"Умножение числа 5 и деление на 5"
открытый урок по математике во втором классе
Автор: Князова Наталья Аркадьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.", город Красноармейск, Саратовская область
В раздел начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области
имени дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.»
Открытый урок
по математике во 2 классе
на тему: «Умножение числа 5 и деление на 5».
учитель начальных классов
Князова Наталья Аркадьевна
г. Красноармейск
2016
Дидактическая цель:
подвести учащихся к «открытию» нового знания.
Тип урока:
«открытие» нового.
Задачи:
1. Метапредметные:
Личностные УУД:
принимать и осваивать социальную роль ученика, принимать активное участие в учебной деятельности; ценить и принимать базовые ценности : «терпение», «уважение к учителю и одноклассникам»; быть готовым к сотрудничеству.
Регулятивные УУД:
принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока и конкретного задания; под руководством учителя «открыть алгоритм составления таблицы»; проявлять волевую саморегуляцию, осуществлять самоконтроль, контроль; давать оценку своей работе, работе товарища, работе группе.
Познавательные УУД:
использовать логические действия: сравнение, анализ, обобщение; осуществлять наблюдение; представлять полученную информацию в виде схем, модели, таблицы.
Коммуникативные УУД:
эффективно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; формировать и аргументировать свое мнение.
2. Предметные:
использовать математические знания для решения учебной задачи: составление таблицы умножения числа 5 и на 5 и соответствующие таблицы деления;
совершенствовать вычислительные навыки: решать задачи, использую несколько способов решения и задачи с недостающими данными.
Методы обучения:
системно-деятельностный подход; проблемное обучение; практический метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая форма обучения.
Средства обучения:
1. Для учителя: мультимедийные проектор и компьютер, учебник. 2. Для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки зеленого и красного цветов.
Авторы учебника: Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. ( М., «Вентана-Граф», 2014), часть 2.
Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
I. Самоопределение к
учебной
деятельности.
Включение в деловой ритм и мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством музыкального отрывка. Определение содержательных рамок урока. Подведение к цели урока. - Ребята, недавно в детской программе передавали песенку. Вот ее припев:
Дважды два- четыре,
Ане шесть,
А не семь-
Это ясно всем!
- Я задумалась: « А почему дважды два четыре?» - А всели случаи умножения и деления нам известны? - Ответьте с помощью сигнальных карточек на эти два вопроса. - Оказывается не все случаи табличного умножения нам известны. Я предлагаю сегодня продолжить их изучение. Подготовка к восприятию нового материала. Включение в деловой ритм, осознание важности в учебной деятельности, настрой на работу; принятие цели урока. (По два взяли два раза) Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно- познавательная мотивация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества
II.Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
Подготовка учащихся потребности новом способе действия. 1. Какие числа пропущены? 5 20 25 35 45 - По какому признаку построена закономерность? 2. В чем особенности
этой
закономерности? 5 5+5 5+5+5 Продолжите ее. Самостоятельное выполнение работы; рефлексивный анализ, вывод настраивающий на следующую работу. 5,10,15,20,25,30,35,40,45 (каждое число увеличивается на 5) ( увеличение на пять везде, кроме первой строки; сумма одинаковых слагаемых, слагаемые — 5) Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Коммуникативные УУД: -достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - формулирование и аргументация своего мнения;
Как иначе можно записать данную закономерность? Пришли ли мы снова к первой закономерности? Найдите значение данных числовых выражений. Какие числовые правила мы повторили, работая с этими числовыми выражениями? Как вы думаете, легко ли запоминается таблица умножения пяти? Почему? А будет ли также легко делить на пять? Давайте сегодня самостоятельно составим таблицу умножения пяти и на пять и таблицу деления на пять. (5=5*1 5+5= 5*2 5+5+5= 5*3) (да) ( 5= 5*1=5 5+5= 5*2=10 5+5+5=5*3=15) (умножение- это сумма одинаковых слагаемых) (да) (счет по пять наиболее простой в математике) (нет) -учет разных мнений.
III.Выявление места
и причины
затруднения
Предложение причин и места затруднения. 1. Распределите примеры на группы: 5*5 5*3 5*8 5*2 5*9 5*4 5*7 5*6 Поиск места и причин затруднения. Личностные УУД: учебно- познавательный интерес. Регулятивное УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -анализ, синтез, обобщение; -подведение под понятие; -определение основной и второстепенной
На какие группы вы их разделили? - Как вы думаете, почему вам предложили такое задание? - Сформулируйте тему урока. - Подумайте, какова цель урока? Чем будем заниматься на уроке? - Откройте учебник, найдите данную тему в оглавлении и на страницах учебника. 1. Умножение разных множителей и умножение одинаковых множителей: 5*3 5*5 5*2 5*4 5*6 5*7 5*8 5*9 2. Умножение пяти на четные и нечетные числа. 5*2 5*3 5*4 5*5 5*6 5*7 5*8 5*9
или
1. Могу выполнить вычисление применив, поместительный закон умножения. 2. Не могу вычислить т. к. неизвестны еще данные случаи умножения. Табличное умножение пяти, на пять и деление на пять. Будем составлять таблицы, заучивать их и применять знания при выполнении различных заданий. информации; -постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
IV. Постановка
проекта выхода из
Предложение плана достижения поставленной цели. Изучение плана, согласование, реализация Личностные УУД: самоопределение.
