Исследование "Водоем нашего края"(окружающий мир)
Проектная деятельность
Автор: Кузнецова Елена Михайловна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ с.Кипцы, Село Кипцы, Саратовская область
В раздел начальное образование
Предмет исследования
: “Водоём нашего края - Михайловский пруд” (окружающий мир).
Тип проект
а: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели.
Повышение мотивации к обучению. Разработка и написание проекта “ Водоём нашего края- Михайловский пруд ”. Формирование экологической грамотности. Формирование бережного отношения к водоёмам нашего села. Повышение самооценки учащихся. Приобщение родителей к совместной деятельности. Презентация проекта.
Задачи.
Познакомить с водоёмом нашего края. Организовать исследовательскую работу по изучению водоёма нашего села. Учить оформлять исследования как проект.
Основополагающий вопрос.
Зачем нужно сохранить водоём нашего села?
Проблемные вопросы
. Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Какое значение имеет вода в жизни человека и всего живого? Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?
Проект рассчитан
на 4 учебные недели.
Участники проекта
: учащиеся 3 класса МКОУ СОШ с.Кипцы
План исследования
. Значение воды для человека и других живых организмов. Водные ресурсы с.Кипцы Растительный мир пресных водоёмов. Животный мир пресных водоёмов. Экологическое состояние водоёмов нашего села.
Загадки, пословицы, рассказы о воде.
Ожидаемые результаты
. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, использование материалов сети Интернет в целях получения новых знаний. Приобретение коммуникативных навыков. Развитие речи и обогащение лексики. Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка. Повышение профессиональной компетенции учителя. ХОД УРОКА
1. Введение в тему.
Учитель:
Мы снова вместе. Начинаем урок Окружающий мир. Воды на земле одновременно и много и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода - солёная и не пригодна для питья, использования в производстве и сельском хозяйстве. Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения. И эта проблема не может не волновать нас – главных потребителей пресной, питьевой, чистой воды. - Какую воду мы пьём? - В какой воде мы купаемся? - Почему русло реки Альшанка (Михайловский пруд) затянуто илом? - Чем и как мы можем помочь сохранить воду чистой? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили исследовать их и разработать информационный проект “Водоём нашего села - Михайловский пруд”. И сегодня мы защищаем свой проект. Форма защиты – отчёт. -
Географы
(представляются) расскажут о значении воды в жизни человека и всего живого, о водных ресурсах с. Кипцы. -
Ботаники
познакомят с растительным миром пруда.
- Зоологи
доложат об исследовании животного мира пруда. -
Экологи
исследовали экологическое состояние пресного водоёма и расскажут о своих методах работы. - А
литераторы
напомнят о том, что проблема чистой воды волнует и их - людей искусства. - Ребята, у вас на столах Информационные карты с заданиями. По ходу отчётов каждой группы заполняйте их.
Информационная карта.
1. География.
Значение воды:____________________________________ Водоёмы – это _____________________________________ Водоёмы бывают __________________________________ Естественные водоёмы: _____________________________ Искусственные водоёмы: ____________________________ Питание рек _______________________________________________________
2. Зоология.
- Заполните таблицу :
Животные водоёмов
Земноводные Насекомые Грызуны Рыбы Ракообразные Роль: _______________________________________________
3. Ботаника.
Плавают на поверхности ______________________________ Прикрепляются ко дну ________________________________ Плавают в толще воды ________________________________ Роль: _______________________________________________
4. Экология.
Загрязняют водоём __________________________________ Охрана водоёма _____________________________________ В Красной книге ______________________________________
Слово географам
. (Отчёт географов. Водоёмы нашего края)
Ученик:
Значение водоёмов в природе очень велико: это и купание, и полив, и питьё, а также работа предприятий, а уж о том, что вода является домом для рыб, известно всем. Остановимся на каждом пункте. •
Купание
Мест для купания в нашей области достаточно, хотя в некоторых районах их состояние оставляет желать лучшего. •
Питьё
. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.
Вода необходима нашему организму для удаления вредных веществ. Если массу тела: 3*2, можно определить, сколько воды в твоём теле. Масса моего тела 48 кг, делю на 3=16 кг и умножаю на 2=32 кг, а это значит, что наше тело состоит на 2/3 из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. В сутки человеку требуется более 2 л воды. Вода к нам в квартиру поступает из водоёмов, пройдя предварительную обработку на очистных сооружениях. Воду пьют и звери, и птицы, в ней нуждается все живые организмы. •
Полив
На территории Кипецкого МО выращивается много сельскохозяйственных культур, которые требуют полива. На эти нужды идёт вода, не прошедшая фильтрацию. •
Работа предприятий
Работа любого предприятия связана с расходом воды. Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода необходима на таких предприятиях как баня, бассейн, автомойка, без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. •
Дом для рыб
. В нашем селе много водоёмов, где водится большое количество рыбы. Есть виды рыб, что разводят в искусственных водоёмах, а есть те, что размножаются в естественных условиях.
Обобщение по Информационной карте (пункт 1).
Отчёт ботаников. Растительный мир водоёмов нашего края.
Учитель
: Ярким, нарядным, притягательным выглядит водоём в тёплое время года. Тихий плеск воды, обилие цветов с синими, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми головками цветов не перестают привлекать наш взор, восхищать своей красотой. Слово ботаникам.
