"Правописание безударных гласных в корне слова"
методическая разработка урока
Автор: Ена Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Сахарозаводская СОШ", с. Черемное, Павловский р-н, Алтайский край
В раздел начальное образование
Разработка урока русского языка
«
Правописание безударных гласных в корне слова»
Автор:
Ена Елена Николаевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
МБОУ «Сахарозаводская СОШ» с. Черемное Павловского района
Предмет :
русский язык
Класс:
3 класс
Тема:
«Правописание безударных гласных в корне слова» Цели: создать условия для формирования умения видеть орфограмму в корне слова; уточнения знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне; развития мыслительной деятельности через исследовательскую работу; активизации познавательной деятельности учащихся; формирования самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
компьютер, проектор, карточка, лист самооценки (приложение №1), презентация к уроку (приложение №2), учебник для 3 класса «Русский язык» В.П. Канакиной.
Время реализации
(40 минут)
Планируемые результаты:
Предметные:
находить изучаемую орфограмму в слове; подбирать проверочные слова с заданной орфограммой.
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; планировать действия по выполнению задания; составлять алгоритм действий для решения орфографической задачи; проводить самопроверку и самооценку.
Личностные:
проявлять интерес к русскому языку.
Карта урока
Комментарий хода урока
№
слайда
Время (мин)
Виды и формы деятельности
Учителя
Ученика
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Организация внимания всех учащихся, настрой на работу). Слайд №1,2 2 минуты Учитель проводит психологическую установку учащихся Положительный настрой на урок Знакомятся с листами самооценки (приложение №1).
2. Словарная работа. Слайд №3 4 минуты Учитель описывает словарное слово или называет синоним Ученики записывают слова и проверяют на слайде. Оценивают работу в листах самооценки. 3.Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний. Слайд № 4,5 3 минуты Ученики определяют тему урока и ставят цели. Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний. Записывают в тетрадь гласные. 4. Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки) Слайд № 6 2 минуты Учитель предлагает вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне Дети вспоминают алгоритм проверки безударных гласных в корне и восстанавливают последовательность в карточках (приложение №1). Оценивают работу в листах самооценки. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа по учебнику. упр. №195 (1 ч.) 7 минут Учитель предлагает вставить пропущенные безударные гласные и подобрать проверочные слова. Дети должны обосновать правильность выбора безударной гласной. 6. Физкультурная минутка. Слайд №7 -8 2 минуты 7. Самостоятельная работа с самопроверкой на доске. упр. №195 (2 ч.) Слайд №9 5 минут Учитель предлагает вставить пропущенные безударные гласные и подобрать проверочные слова. . Дети записывают слова и подбирают проверочные, затем проверяют на доске. Оценивают работу в листах самооценки. Выполнение заданий,
8. Наблюдение над правильным подбором родственных слов. Коллективная работа упр. №196 Слайд №10 6 минут Учитель предлагает исследовать слова, похожие по звучанию требующих применения знаний в измененной ситуации. Дети обосновывают выбор проверочного слова. Самостоятельно записывают 3 предложение. Оценивают работу в листах самооценки. 9. Орфографический тренинг. Слайд № 11 7 минут Учитель предлагает ученикам выполнить работу по карточкам. Ученики самостоятельно выполняют задание, проверяют работу по доске. Оценивают работу в листах самооценки. 10. Итог урока. Рефлексия. Слайд №12,13 2 минуты Мобилизация учащихся на рефлексию своей работы поведения. Дети высказывают свое мнение, оценивают свою работу.
Сценарий урока:
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. СЛАЙД № 1,2
(Организация внимания всех учащихся, настрой на работу). Сядьте ровно, повернитесь, И друг другу улыбнитесь Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко Мы друг друга уважаем Никого не обижаем - Сегодня свою работу вы будете оценивать сами в листе самооценки. На уроке работаем под девизом: «Грамоте учиться – всегда пригодится». Как вы понимаете эту пословицу?
2.
Словарная работа. Слайд №3
- Как называются слова, в которых написание букв нужно запомнить? Записываем слова с комментированием. - 11 месяц года. (ноябрь) - Синоним слова «люди». (народ) - Прием пищи днем. (обед)
- Синоним слова «туча». (облако) - Каким цветом становится лист березы осенью?(желтый) - Синоним слова «папа». (отец) - По ней поднимаются на 2 этаж. (лестница) - Падают с неба только зимой. (снежинки) - Синоним слова «вещи» (одежда) - Животное, обитающее в жарких странах, любит есть бананы, качаться на деревьях. (обезьяна) - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки. -Какое слово лишнее? Почему? Как проверить?
3.
Постановка темы и цели урока. СЛАЙД №4,5
–Назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».) Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова. – Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова.) – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?
