Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Экскурсионная деятельность в формировании окружающего мира детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Консультация для воспитателей начальной школы

Автор: Зудилова Ольга Викторовна, социальный педагог, ГБУ ЦССВ "Солнечный круг", город москва



В раздел начальное образование



У ночи – мрак, У листьев – шум, У ветра – свист, У капли – дробность. А у людей – пытливый ум И жить упорная способность. Л. Мартынов. Учреждения для детей-сирот реализует те же образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи, что и массовая школа. Кроме того, формирует у воспитанников такие знания и умения, которые должны помочь в преодолении жизненных трудностей, воспитать активных, сознательных, любящих свою Родину людей, готовых к самостоятельной жизни. Сегодня оправданным является подход в организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого воспитанника своего собственного варианта жизни, способность на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Существует ряд общих положений в организации воспитательного процесса, которые основываются на «социализации» как процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения им социального опыта. Ориентируясь на положение Л. С. Выготского о том, что «ребёнок усваивает только тот опыт, который им воспринят». Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации государство гарантирует:  Воспитание в образовательном учреждении;  Меры по социализации и реабилитации и другое. Воспитание, являясь составной частью образовательного процесса в детском доме, осуществляет педагогическое управление процессом развития личности с помощью создания благоприятных условий. Ещё в 20-30 годы XX века психолог Л.С. Выгодский доказал, что наследственность, патологические привычки и потребности успешно
преодолеваются в условиях коррекционно-развивающей среды, с помощью целенаправленного и систематического воздействия. В воспитании детей в условиях детского дома определены следующие задачи: образовательные, коррекционно-развивающие, лечебно-реабилитационные, воспитательные. 1) Коррекционно-развивающие задачи направлены на овладение новыми операциями, видами деятельности, и др. 2) Воспитательные задачи направлены на ознакомление с богатством человеческих чувств и взаимоотношений; на формирование представлений и убеждений о требованиях, предъявляемых обществом к поступкам и отношениям отдельных людей; создать привычки, автоматизмы, модели поведения; нравственно-волевые качества. Для детей, воспитывающихся в асоциальных семьях и попадающих в условия проживания детского дома и воспитывающихся с момента рождения в условиях интерната, испытывают ограничение в социальной жизни Имеющиеся нарушения процессов восприятия, мышления, ощущения, бедность словарного запаса становится существенной преградой для усвоения правил поведения, норм, существующих в обществе. В связи с этим в детском доме, процесс воспитания осуществляется постоянно, в ходе всех режимных моментов, мероприятий, а также решении проблемных ситуаций- естественных или искусственносоздаваемых. ( Какую одежду необходимо одеть в соответствии с погодой? Как проведём выходной день? Посетим концерт, почитаем библиотечные книги или пойдём на экскурсию в музей?) Только реальные ситуации помогают ребёнку получить жизненный опыт, научиться реагировать определённым образом, уважая права сверстников, педагогов и других окружающих людей. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая конкретизирует, углубляет, расширяет знания детей. Многолетняя массовая практика школ и педагогические условия позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у воспитанников умений и навыков обладают экскурсии. В настоящее время экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики.
Возможности экскурсий рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены: Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, З.А. Клепининой и др. Ими установлено, что использование экскурсий даёт существенные результаты, способствуя развитию навыков познавательных и исследовательских, формированию у них интереса к учению. В рамках форм организации воспитания хотелось рассказать и показать эффективность использования экскурсионной деятельности «Расскажем детям о Москве». Экскурсионное направление ускоряет воспитательный процесс социализации ребёнка - сироты выводя за пределы детского дома. Применяется экскурсия под условным названием «семейная». Этот вид экскурсий для воспитанников, наименее подготовленных к восприятию. Дети больше доверяют своим воспитателям чем экскурсоводу, точнее, способны больше и непосредственнее воспринять что-то от знакомых им людей, чем от официального лица, каким является для них сотрудник музея. Для подготовки к «семейной» экскурсии не нужно просматривать горы специальной литературы или обращаться к профессионалам с просьбой о предоставлении бесплатной экскурсии для детей из детского дома. Для неё достаточно общей ориентировки, минимального исторического багажа. В рассказе необходимо избегать даже сходных с учительскими интонаций. «Семейная» экскурсия-это беседа, которая ведётся тихо, лицом к лицу. Разумеется, мы не должны претендовать на «научное» объяснение материала, т. Е. стилизоваться под профессионала. Наши пояснения – это речь не столько более знающего, сколько более опытного человека. В структуре экскурсии, как и любого занятия, выделяются вводная, основная и заключительная части. Возвращаясь обратно, воспитатель беседует с детьми о впечатлениях прошедшей экскурсии. Заключительная часть экскурсии состоит из двух этапов: 1) Подведение итогов экскурсии сразу после её проведения; 2) Обсуждение экскурсии по прошествии некоторого времени: в свободной деятельности, на воспитательных занятиях.
Расскажем детям о достопримечательностях музеях и выставках Москвы. Сентябрь Памятник Юрию Долгорукову. Красная площадь. октябрь Бородинская панорама. Триумфальные ворота ноябрь Останкинская башня. Политехнический музей. Декабрь Музей – усадьба Измайлово. Театр кукол. Январь Дарвиновский музей. Музыкальный детский театр Натальи Сац. Февраль Биологический музей. Метро. март Храм Христа Спасителя. Палаты в Зарядье. апрель Зоопарк. Царицыно. май Поклонная гора. Александровский парк. Приложение №1. / вкладка в портфолио воспитанника/ «
Моя Москва».
Месяц . Место, где я побывал.
Педагогическая эффективность экскурсионной деятельности очевидна. Обучение и воспитание с помощью экскурсий активизирует воспитанников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к этой огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Литература: 1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Е.Д. Худенко, М., 2007г. 2. Утверждай себя. Г.К. Селевко, М., народное образование, 2001г. 3. Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами. Под ред. В.И. Раздин, М., 2007г. 4. Психологическое развитие младшего школьника, под ред. В.В. Давыдова, М., 1990г. 5. Психология, Р.С. Немов, М., Владос, 2003г. 6. Экскурсоведение в 3 ч., Б.В. Емельянов. М., ЦРИБ «Турист», 1992г. 7. Возрастная психология. Мухина В.С., М., Академия, 2004г.


В раздел начальное образование