Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" В ОТДЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

доклад

Автор: Кузнецова Елена Михайловна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ с.Кипцы, Село Кипцы, Саратовская область



В раздел начальное образование



ДОКЛАД на тему: « О Т ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ОТДЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Подготовила: учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Кипцы Кузнецова Елена Михайловна Кипцы 2015
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИ ОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ОТДЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Когда речь идет об эффективности учебного курса в отдельном образовательном учреждении, представители школьной администрации сразу указывают в качестве доминирующего фактора на профессиональную и личностную компетентность учителя, несколько реже на качество учебных пособий и совсем редко на условия, созданные в отдельно взятом образовательном учреждении, для успешной деятельности в области духовно-нравственного образования. Для педагога-профессионала не является открытием тот факт, что успешность процесса воспитания напрямую зависит от согласованных действий всего педагогического коллектива, которые должны быть обеспечены на основе единых методологических принципов, учета особенностей содержания учебного курса, несущего повышенную воспитательную (или идеологическую нагрузку). В советский период отечественной истории такими предметами были история и обществоведение. Сегодня, в период перехода на новые Федеральные образовательные стандарты (идеологической и методологической основой которых стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации),таким предметом, безусловно, является курс «Основы религиозных культур и светской этики». Даже самый лучший учитель, прошедший соответствующие курсы повышения квалификации, искренне желающий принести пользу своим ученикам, не сможет достигнуть возможного эффекта без поддержки всего педагогического коллектива и администрации школы. И дело здесь не только и не столько в создании определенных материальных или технических условий(хотя и это немаловажно), а главное—в поддержке учителя и в создании благоприятного микроклимата в образовательном учреждении, гармонизирующего всю школьную образовательную среду в ценностном отношении. По нашему мнению, представителям школьных администрации исключительно важно регулярно повышать уровень собственной профессиональной компетенции в области информированности о стремительно обновляющейся нормативно-правовой базе духовно- нравственного образования. Правительством Российской Федерации, государственными органами управления образования, передовой педагогической и религиозной общественностью на сегодняшний день сделано достаточно для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся в условиях государственной системы образования. Новый «Закон об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, ввёл понятия «духовно-
нравственное развитие гражданина России» и «духовно-нравственное воспитания» в широкий педагогический оборот. Особое внимание уделяется введению нового курса «Основы религиозных культур и светской этики», его естественной содержательной и методологической интеграции с традиционными учебными дисциплинами в школе. Комплексная интеграция процесса обучения и воспитания учащихся возможна посредством созидания определенной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные нравственные и культурные ценности.Педагогам (учителю, завучу по воспитательной работе) важно учитывать как содержательно, так и методологически интеграционные процессы в урочной, внеурочной деятельности, воспитательной работе и деятельности в области дополнительного образования, реализуемой в рамках образовательных учреждений. Содержание урочной деятельности (с учетом решения задач в области духовно-нравственного образования) нуждается в комплексном подходе к вопросу интеграции. Именно интегративные связи обеспечивают выход на метапредметные результаты (требование ФГОС) путем использования ценностно и личностно-ориентированных подходов. Содержание внеурочной деятельности ОУ в области духовно- нравственного воспитания традиционно представлено определенной системой факультативов, спецкурсов, кружков, практической деятельностью. Здесь педагоги должны стремиться к достижению конкретных метапредмет- ных и личностных результатов. Мы убеждены в том, что программы и планы по воспитательной работе образовательных учреждений должны не только учитывать, но и опираться на содержание и ценностную ориентацию курсов духовно-нравственной направленности, реализуемых в образовательных учреждениях. Духовно-нравственное развитие и воспитание реб ѐ нка–процесс целостный, многосторонний, сложный и исключительно важный, связанный с самосовершенствованием, самопознанием и самореализацией духовного потенциала личности. Ведь формирование внутренней системы ценностей учащихся не может быть достигнуто только путем согласованной деятельности педагогического коллектива. Система ценностных ориентаций закладывается в семье задолго до поступления ребенка в школу. В работе с родителями учащихся по вопросам духовно-нравственного воспитания важно разъяснять, что нормальное психическое и личностное развитие ребенка невозможно без адекватного духовного становления, которое выражается у ребенка в умении различать добро и зло, хорошее и плохое, можно и нельзя, находит свое выражение в сознательных усилиях человека по сохранению, совершенствованию и созиданию окружающего мира (материальных, культурных и духовных ценностей). Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики») направлены на решение вышеперечисленных задач. Приобщать ребенка к ценностям отечественной культуры (в целях обеспечения единения духовно-нравственного многонационального народа Российской Федерации) важно путем формирования интереса и уважения к истории, литературе и религии России. По нашему глубокому убеждению, духовно-нравственное воспитание немыслимо без патриотического, этического и эстетического воспитания с учетом национально-региональных особенностей. Любовь к родине как ведущее духовно-нравственное качество народного характера была не раз продемонстрирована в истории. Русский этикет теснейшим образом связан с благочестивыми народными традициями, тогда как сами определения«благочестивый», «благовоспитанный» относились к представителям различных сословий русского общества, проявлявших благородство в конкретных делах, почтительность в манерах, тактичность в общении... Экологическое воспитание в русской педагогической мысли (К. Ушинский, В. Сухомлинский, Л. Толстой) традиционного рассматривалось как составная часть нравственного воспитания, и этнокультурный подход в области духовно-нравственного воспитания предполагаемую взаимосвязь с экологическим воспитанием. Для успешности воспитательного процесса необходимы герои и поведенческие образцы, которые и предлагает нам русская классическая литература. Все внимание и интерес великих русских писателей (Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, А. Чехова) был устремлен на душевный склад людей, их образ жизни, чувств и мыслей. В классической литературе ситуации нравственного выбора сопровождают героев на протяжении всего произведения, т.к. совесть – «голос Божий в душе человека» является для русского писателя мерой всех вещей. Процесс духовно-нравственного воспитания будет более осмысленным и результативным, если рассматривать его в комплексе с эстетическим воспитанием, мощным средством которого является искусство (музыка, живопись), формирующее мировоззрение и мировосприятие человека. Итак, духовно-нравственное воспитание есть процесс организованного, целенаправленного воздействия педагога и образовательной среды в целом на духовно-нравственную сферу личности ребенка. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно различных видов воспитания (школьного и семейного; гражданско-патриотического, этического, экологического и эстетического), а также чувств, желаний и устремлений личности. Его успешность может быть достигнута благодаря объединению усилий всего педагогического коллектива и семей учащихся, с естественной опорой на систему ценностей, укорененную в благочестивых народных традициях, отраженных в системе духовно-нравственного образования школы. В этой связи невозможно переоценить значение личности школьного педагога. Если духовно- нравственные устремления гармонично присущи учителю, то педагог бережно отнесется к процессу духовного становления личности школьника, а
совместный интерес учителя и учеников в предметной области, к познанию нового, найдет свое отражение во всем многообразии внеурочной и внеклассной деятельности, итогом чего станет личностное присвоение ребенком ценностей отечественной истории и культуры, формирование уважения к вере и традициям наших предков, создавших великое и сильное государство.


В раздел начальное образование