Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профессиональная ориентация младших школьников во внеурочной деятельности"

cnfnmz

Автор: Столярова Виктория Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ №14, город Хабаровск



В раздел начальное образование




«Профессиональная ориентация младших школьников

во внеурочной деятельности»

Столярова В.В.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ № 14 г. Хабаровска «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека В связи с внедрением и реализацией ФГОС второго поколения становятся актуальными вопросы переосмысления роли и места имеющейся системы профориентации на этапе начального общего образования. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания должна начинаться уже в начальной школе, психологи отмечают, что более целенаправленно идут к своему выбору те, кто сделал этот выбор достаточно рано. Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Моя профессия на карте Хабаровского края». Актуальность программы заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал. Программа внеурочной деятельности «Моя профессия на карте Хабаровского края» помогает расширить представления обучающихся о мире профессий с учетом социокультурной и экономической ситуации в крае, и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии Новизной программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие профессия. Творческое ознакомление с профессиями родного края помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, способствует развитию любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия дают возможность обучающимся, через использование элементов краеведения познакомиться со многими видами культурной, трудовой деятельностью людей, проживающих в Хабаровском крае. Учат общению и дружелюбию, прививают любовь к труду, и стремление вырасти полезными своему государству и в частности своей малой Родине. Отличительной особенностью программы является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, ЧЕЛОВЕК и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии. Общая цель занятий по профориентации младших школьников - развитие познавательных способностей обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи профориентационной работы в 3 классе: 1. Познакомить обучающихся с профессиями земляков, формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; 2. Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах различных профессий;
3. Развивать творческие способности и креативное мышление; умение использовать полученные знания в новых условиях; 4. Воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие; уважение к своему труду и труду взрослого человека, любовь к родному краю и себе. Содержание Программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, где за основу взято историческое, культурное, национальное, географическое, природно- экологическое своеобразие родного края. Совершая «виртуальную экскурсию» по карте Хабаровского края, обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с туризмом, строительством, географией и этнографией. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Моя профессия на карте Хабаровского края» предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора обучающихся. Программа состоит из четырёх модулей: -
Введение
: 1 тема: «Все профессии нужны, все профессии важны». Содержание первой темы данного модуля направлено на знакомство обучающихся с разнообразием профессий людей работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. В данной теме показывается важность, необходимость и значимость любого труда людей. 2 тема: «Здесь я живу и край мне этот дорог». Содержание второй темы данного модуля направлено на знакомство обучающихся с историко-географическими особенностями края и многообразием востребованных профессий. -
Модуль 1:
«Есть много профессий хороших и важных». Обучающиеся знакомятся с профессиями туристической отрасли. Поскольку приоритетным направлением туристической отрасли Хабаровского края является активизация и развитие въездного и внутреннего туризма. Совершая экскурсию по краевой столице, обучающиеся знакомятся с архитектурой и строительством города и особенностями таких профессий как архитектор, дизайнер, строитель. -
Модуль 2
: «География - основа многих профессий». Хабаровский край – один из крупнейших и уникальных регионов России по природным ресурсам, разнообразию флоры и фауны. Содержание модуля представлено разделами: - Профессии, связанные с изучением климата; - Профессии, связанные с жизнью растений; - Профессии, связанные с водной стихией; - Профессии, связанные с поиском полезных ископаемых и других природных ресурсов.
- Модуль 3:
«Народные художественные ремесла Приамурья». Через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов Приамурья, обучающиеся познают азы труда мастеров народного промысла. Основным методом работы с учащимися является метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Принципы: - доступность, познавательность и наглядность; - учёт возрастных особенностей; - сочетание теоретических, практических и экскурсионных форм деятельности; - усиление прикладной направленности обучения; - психологическая комфортность. Основные структурные элементы занятий: 1. Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии: - история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), - содержание труда, - профессионально-важные качества, - ограничения при работе по этой профессии, - описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей. 2. Игры, связанные с профессией (профориентационные игры); 3. Беседа; 4. Беседа с приглашенными специалистами; 5. Оформление уголка профессий в пространстве класса; 6. Организация экскурсий; 7. Творческие задания: составление загадок, рисунки, мини-сочинения, изготовление макетов; 8. Презентации; 9. ИКТ-технологии, лепбук технология. Учебно-тематический план № название темы количество часов 1. Введение в мир профессий. «Все профессии нужны, все профессии важны». 1 2. Введение в содержание программы «Здесь я живу и край мне этот дорог» 1 3. Модуль 1 «Есть много профессий хороших и важных» 10 4. Модуль 2 «География - основа многих профессий». 8 5. Модуль 3 «Народные художественные ремесла Приамурья» 12 6. Подведение итогов работы курса «Моя профессия на карте Хабаровского края» 2 Всего 34 Формы подведения итогов реализации программы - Заполнение карты «Моя профессия на карте Хабаровского края»; - Презентация лэпбуков «Все о профессии…» (о какой дети выбирают сами); - Выставка рисунков; - Профориентационная квест-игра «Ярмарка профессий».
Таким образом, грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе способствует формированию в сознании обучающихся разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Список литературы:

1. Алдонина, Р. Удивительные люди
/ Р. Алдонина // Миша.- 2010.- № 11.- С. 2-3: ил. Стихи о профессиях.
2.Артюх, Е. Держись, геолог!
/ Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7. - С. 12- 13 ил. О профессии геолог.
3
.
Архитектор
// Весёлые уроки.- 2009.- № 1.- С. 24-25: ил. О профессии архитектор.
4
.
Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!"
/ Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.- С. 85-89: ил.- Библиогр. в конце ст. Устный журнал по профориентации. Рассказ о некоторых профессиях (агроном и др.)
5. Жукова, Л. Загадки о профессиях
/ Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7.- С. 15-18: ил.
6. Зелинская, М. Экскурсии и профориентация
: методический материал / М. Зелинская // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 28-29: ил.
7. Зябликова, Л. Я б в экологи пошёл...
/ Л. Зябликова // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 2 / 16-31 янв.- С. 2-6. О профессии "эколог".
8
.
Петрова В. Азбука нравственного образования.
3 класс: раздел 3. Занятие на тему "Кем я хочу быть" / В. Петрова, И. Хомякова, Т. Стульник // Воспитание школьников.- 2008.- № 2.- С. 43-46.- Продолжение. Начало см.: 2007, № 6-8, 10; 2008, № 1.
9. Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат!
/ Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73. Сценарий урока по профессиональной ориентации, посвящённый работникам речного флота.
10.Соколова, М. Профориентация в начальной школе
/ М. Соколова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.- С. 18-24.
11. Энциклопедия для детей. Выбор профессии
/ Под ред. Е.Ананьевой, В.Белоусовой. М., 2003.
Сокольчик

М.

Н.

Знакомство

младших

школьников

с

профессиями:
(сценарий занятия для учащихся начальных классов)
Филина

О.

Н.,

Русина

В.

Н. Интегрированное

внеклассное

мероприятие

для

учащихся начальных классов. Классный час на тему "Все ль профессии важны…


В раздел начальное образование