Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Родственные слова. Корень. Обобщение"

Конспект открытого урока

Автор: Первушина Дарья Юрьевна, учитель начальных классов, МОБУ "СОШ № 23", г. Оренбург, оренбургская область



В раздел начальное образование




Конспект урока по русскому языку для 2 класса

Тип урока:
урок обобщения и закрепления
Тема урока:
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Составитель:
учитель начальных классов МОБУ «СОШ № 23» Первушина Дарья Юрьевна
Тема

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель
Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
Задачи
 Совершенствовать умения выделять корень в слове;  Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;  Развивать умение различать синонимы и родственные слова  Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;  Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;  Воспитывать бережное отношение к природе
Формируемые УУД

Личностные
: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные
: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные
: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные
: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Основные понятия
Родственные слова, корень слова, синонимы,
Ресурсы:

- основные

- дополнительные
Учебник В.П. Канакина.
Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых

приведет к достижению запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД
1.
Орг. момент.

Самоопределени

е к деятельности
. Организационны й момент, положительная мотивация к уроку Обучающие настраиваются на учебную деятельность - Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе» ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со
сверстниками и взрослыми
2. Актуализация

знаний
1.Словарная работа. Обучающиеся отгадывают загадки. Начинаем урок со словарной работы. 1. Если б не было его, не сказали б ничего. (язык) 2. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.(собака) 3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. (берёза) -Записываем отгадки в тетрадь, ставим ударение. -Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный? Метапредметные рез- ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, построению рассуждений.
3. Постановка

учебной задачи

Цель.
Формулирование темы урока. Подведение к цели урока в беседе с детьми Обучающиеся будут учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять - На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? Закрепить признаки однокоренных слов, понятия «корень», «однокоренные слова»; развивать навыки нахождения корня в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
4.Закрепление

изученного

материала
Читает сказку - Послушайте и скажите о чём сказка? Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их
Работа в парах однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. - Расселите однокоренные слова в домик. Найдите лишнее слово. Дорога, дорожный, дорогой, подорожник, дорожка. ( 1 ряд) Подберёзовик, берёзовый, берег, берёзка, берёза (2 ряд) Мороз, морозец, морозильник, морошка, замороженный. ( 3 ряд) -Поясните, почему слово лишнее.
5.Физминутка

Игра «Лишнее

слово»
Проводит физминутку Выполняют движения - А теперь давайте немного отдохнём. Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лес , лесник, лестница, лесной, лисица, лесочек. Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. Использование знаний в новых условиях Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни
6. Первичное

закрепление

Цель.
Закрепить знания о синонимах и родственных словах Постановка проблемной игровой ситуации,. Формулируют ответы на вопросы, опираясь на полученные ранее знания.
1.
Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяц-хвастун, хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов. - Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова Летчик – пилот, липкий – клейкий, Быстро – скоро, правильно – верно. (слайд) Выделять группы родственных слов Различать слова синонимы и родственные слова Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.
7. Работа с

учебником
Объяснение задания. Читают задание и отвечают на - Откройте с . 63 в учебнике, упр. 91. -Что обозначают данные слова? ( предметы, в которые что то кладут) Овладеют навыками смыслового чтения Коммуникативн ые УУД : Готовность слушать собеседника и
вопросы. - Почему эти предметы так названы? - Запишите слова по образцу. текстов и подбор слов. вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
9. Рефлексия

Цель.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - Прослушав сказку, назовите родственные слова. В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые. Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану
10 Подведение

итогов урока
Задает вопросы Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? Обобщение знаний Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность.

11. Д/з.
Записывают в дневники Выполнить на с. 64 упр. 93.


В раздел начальное образование