Актуализация знаний.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) Записывают в тетрадь гласные. – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) – Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова) – Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
4. Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки). Коллективная форма
работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной. Определите последовательность работы.
Алгоритм проверки безударных гласных. СЛАЙД №6
Прочитать слово. Поставить ударение. Выделить корень. Определить безударную гласную. Подобрать проверочное слово. - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику
. - Давайте проверим, как работает наш алгоритм, выполним упражнение №195 - Как проверяли безударную гласную в корне слова? (Изменяли форму и подбирали родственные слова)
6. Физкультурная минутка. СЛАЙД №7-8
7. Самостоятельная работа с самопроверкой на доске. СЛАЙД №9
упр. №195 (2 ч.)
- Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки.
8. Наблюдение над правильным подбором родственных слов. Коллективная работа. Слайд №10
упр. №196 1-2 предложение комментируют, 3 предложение записывают самостоятельно. - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки. - Устно дайте характеристику предложению.(по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ)
9. Орфографический тренинг. Слайд №11
Работа по карточкам, самопроверка на доске. - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки.
10. Итог урока. Рефлексия. Слайд №12,13
Чему учились на уроке? Как проверить безударную гласную в корне? Какое умение мы отрабатывали на уроке? Самооценка собственной работы на уроке. Эмоциональная оценка работы. - Запишите домашнее задание: упр. №197или придумать ребусы к словам с безударной гласной.
Приложение №1 1. Расставь предложения по порядку. Поставить ударение. Определить безударную гласную. Выделить корень. Прочитать слово. Подобрать проверочное слово. 2. Вставь пропущенные буквы. Л...стопад, нагр..дить, м..лютка, вр..дить, т..гриный, сн..жок, зв..рёк, ..сенний, зв..зда, ч..стота. Лист самооценки № вид работы оценка 1 словарная работа 2 составление памятки 3 самостоятельная работа 4 работа с предложением 5 орфографический тренинг всего Приложение №1 1. Расставь предложения по порядку. Поставить ударение. Определить безударную гласную. Выделить корень. Прочитать слово. Подобрать проверочное слово. 2. Вставь пропущенные буквы. Л...стопад, нагр..дить, м..лютка, вр..дить, т..гриный, сн..жок, зв..рёк, ..сенний, зв..зда, ч..стота. Лист самооценки № вид работы оценка 1 словарная работа 2 составление памятки 3 самостоятельная работа 4 работа с предложением 5 орфографический тренинг
всего
«
Правописание безударных гласных в корне слова»
Автор:
Ена Елена Николаевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
МБОУ «Сахарозаводская СОШ» с. Черемное Павловского района
Предмет :
русский язык
Класс:
3 класс
Тема:
«Правописание безударных гласных в корне слова» Цели: создать условия для формирования умения видеть орфограмму в корне слова; уточнения знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне; развития мыслительной деятельности через исследовательскую работу; активизации познавательной деятельности учащихся; формирования самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
компьютер, проектор, карточка, лист самооценки (приложение №1), презентация к уроку (приложение №2), учебник для 3 класса «Русский язык» В.П. Канакиной.
Время реализации
(40 минут)
Планируемые результаты:
Предметные:
находить изучаемую орфограмму в слове; подбирать проверочные слова с заданной орфограммой.
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; планировать действия по выполнению задания; составлять алгоритм действий для решения орфографической задачи; проводить самопроверку и самооценку.
Личностные:
проявлять интерес к русскому языку.
Карта урока
Комментарий хода урока
№
слайда
Время (мин)
Виды и формы деятельности
Учителя
Ученика
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Организация внимания всех учащихся, настрой на работу). Слайд №1,2 2 минуты Учитель проводит психологическую установку учащихся Положительный настрой на урок Знакомятся с листами самооценки (приложение №1).
