИЕ (внимание) Получилось слово «внимание» (слайд 4). - Мы нашли ключевые слова - внимание . Сформулируем тему и цели урока. - Как вы думаете, что можно узнать о внимании в рамках одного урока? (Вопросы на доску)
- что такое внимание, память?
- у всех ли людей внимание и память развиты одинаково?
- что делает человека внимательным?
- как проявляется внимание?)
Прочитайте вопросы На которые нам предстоит ответить, на какие вопросы вы можете ответить уже сейчас? ( дети высказывают свои предположения) - Узнать что такое память и внимание. Для чего надо быть внимательным? Какая бывает память?
3. Изучение нового материала.
1. Беседа с учащимися. – Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный». – Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница. – Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей. - А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого? Что такое внимание? Ответить на этот вопрос непросто. Существует такая легенда. Давным –давно в Китае жил великий поэт и художник Икко Содзюне. Однажды один простолюдин обратился к Иккю: Учитель, дайте мне пожалуйста, несколько представлений высшей мудрости. Иккю взял кисть и написал слово «Внимание». Конечно, он написал иероглифами. -И это всё?- удивился проситель. -Не могли бы вы что-нибудь добавить? Иккю нарисовал два раза подряд слово внимание. « Ну и ну!» несколько раздражённо произнёс проситель. « Право , я не вижу особой глубины и смысла в том, что вы написали. Тогда Икко написал три раза слово внимание. Тогда рассерженный человек спросил, что же он подразумевает под словом «внимание»? Иккю ответил: « Внимание, значит внимание!» Иккю не говорил что такое внимание, он показывал своё умение сосредотачиваться. Этим он показывал огромное значение внимания. Мудрый человек всегда направляет своё внимание на самое важное. Так гласит китайская легенда. Так что же такое внимание? Откройте учебник стр. 54 прочитайте определение внимания в учебнике, как вы его поняли? Проверим ваше внимание.
-Как звали китайского мудреца? - Сколько раз он написал слово внимание? 2.
Какое бывает внимание?
Подумайте, легко ли быть внимательным? (предположения и ответы детей) -Когда решаешь трудную задачу или смотришь интересный фильм? Подумаем, почему так происходит? В этих двух случаях мы встречаемся с двумя видами внимания произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание- направляется на объект без особых усилий. Произвольное внимание – человек усилием воли удерживает внимание на объекте. Работа в группе. Детям раздаётся лист с задание, написать случаи где работает произвольное внимание, а где непроизвольное? Проверка: представители от каждой группы презентуют свои работы. Какое внимание важно развивать? 3.Как устроено наше внимание. - Рассмотрим некоторые свойства внимания.
свойства
(объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение). По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об
объёме его внимания.
Устойчивость внимания
– это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания
– это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания
– это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.
Положительные свойства
внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства
внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
( Работа проводится в группах, учащиеся проверяют, как работает их внимание) 1. Объём внимания. На одну секунду я покажу вам рисунок, на котором несколько слагаемых, после того как я их уберу, ваша задача сложить эти числа и назвать результат. 2. Концентрация внимания. Определить на сколько сильно вы можете сконцентрировать своё внимание. Каждой группе предлагается на рисунке глазами найти букву, соответствующую цифре, выписать по порядку , прочитать слово. ГЛОБУС 3.переключение внимания . Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому это и есть умение переключать своё внимание.
Попробуйте по рисунку сосчитать от 1до 51 , отыскивая соответствующее число.
8. Подведение итогов работы
Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно, какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.
9. Задание на дом.
1. Исследовать внимание у членов семьи внимания 2. прочитать материал учебника или дополнительную литературу по теме.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
А) - Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Давайте вспомним, о чем же мы говорили на уроке? (О внимании, о )
1)- Что такое внимание? (Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого. - Что такое память? 2) - Для чего человеку нужно внимание? (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.) 4) - Можно ли развивать внимание? - Можно ли развивать память? (Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.) 5) - Где нужно нм внимание?
Вывод:
внимание необходимо развивать.
Б) Рефлексия.
- А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению, вы работали на уроке. -
«Фразеологизм»
(на доске картинки с фразеологизмами) Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
(Напряженно думать о чем-то, размышлять)
Краем уха
( слушать невнимательно, урывками)
Хлопать ушами
(слушая что-либо, не понимать содержания услышанного) - Вы молодцы, все работали отлично. - Задание на дом: подготовить по одному упражнению на развитие памяти и внимания для проведения в классе.
Слова-напутствия.
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский
В раздел начальное образование

