Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Урок обучения грамоте "Звук ц. Буква Ц ц."

методическая разработка

Автор: Семенюк Виктория Викторовна, учитель начальных классов, МОУ ИРМО "СОШ поселка Молодежный", Иркутская область, Иркутский район



В раздел начальное образование




МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»
Урок разработала учитель начальных классов Семенюк Виктория Викторовна МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» Урок по обучению грамоте. 1 класс.
Тема: Звук ц. Буква Ц ц.

Тип урока
: изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок с элементами театрализации. В гостях на уроке Дед Мороз, Белка.
Цели
: познакомить обучающихся с непарным твердым согласным звуком ц и буквами Ц ц, которые обозначают этот звук на письме.
Задачи урока
1. Обучать детей чтению слов с буквой Ц, другими изученными буквами. 2. Развивать умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения; развивать фонематический слух учащихся; воображение, творческую способность детей; навыки в парах. 3. Воспитывать дружеские качества в процессе работы, интерес к предмету. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, искусственная елочка с шариками ( на шариках буквы), карточки с буквами.
Ход урока

1.

Психологический, эмоциональный настрой на урок.
Возле парты встали прямо Посмотрели все ли рядом? Затаив свое дыхание Сели тихо И внимание!
Звучит музыка. (Стук в дверь) Слайд 2

Входит Дед Мороз.
И в лесу я побывал-снегом лес убирал… И хотя мой путь был долгим, Я нашел детей и елку. Помню, ровно год назад Видел в детском садике этих я ребят. Год промчался, словно час, Я и не заметил! Вот я снова среди вас, Дорогие дети.
2.Работа над систематизацией знаний и повторением пройденного материала.
-А пришел я с необычной елкой. Мне очень интересно много ли узнали первоклассники в вашей школе и чему же научились? -На елке шарики с заданиями. Снимите игрушку и прочитайте задание. (Один ученик выходит и выполняет задание . К доске прикрепляет соответствующие буквы. 1. Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного. 2. Назовите гласные , которые обозначают твердость согласных. 3. Назовите гласные, которые могут обозначать два звука. 4. Назовите букву, которая не обозначает звука. 1
5. Назовите парные согласные по звонкости-глухости. 6. Назовите буквы, которые обозначают всегда твердые звуки. 7. Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие звуки. 8. Сколько букв в русском алфавите.
3. Проверка домашнего задания
-Молодцы! А стихи умеете рассказывать. (несколько учеников рассказывают стихотворение В. Берестова «Куклы вальс танцуют старый»)
4. Физкультминутка (проводит Дед Мороз) Слайд 3

Дед Мороз.
А сейчас мы потанцуем «Танец маленьких утят»
Стук в дверь. Прибегает белка и торопит Деда Мороза.

Белка.-
Дед Мороз, Баба-яга спрятала Снегурочку. Скоро Новый год , а ее нет нигде.
Дед Мороз.-
Вот, беда, ребята, побегу в лес искать внучку! А вам предстоит сегодня познакомиться еще с одной буквой. Желаю вам успеха! Оставляю вам письмо, но откроете его только по окончанию урока.
5.Работа над формированием умения формулировать тему и цель урока
Закройте глаза, послушайте отрывок из сказки. (Учитель читает сказку, пропуская в словах новый звук). ыпленок …ып …ыпленок …ып вылупился из яй…а самым первым и теперь сидел на крыль…е и ждал, когда же, наконец, остальные …ыплята вылупятся. – Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше! Кури…а так удивилась, что только глазами захлопала. – Ну, ты посиди, – говорит …ып, – а я пойду, погуляю. Вышел …ып в поле, подошел к …ветку и говорит….
У.
Все понятно было вам, когда я читала текст? (Дети высказываются)
У.
Почему было не все понятно?
У.
Как вы думаете, о ком была сказка? Дети поднимают руки, если рук мало, можно задать наводящие вопросы: – Кто мог вылупиться и из чего? – Где сидел цыпленок? (учитель повторяет слово «Крыль…е» – К чему подошел цыпленок? – Какой звук я пропускала при чтении?
Д.
В словах пропускался звук [ц], значит мы сегодня будем изучать звук [ц] и новую букву.
У.
Итак, сформулируйте цель нашего урока по опорным словам (учитель произносит опорные слова, дети продолжают)
Слайд 4