2. Словарная работа. Слайд №3 4 минуты Учитель описывает словарное слово или называет синоним Ученики записывают слова и проверяют на слайде. Оценивают работу в листах самооценки. 3.Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний. Слайд № 4,5 3 минуты Ученики определяют тему урока и ставят цели. Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний. Записывают в тетрадь гласные. 4. Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки) Слайд № 6 2 минуты Учитель предлагает вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне Дети вспоминают алгоритм проверки безударных гласных в корне и восстанавливают последовательность в карточках (приложение №1). Оценивают работу в листах самооценки. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа по учебнику. упр. №195 (1 ч.) 7 минут Учитель предлагает вставить пропущенные безударные гласные и подобрать проверочные слова. Дети должны обосновать правильность выбора безударной гласной. 6. Физкультурная минутка. Слайд №7 -8 2 минуты 7. Самостоятельная работа с самопроверкой на доске. упр. №195 (2 ч.) Слайд №9 5 минут Учитель предлагает вставить пропущенные безударные гласные и подобрать проверочные слова. . Дети записывают слова и подбирают проверочные, затем проверяют на доске. Оценивают работу в листах самооценки. Выполнение заданий,
8. Наблюдение над правильным подбором родственных слов. Коллективная работа упр. №196 Слайд №10 6 минут Учитель предлагает исследовать слова, похожие по звучанию требующих применения знаний в измененной ситуации. Дети обосновывают выбор проверочного слова. Самостоятельно записывают 3 предложение. Оценивают работу в листах самооценки. 9. Орфографический тренинг. Слайд № 11 7 минут Учитель предлагает ученикам выполнить работу по карточкам. Ученики самостоятельно выполняют задание, проверяют работу по доске. Оценивают работу в листах самооценки. 10. Итог урока. Рефлексия. Слайд №12,13 2 минуты Мобилизация учащихся на рефлексию своей работы поведения. Дети высказывают свое мнение, оценивают свою работу.
Сценарий урока:
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. СЛАЙД № 1,2
(Организация внимания всех учащихся, настрой на работу). Сядьте ровно, повернитесь, И друг другу улыбнитесь Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко Мы друг друга уважаем Никого не обижаем - Сегодня свою работу вы будете оценивать сами в листе самооценки. На уроке работаем под девизом: «Грамоте учиться – всегда пригодится». Как вы понимаете эту пословицу?
2.
Словарная работа. Слайд №3
- Как называются слова, в которых написание букв нужно запомнить? Записываем слова с комментированием. - 11 месяц года. (ноябрь) - Синоним слова «люди». (народ) - Прием пищи днем. (обед)
- Синоним слова «туча». (облако) - Каким цветом становится лист березы осенью?(желтый) - Синоним слова «папа». (отец) - По ней поднимаются на 2 этаж. (лестница) - Падают с неба только зимой. (снежинки) - Синоним слова «вещи» (одежда) - Животное, обитающее в жарких странах, любит есть бананы, качаться на деревьях. (обезьяна) - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки. -Какое слово лишнее? Почему? Как проверить?
3.
Постановка темы и цели урока. СЛАЙД №4,5
–Назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».) Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова. – Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова.) – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?
Актуализация знаний.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) Записывают в тетрадь гласные. – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) – Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова) – Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
4. Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки). Коллективная форма
работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной. Определите последовательность работы.
Алгоритм проверки безударных гласных. СЛАЙД №6
Прочитать слово. Поставить ударение. Выделить корень. Определить безударную гласную. Подобрать проверочное слово. - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику
. - Давайте проверим, как работает наш алгоритм, выполним упражнение №195 - Как проверяли безударную гласную в корне слова? (Изменяли форму и подбирали родственные слова)
6. Физкультурная минутка. СЛАЙД №7-8
7. Самостоятельная работа с самопроверкой на доске. СЛАЙД №9
упр. №195 (2 ч.)
- Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки.
8. Наблюдение над правильным подбором родственных слов. Коллективная работа. Слайд №10
упр. №196 1-2 предложение комментируют, 3 предложение записывают самостоятельно. - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки. - Устно дайте характеристику предложению.(по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ)
9. Орфографический тренинг. Слайд №11
Работа по карточкам, самопроверка на доске. - Проверьте свою работу, оцените в листах самооценки.
10. Итог урока. Рефлексия. Слайд №12,13
Чему учились на уроке? Как проверить безударную гласную в корне? Какое умение мы отрабатывали на уроке? Самооценка собственной работы на уроке. Эмоциональная оценка работы. - Запишите домашнее задание: упр. №197или придумать ребусы к словам с безударной гласной.
Приложение №1 1. Расставь предложения по порядку. Поставить ударение. Определить безударную гласную. Выделить корень. Прочитать слово. Подобрать проверочное слово. 2. Вставь пропущенные буквы. Л...стопад, нагр..дить, м..лютка, вр..дить, т..гриный, сн..жок, зв..рёк, ..сенний, зв..зда, ч..стота. Лист самооценки № вид работы оценка 1 словарная работа 2 составление памятки 3 самостоятельная работа 4 работа с предложением 5 орфографический тренинг всего Приложение №1 1. Расставь предложения по порядку. Поставить ударение. Определить безударную гласную. Выделить корень. Прочитать слово. Подобрать проверочное слово. 2. Вставь пропущенные буквы. Л...стопад, нагр..дить, м..лютка, вр..дить, т..гриный, сн..жок, зв..рёк, ..сенний, зв..зда, ч..стота. Лист самооценки № вид работы оценка 1 словарная работа 2 составление памятки 3 самостоятельная работа 4 работа с предложением 5 орфографический тренинг
всего
В раздел начальное образование

