Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Азбука безопасности маленького пешехода"

проектная деятельность

Автор: Фирстова Олеся Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ№1, Ульяновская область город Инза



В раздел начальное образование



РАЗРАБОТАЛА :УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СШ №1 Г. ИНЗА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФИРСТОВА ОЛЕСЯ АЛЕКСЕЕВНА
П

Р

О

Г

Р

А

М

М

А

П

О

В

Н

Е

У

Р

О

Ч

Н

О

Й

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

И

«

А

З

Б

У

К

А

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

И

М

А

Л

Е

Н

Ь

К

О

Г

О

П

Е

Ш

Е

Х

О

Д

А

»

АНАЛИЗ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НИЗКАЯ КУЛЬТУРА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ - ДЕТЕЙ. УЧАЩИЕСЯ НЕ ОБЛАДАЮТ НАВЫКАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ, НЕ УМЕЮТ ВЕРНО, ОЦЕНИТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ РАЗВИТИЕ ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЙ, ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОРОГ, РЕЗКИЙ РОСТ КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТА ПОРОДИЛ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРОБЛЕМ. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В РОССИИ НАБЛЮДАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ПРИЧИНОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РОСТА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НЕОБХОДИМО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ. ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ДОРОГИ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ ПЕРЕД БЛИЗКО ИДУЩИМ ТРАНСПОРТОМ. ПОПАДАНИЕ РЕБЕНКА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ - ЭТО ТРАГЕДИЯ: ДАЖЕ ЕСЛИ РЕБЕНОК ОСТАЛСЯ ЖИВ И НЕ ПОЛУЧИЛ ДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ; ВЕДЬ ТО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ, КОТОРОЕ ОН ИСПЫТАЛ ПРИ ЭТОМ, ТРАВМИРУЕТ ЕГО НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ОДНИМ ИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ. УЖЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА У ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПДД), КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ НОРМОЙ ПОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЫМ СРЕДСТВОМ ТРУДОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ В ДУХЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВЗАИМНОЙ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ, ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: -ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ СОБЛЮДЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПДД; -ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ; -ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПДД; -ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ; - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; -ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ; -ПРИВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДТП; - ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ; - РАЗВИВАТЬ МОТИВАЦИЮ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ; - ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМООЦЕНКИ, САМОАНАЛИЗА СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. С УЧЁТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАЖДЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛЁН НА 3 БЛОКА: УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
В ПЕРВОМ БЛОКЕ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ УЗНАЮТ ОБ ОПАСНОСТЯХ, КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ ИХ НА УЛИЦАХ, КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ НА ДОРОГЕ. ВО ВТОРОМ БЛОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ СО ЗНАКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. В ТРЕТЬЕМ БЛОКЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ, В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ И Т. Д.
ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА ПО ПРИНЦИПУ НАРАСТАНИЯ ОБЪЁМА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТО, ЧТО БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПДД - ЭТО УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ. ГЛАВНЫМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ПРОБЛЕМАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНАМ ДОРОГИ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕДУЕТ УДЕЛИТЬ МОДЕЛИРОВАНИЮ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ИГРОВЫМ ФОРМАМ ДЛЯ ЛУЧШЕГО УСВОЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7-10 ЛЕТ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ: -ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ -ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В «ГОРОДКАХ БЕЗОПАСНОСТИ» -БЕСЕДЫ -КОНКУРСЫ -СОРЕВНОВАНИЯ -ВИКТОРИНЫ НА ЛУЧШЕЕ ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАСТОЛЬНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ, РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ -ЭКСКУРСИИ -ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМОВ И ВИДЕОРОЛИКОВ -БЕСЕДЫ С ИНСПЕКТОРАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия; Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения; Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины. В основу программы положены следующие принципы: принцип актуальности; принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них); принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом); принцип доступности и наглядности; принцип практической направленности; принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося; принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий). ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ :
Личностные принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; анализ причин возникновения опасных ситуаций на дорогах; установление причинно-следственных связей; поиск, анализ и отбор информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте; активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся должны знать-уметь:

1. Эле­ме­нты до­ро­ги и их на­зна­че­ние­ – про­е­зжа­я

ча­сть, тро­туа­р, ра­зде­лите­льна­я по­ло­са­, о­бо­чина­, кю

ве­т. На­зна­че­ние­ бо­рдюра­ и пе­ше­хо­дных о­гра­жде­

ний.

2. Что­ та­ко­е­ о­ста­но­во­чный путь, е­го­ со­ста­вляю

щие­.

