"Азбука безопасности маленького пешехода"
проектная деятельность
Автор: Фирстова Олеся Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ№1, Ульяновская область город Инза
В раздел начальное образование
РАЗРАБОТАЛА :УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СШ №1 Г. ИНЗА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИРСТОВА ОЛЕСЯ АЛЕКСЕЕВНА
П
Р
О
Г
Р
А
М
М
А
П
О
В
Н
Е
У
Р
О
Ч
Н
О
Й
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
И
«
А
З
Б
У
К
А
Б
Е
З
О
П
А
С
Н
О
С
Т
И
М
А
Л
Е
Н
Ь
К
О
Г
О
П
Е
Ш
Е
Х
О
Д
А
»
АНАЛИЗ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НИЗКАЯ КУЛЬТУРА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ - ДЕТЕЙ. УЧАЩИЕСЯ НЕ ОБЛАДАЮТ НАВЫКАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ, НЕ УМЕЮТ ВЕРНО, ОЦЕНИТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ РАЗВИТИЕ ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЙ, ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОРОГ, РЕЗКИЙ РОСТ КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТА ПОРОДИЛ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРОБЛЕМ. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В РОССИИ НАБЛЮДАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ПРИЧИНОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РОСТА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НЕОБХОДИМО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ. ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ДОРОГИ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ ПЕРЕД БЛИЗКО ИДУЩИМ ТРАНСПОРТОМ. ПОПАДАНИЕ РЕБЕНКА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ - ЭТО ТРАГЕДИЯ: ДАЖЕ ЕСЛИ РЕБЕНОК ОСТАЛСЯ ЖИВ И НЕ ПОЛУЧИЛ ДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ; ВЕДЬ ТО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ, КОТОРОЕ ОН ИСПЫТАЛ ПРИ ЭТОМ, ТРАВМИРУЕТ ЕГО НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ОДНИМ ИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ. УЖЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА У ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПДД), КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ НОРМОЙ ПОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЫМ СРЕДСТВОМ ТРУДОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ В ДУХЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВЗАИМНОЙ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ, ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: -ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ СОБЛЮДЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПДД; -ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ; -ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПДД; -ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ; - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; -ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ; -ПРИВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДТП; - ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ; - РАЗВИВАТЬ МОТИВАЦИЮ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ; - ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМООЦЕНКИ, САМОАНАЛИЗА СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. С УЧЁТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАЖДЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛЁН НА 3 БЛОКА: УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
В ПЕРВОМ БЛОКЕ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ УЗНАЮТ ОБ ОПАСНОСТЯХ, КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ ИХ НА УЛИЦАХ, КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ НА ДОРОГЕ. ВО ВТОРОМ БЛОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ СО ЗНАКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. В ТРЕТЬЕМ БЛОКЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ, В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ И Т. Д.
ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА ПО ПРИНЦИПУ НАРАСТАНИЯ ОБЪЁМА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТО, ЧТО БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПДД - ЭТО УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ. ГЛАВНЫМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ПРОБЛЕМАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНАМ ДОРОГИ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕДУЕТ УДЕЛИТЬ МОДЕЛИРОВАНИЮ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ИГРОВЫМ ФОРМАМ ДЛЯ ЛУЧШЕГО УСВОЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7-10 ЛЕТ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ: -ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ -ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В «ГОРОДКАХ БЕЗОПАСНОСТИ» -БЕСЕДЫ -КОНКУРСЫ -СОРЕВНОВАНИЯ -ВИКТОРИНЫ НА ЛУЧШЕЕ ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАСТОЛЬНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ, РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ -ЭКСКУРСИИ -ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМОВ И ВИДЕОРОЛИКОВ -БЕСЕДЫ С ИНСПЕКТОРАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия; Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения; Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины. В основу программы положены следующие принципы: принцип актуальности; принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них); принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом); принцип доступности и наглядности; принцип практической направленности; принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося; принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий). ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ :
Личностные принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; анализ причин возникновения опасных ситуаций на дорогах; установление причинно-следственных связей; поиск, анализ и отбор информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте; активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся должны знать-уметь:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая
часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кю
вет. Назначение бордюра и пешеходных огражде
ний.
2. Что такое остановочный путь, его составляю
щие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируе
мый, регулируемый, подземный, надземный). Обо
значения переходов. Правила пользования пере
ходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне
зоны видимости пешеходного перехода или пере
крестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков.