Мы познакомимся
… (с новым звуком [ц] и новой буквой ц)
Будем учиться отличать
… (новый звук от других звуков речи)
Учиться читать
… (слоги и слова со звуком [ц])
6. Упражнения по развитию фонематического слуха. Слайд 5 и 6
1.Звуковой анализ слов. Работа в парах. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат. (цапля) В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. 2
Там собачки танцевали... Вы, конечно, там бывали.(цирк)
Обобщение. Работа в парах. Дайте полную характеристику звуку.

У.
У кого ответы получились разными.
У.
Ребята, давайте поможем разобраться. (Согласный, твердый, непарный глухой). 2. Чей ряд больше назовет слов со звуком ц? ( Правило: слова не повторять)
7.Обозначение звука буквой. Слайд 7

У.
Кто из вас из вас знаком с буквой ц? Найдите её и покажите всем. Между какими буквами она находится? Пофантазируйте, на что похожа буква? (Дети предлагают свои варианты)
У.
Человек, который умеет фантазировать может увидеть в обычном необычное. Однажды поэт Шибаев увидел кошку и сочинил стихотворение:
Слайд 8, 9, 10. ( на что похожа буква Ц)
Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. – Какой элемент буквы ц напомнил поэту кошачью лапку?
У.
Выложите из бумажных полосок букву ц.(дети выкладывают букву) (заготовки готовит учитель)
У.
У кого не получается не расстраивайтесь, товарищи всегда придут на помощь вам. (Учащийся, кто быстрее всех это сделал, проходит по рядам, помогая тем, у кого не получается)
8.Физкультминутка для глаз ( слайд 11)

9.Чтение слогов и слов с буквой ц (слайд 12 и 13 ). Работа над развитием речи.
ца циркуль цо цирк кузнец ци кольцо цы танцы це цыпленок кузница Лексическая работа над словами кузнец и кузница
(Слайд 14 , 15)
.Азбука стр. 51.Составьте предложения с этими словами.
9.Чтение стихотворения. Работа над выразительным чтением. Азбука стр.51
А)Рассмотрите рисунок на стр.51. Кого вы видите? ( мальчика-наездника, мужчину в спецодежде) Как называют людей, которые работают с молотом и наковальней, обрабатывают при этом металл? (кузнецы). Почему конь поднял одну ногу? (потерял подкову) Для чего мальчик привел коня к кузнецу? Прочитайте стихотворение С. Маршака на с 51 в учебнике.(жужжащее чтение) Какое настроение в стихотворении? Соответсвует ли иллюстрация к стихотворению? Обоснуйте свой ответ. Что напомнило вам это стихотворение? (диалог)
Работа в парах.
Чтение по ролям. Чтение по ролям( всему классу). Обсуждение выразительного чтения учащимися. В)
Работа в паре
. Прочитайте диалог «Заяц» на стр.52 учебника. Конкурс «Чья пара прочитает выразительнее всех!». 10.
Итог урока
. С каким новым звуком и буквой вы познакомились? -Дайте характеристику звуку ц. -Что интересного вы узнали на уроке? -Что понравилось? - Ребята, Дед Мороз оставил же вам письмо!!!(открываем) Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились! В столовой вас ждет сладкий подарок. 3
Урок закончен! Спасибо за работу!
Литература.
1. В.Волина Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 2000г. 2. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.: 2009 3. О.Е.Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс, Москва «Вако» 2013г. 4.В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. Азбука. Учебник для общеобразовательных учреждений, М: «Просвещение» 2012г. 4


В раздел начальное образование