3. Что­ та­ко­е­ пе­ше­хо­дный пе­ре­хо­д (не­ре­гулируе­

мый, ре­гулируе­мый, по­дзе­мный, на­дзе­мный). Обо­

зна­че­ния пе­ре­хо­до­в. Пра­вила­ по­льзо­ва­ния пе­ре­

хо­да­ми.

4. Пра­вила­ пе­ре­хо­да­ про­е­зже­й ча­сти до­ро­ги вне­

зо­ны видимо­сти пе­ше­хо­дно­го­ пе­ре­хо­да­ или пе­ре­

кре­стка­.

5. Что­ та­ко­е­ пе­ре­кре­сто­к. Типы пе­ре­кре­стко­в.

Ра­зличие­ ме­жду ре­гулируе­мым и не­ре­гулируе­

мым пе­ре­кре­стка­ми. Пра­вила­ пе­ре­хо­да­ про­е­зже­й

ча­сти на­ них.

6. Зна­че­ние­ сигна­ло­в све­то­фо­ра­ и ре­гулиро­в

щика­. Пра­вила­ пе­ре­хо­да­ про­е­зже­й ча­сти по­ этим сиг

на­ла­м.

7. Зна­че­ние­ пре­дупре­дите­льных сигна­ло­в, по­да­

ва­е­мых во­дите­лями тра­нспо­ртных сре­дств.

8. На­зна­че­ние­ и на­зва­ние­ до­ро­жных зна­ко­в и до­

ро­жно­й ра­зме­тки.

9. Пра­вила­ по­ве­де­ния пе­ше­хо­да­ на­ тро­туа­ре­. Пра­

вила­ по­ве­де­ния при движе­нии в группе­.

10. Пра­вила­ по­льзо­ва­ния го­ро­дским ма­ршрутным

тра­нспо­рто­м и другими вида­ми тра­нспо­рта­.

11. Осо­бе­нно­сти по­ве­де­ния пе­ше­хо­до­в на­ за­го­ро­д

но­й до­ро­ге­. Пра­вила­ пе­ре­хо­да­ че­ре­з же­ле­зно­до­ро­ж

ные­ пути.

12. Типичные­ о­шибки пе­ше­хо­до­в при пе­ре­се­че­нии

про­е­зже­й ча­сти.

13. Бе­зо­па­сный путь в шко­лу.

14. Где­ ра­зре­ша­е­тся игра­ть. Где­ мо­жно­ е­здить на­ са­

мо­ка­тных сре­дства­х.

15. Во­змо­жно­сти и о­со­бе­нно­сти сво­е­го­ зре­ния и

слуха­.
1. Определять места перехода через проез жую часть. 2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрос лого. 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого. 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п. 6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах. 7. Оценивать дорожную ситуацию визу ально (при помощи глазомера). 8. Определять величину своего шага и ско рость своего движения. 9. Определять признаки движения автомо биля. 10. Ориентироваться на дороге и опреде лять опасные ситуации в темное время суток.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. КОВАЛЬКО В. И. ИГРОВОЙ МОДУЛЬНЫЙ КУРС ПО ПДД ИЛИ ШКОЛЬНИК ВЫШЕЛ НА УЛИЦУ: 1 – 4 КЛАССЫ. – М.: ВАКО, 2006. 2. СЮНЬКОВ В.Я. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: 1-4 КЛ.: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1997. 3. АЗБУКА ПЕШЕХОДА: ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОД РЕД. А. Т. СМИРНОВА. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003. 4. АНАСТАСОВА Л. П. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ 1—2 КЛ. / Л. П. АНАСТАСОВА, П. В. ИЖЕВСКИЙ, Н. В. ИВАНОВА. — 3-Е ИЗД. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. 5. ТОПОРОВ И. К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ / И. К. ТОПОРОВ. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000. 6.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ», «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» // СОБР. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ. — М.: 1998—2002. 7. ВОРОНОВА Е.А. КРАСНЫЙ. ЖЕЛТЫЙ. ЗЕЛЕНЫЙ. ПДД ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ / Е.А. ВОРОНОВА. – РОСТОВ НА ДОНУ: ФЕНИКС, 2006. 8. «ПРОГРАММА» ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД И ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА 1-11 КЛАССЫ. СТАВРОПОЛЬ: СКИПКРО, 2002. 9. Н.Е. ЩУРКОВА ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ. – М: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2006. 10. Л.С. КОЛМОГОРОВА ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ПСИХОЛОГОВ. – М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002.


В раздел начальное образование