затруднения
- Я предлагаю, в группе единомышленников самостоятельно составить таблицу умножения пяти и деления на пять по следующему плану: 1. составить группу единомышленников; 2. распределить роли; 3. сформулировать роли; 4. предложить способы составление таблиц. проекта. Регулятивные УУД: -построение логической цепи рассуждений; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; -постановка познавательной цели. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества; -разрешение конфликтов; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
V. Реализация
построенного
проекта
Поддерживание интереса учащихся к выполнению задания частично поискового характера, побуждение учащихся представлять результат своей деятельности. Проведение наблюдения за работой групп, оказывание помощи нуждающимся в ней. Выполнение задания, представление результатов другим группам учащихся. Выступление учащихся. Личностные УУД: -осознание ответственности за общее дело; Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение; -выдвижение гипотез и их обоснование; -самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; - достижение договоренностей и согласование общего
решения; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; -управление поведением партнера.
Физкультминутка
VI.Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
Организация применения нового знания в типовых заданиях; прививает умение находить значение числовых выражений, содержащих новые изученные случаи умножения и деления. 1. Восстановить таблицу. 5*1
1*5
5:5 5:1
5*2
2*5
10:5
10:2
5*3
3*5
15:5
15:3
5*4
4*5
20:5
20:4
5*5
5*5
25:5
25:5 5*6
6*5
30:5
30:6
5*7
7*5
35:5
35:7
5*8
8*5
40:5
40:8
5*9
9*5
45:5
45:9 - Озаглавьте каждую колонку таблицы. Показания применения нового знания в типовых заданиях. Выполнение практической работы. Таблица умножения пять. Таблица умножения на пять. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Познавательные УУД: - подведение под понятие; -использование общих приемов решения; -самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
- Постарайтесь запомнить эту таблицу. Таблица деления на пять. Таблица деления на 1,2,3...
VII.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Проверка умения учащимися применять новые знания типовых условиях. 1. Самостоятельная работа. А сейчас работаем самостоятельно. Откройте страницу 6 учебника и решите номер 11. Проверьте ваше решение по эталону ( слайд с решением примеров) Определение способов действий, самоконтроль, самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях, фиксация достижения индивидуальной цели. Сверка ответов с эталоном. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; -познавательная инициатива; -осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; -самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Познавательные УУД: -использование общих приемов вычисления; -рефлексия способов и условий действия; -подведение под понятие.
VIII.Включение в
систему знаний и
повторение
Организация включения нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1. Решение задачи:
К празднику каждый из семи ребят вырезал по пять снежинок и
о три звездочки. Сколько всего фигур вырезали ребята?
-Как решили задачу?(спросить несколько человек) - Сколькими способами можно решить эту задачу? - Сравните ответы, полученные при решении этой задачи. - Каким способом для вас легче решить эту задачу? - А каким способ быстрее решается эта задача? Включают используемые способы действия в систему знаний; повторяют и закрепляют материал, изученный ранее. Первый способ:
1) 7*5=35(снежинок)
2) 7*3=21(звездочка)
3)35+21=56(фигурок)
Ответ: ребята вырезали
56 фигурок.
Второй способ:
1)5+3=8(фигурок)-
Личностные УУД: учебно- познавательный интерес. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -умение структурировать знания; -смысловое чтение, извлечение необходимой информации; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; -использование общих
2. Номер 8(страница 6).-решение задачи с недостающими данными. 3. Самостоятельное решение задачи номер 9 ( страница 6).
вырезал один ребенок.
2)7*8=56(фигурок)-
вырезали всего.
Ответ: ребята вырезали
56 фигурок.
Дети отвечают на вопросы, составляют и решают задачу. приемов решения задач; -построение речевых высказываний. Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -постановка вопросов; -адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
IX.Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Организация соотнесения цели урока и его результатов. - Какие задания вы выполняли на уроке? - Как вы работали? - Смогли ли вы достичь цели урока, освоить таблицу умножения 5, на 5 и соответствующих случаях деления. - Запишите домашнее задание: повторить таблицу умножения числа 5 и деления на 5( страница 7 учебника) и решите номер 41(страница 14) Оценивание своих знаний Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения .
В раздел начальное образование