Ученик:
Мы исследовали растительный мир водоёмов нашего края методом наблюдения, методом опроса, методом сбора информации из детских энциклопедий “Я познаю мир”, “Всё обо всём” и атласа - определителя “От земли до неба”. В результате работы мы разделили все растения на 4 группы, в зависимости от того, где они растут (слайд): рогоз кубышка роголистник ряск а камыш кувшинк а зелёные водоросли тростник рдест стрелолис т осока
Первая группа
(слайд). Рогоз, камыш, стрелолист, тростник, осока прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов. Их высота достигает до 1 метра. Люди их часто путают. Внимательно рассмотрите рисунок, и вы запомните различия. У камыша и тростника соцветия - метёлки, а у рогоза - коричневый “палец”.
Ко 2-й группе
(слайд) мы отнесли кубышку (жёлтая лилия), кувшинку (белая лилия), рдест плавающий и рдест курчавый. Корни этих растений тоже на дне, а их широкие листья и цветы плавают на поверхности водоёма. Эти растения украшают реки, пруды и озёра. Кубышка встречается чаще, чем кувшинка. Оба растения нуждаются в охране и занесены в Красную книгу Пензенской области. В пруду или озере можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой.
Третья группа
(слайд). В водоёмах живёт растение, которое свободно плавает в толще воды, т.к. у него нет корней. Это роголистник. Его листья по форме напоминают рог, отсюда и название. А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
К 4-й группе
(слайд) мы отнесли ряску - крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды. Этих растений нередко бывает так много, что они полностью затягивают водоём. Велика роль растений в водоёме. Растения выделяют в воду кислород необходимый для дыхания организмов, служат пищей животным, подводные заросли служат убежищем для животных.
Обобщение по Информационной карте (пункт 2):
- Какие растения можно встретить по берегам пруда Михайловский? - Назовите растение с плавающими на поверхности воды листьями и жёлтыми цветами, оно занесено в Красную книгу? - Растение, имеющее листья-стрелы с широкими наконечниками? - Растение, которое часто путают с камышом, с мягким коричневым наконечником? - По наличию кубышек и кувшинок в водоёме можно определить глубину водоёма: кувшинке доступна глубина - до 2 м, а кубышке - до 3,5 м.
Физкультминутка:
К пруду быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре - Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль. Все, как один, плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.
Отчёт зоологов. Животные водоёмов.
Учитель
: Богат и разнообразен животный мир водоёмов нашего края. Свой отчёт продолжают зоологи.
Ученик:
Я начну свой отчёт с загадок о жителях водоёмов: Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй (Рак) У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба)
Рыбы
(слайды) - постоянные обитатели водной среды. В процессе исторического развития, у рыб вырабатывались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах. У рыб обтекаемая форма тела, кожа покрыта чешуёй, имеются плавники. Дышат жабрами. Изгибая туловище и хвост, рыба движется вперёд. Рыбы видят близкие предметы, различают звуки. В процессе исследования узнала, что рыбы, живущие в пресной воде, приспособились жить одни в стоячей воде (караси, карпы), другие - в проточной воде (щука, окунь). Как красив и интересен наш пруд! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки Отчёт экологов. Экологическое состояние водоёмов.
Учитель:
Люди часто нарушают экологическое равновесие, что вредит всему живому. Наши экологи исследовали этот вопрос, им слово. И мы решили узнать: Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Мы нашли ответы:
По данным - качество воды в пунктах наблюдения в населённых пунктах, периодически регистрируются превышения предельно допустимых норм органических загрязняющих веществ, , нефтепродуктов, фенолов, железа, марганца, ряда тяжёлых металлов.
Выпустить листовку-обращение
к жителям села с просьбой объединить усилия для решения актуальной экологической проблемы. Уважаемые жители нашего села! Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о своём здоровье и о здоровье окружающих. Мы не должны жить сегодняшним днём, чтобы наши ошибки пытались исправить наши дети и внуки. Убедительно просим вас: “Не загрязняйте окружающую природу! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию”. Всё в ваших руках и в ваших силах! Ученики 3 класса МКОУ СОШ с.Кипцы 3) Распространить памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся школы.
Памятка.
Не бросай мусор в воду. Не оставляй мусор на берегу. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
Заключение.
Учитель
: С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Создание крупных городов и водохранилищ, развитие промышленности оказывает губительное воздействие на окружающую среду. Наше потребительское отношение к природе и неразумное вмешательство в неё может привести общество к экологическому кризису, важнейшее проявление которого – онкологические заболевания, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. А здоровье не могут заменить никакие блага цивилизации.
Итог урока
. - Ребята! Вы отлично поработали. В отчётах прозвучали ответы на интересующие вас вопросы: - Какое значение имеют водоёмы для человека и всего живого? - Зачем нужно знать растительный и животный мир водоёма? - Почему надо охранять водоёмы от загрязнения? - Что и как можем сделать мы для того, чтобы вода в водоёмах была чистой? Вклеить информационную карту в рабочую тетрадь и по её плану составить рассказ о водоёмах нашего края, дополнив своими наблюдениями.
В раздел начальное образование