Различие между регулируемым и нерегулируе
мым перекрестками. Правила перехода проезжей
части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулиров
щика. Правила перехода проезжей части по этим сиг
налам.
7. Значение предупредительных сигналов, пода
ваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и до
рожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Пра
вила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным
транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загород
ной дороге. Правила перехода через железнодорож
ные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении
проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на са
мокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и
слуха.
1. Определять места перехода через проез жую часть. 2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрос лого. 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого. 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п. 6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах. 7. Оценивать дорожную ситуацию визу ально (при помощи глазомера). 8. Определять величину своего шага и ско рость своего движения. 9. Определять признаки движения автомо биля. 10. Ориентироваться на дороге и опреде лять опасные ситуации в темное время суток.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. КОВАЛЬКО В. И. ИГРОВОЙ МОДУЛЬНЫЙ КУРС ПО ПДД ИЛИ ШКОЛЬНИК ВЫШЕЛ НА УЛИЦУ: 1 – 4 КЛАССЫ. – М.: ВАКО, 2006. 2. СЮНЬКОВ В.Я. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: 1-4 КЛ.: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1997. 3. АЗБУКА ПЕШЕХОДА: ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОД РЕД. А. Т. СМИРНОВА. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003. 4. АНАСТАСОВА Л. П. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ 1—2 КЛ. / Л. П. АНАСТАСОВА, П. В. ИЖЕВСКИЙ, Н. В. ИВАНОВА. — 3-Е ИЗД. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. 5. ТОПОРОВ И. К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ / И. К. ТОПОРОВ. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000. 6.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ», «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» // СОБР. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ. — М.: 1998—2002. 7. ВОРОНОВА Е.А. КРАСНЫЙ. ЖЕЛТЫЙ. ЗЕЛЕНЫЙ. ПДД ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ / Е.А. ВОРОНОВА. – РОСТОВ НА ДОНУ: ФЕНИКС, 2006. 8. «ПРОГРАММА» ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД И ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА 1-11 КЛАССЫ. СТАВРОПОЛЬ: СКИПКРО, 2002. 9. Н.Е. ЩУРКОВА ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ. – М: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2006. 10. Л.С. КОЛМОГОРОВА ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ПСИХОЛОГОВ. – М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002.
П
Р
О
Г
Р
А
М
М
А
П
О
В
Н
Е
У
Р
О
Ч
Н
О
Й
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
И
«
А
З
Б
У
К
А
Б
Е
З
О
П
А
С
Н
О
С
Т
И
М
А
Л
Е
Н
Ь
К
О
Г
О
П
Е
Ш
Е
Х
О
Д
А
»
АНАЛИЗ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НИЗКАЯ КУЛЬТУРА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ - ДЕТЕЙ. УЧАЩИЕСЯ НЕ ОБЛАДАЮТ НАВЫКАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ, НЕ УМЕЮТ ВЕРНО, ОЦЕНИТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ РАЗВИТИЕ ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЙ, ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОРОГ, РЕЗКИЙ РОСТ КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТА ПОРОДИЛ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРОБЛЕМ. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В РОССИИ НАБЛЮДАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ПРИЧИНОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РОСТА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НЕОБХОДИМО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ. ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ДОРОГИ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ ПЕРЕД БЛИЗКО ИДУЩИМ ТРАНСПОРТОМ. ПОПАДАНИЕ РЕБЕНКА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ - ЭТО ТРАГЕДИЯ: ДАЖЕ ЕСЛИ РЕБЕНОК ОСТАЛСЯ ЖИВ И НЕ ПОЛУЧИЛ ДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ; ВЕДЬ ТО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ, КОТОРОЕ ОН ИСПЫТАЛ ПРИ ЭТОМ, ТРАВМИРУЕТ ЕГО НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ОДНИМ ИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ. УЖЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА У ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПДД), КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ НОРМОЙ ПОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЫМ СРЕДСТВОМ ТРУДОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ В ДУХЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВЗАИМНОЙ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ, ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: -ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ СОБЛЮДЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПДД; -ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ; -ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПДД; -ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ; - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; -ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ; -ПРИВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДТП; - ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ; - РАЗВИВАТЬ МОТИВАЦИЮ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ; - ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМООЦЕНКИ, САМОАНАЛИЗА СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. С УЧЁТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАЖДЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛЁН НА 3 БЛОКА: УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
В ПЕРВОМ БЛОКЕ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ УЗНАЮТ ОБ ОПАСНОСТЯХ, КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ ИХ НА УЛИЦАХ, КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ НА ДОРОГЕ. ВО ВТОРОМ БЛОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ СО ЗНАКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. В ТРЕТЬЕМ БЛОКЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ, В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ И Т. Д.
ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА ПО ПРИНЦИПУ НАРАСТАНИЯ ОБЪЁМА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТО, ЧТО БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПДД - ЭТО УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ. ГЛАВНЫМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ПРОБЛЕМАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНАМ ДОРОГИ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕДУЕТ УДЕЛИТЬ МОДЕЛИРОВАНИЮ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ИГРОВЫМ ФОРМАМ ДЛЯ ЛУЧШЕГО УСВОЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7-10 ЛЕТ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ: -ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ -ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В «ГОРОДКАХ БЕЗОПАСНОСТИ» -БЕСЕДЫ -КОНКУРСЫ -СОРЕВНОВАНИЯ -ВИКТОРИНЫ НА ЛУЧШЕЕ ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАСТОЛЬНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ, РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ -ЭКСКУРСИИ -ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМОВ И ВИДЕОРОЛИКОВ -БЕСЕДЫ С ИНСПЕКТОРАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия; Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения; Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины. В основу программы положены следующие принципы: принцип актуальности; принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них); принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом); принцип доступности и наглядности; принцип практической направленности; принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося; принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий). ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ :
Личностные принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; анализ причин возникновения опасных ситуаций на дорогах; установление причинно-следственных связей; поиск, анализ и отбор информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте; активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся должны знать-уметь:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая
часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кю
вет. Назначение бордюра и пешеходных огражде
ний.
2. Что такое остановочный путь, его составляю
щие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируе
мый, регулируемый, подземный, надземный). Обо
значения переходов. Правила пользования пере
ходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне
зоны видимости пешеходного перехода или пере
крестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков.
Различие между регулируемым и нерегулируе
мым перекрестками. Правила перехода проезжей
части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулиров
щика. Правила перехода проезжей части по этим сиг
налам.
7. Значение предупредительных сигналов, пода
ваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и до
рожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Пра
вила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным
транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загород
ной дороге. Правила перехода через железнодорож
ные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении
проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на са
мокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и
слуха.
1. Определять места перехода через проез жую часть. 2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрос лого. 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого. 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п. 6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах. 7. Оценивать дорожную ситуацию визу ально (при помощи глазомера). 8. Определять величину своего шага и ско рость своего движения. 9. Определять признаки движения автомо биля. 10. Ориентироваться на дороге и опреде лять опасные ситуации в темное время суток.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. КОВАЛЬКО В. И. ИГРОВОЙ МОДУЛЬНЫЙ КУРС ПО ПДД ИЛИ ШКОЛЬНИК ВЫШЕЛ НА УЛИЦУ: 1 – 4 КЛАССЫ. – М.: ВАКО, 2006. 2. СЮНЬКОВ В.Я. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: 1-4 КЛ.: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1997. 3. АЗБУКА ПЕШЕХОДА: ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОД РЕД. А. Т. СМИРНОВА. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003. 4. АНАСТАСОВА Л. П. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ 1—2 КЛ. / Л. П. АНАСТАСОВА, П. В. ИЖЕВСКИЙ, Н. В. ИВАНОВА. — 3-Е ИЗД. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. 5. ТОПОРОВ И. К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ / И. К. ТОПОРОВ. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000. 6.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ», «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» // СОБР. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ. — М.: 1998—2002. 7. ВОРОНОВА Е.А. КРАСНЫЙ. ЖЕЛТЫЙ. ЗЕЛЕНЫЙ. ПДД ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ / Е.А. ВОРОНОВА. – РОСТОВ НА ДОНУ: ФЕНИКС, 2006. 8. «ПРОГРАММА» ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД И ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА 1-11 КЛАССЫ. СТАВРОПОЛЬ: СКИПКРО, 2002. 9. Н.Е. ЩУРКОВА ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ. – М: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2006. 10. Л.С. КОЛМОГОРОВА ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ПСИХОЛОГОВ. – М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002.
В раздел начальное образование

