"Проблема толерантности в современной педагогике и особенности формирования толерантности у учащихся начальных классов"
Доклад
Автор: Алимова Ирина Николаевна, учитель, ГБОУ средняя общеобразовательная школа №58 Приморского района, Санкт-Петербург
В раздел начальное образование
Проблема толерантности в современной педагогике
и особенности формирования толерантности
у учащихся начальных классов
"Картины мира" современных детей сильно отличаются от "картин мира" их родителей. Большая группа детей имеет сложные, двойственные "картины мира". Всех ребят можно разделить на несколько групп по восприятию окружающего мира. Первая группа это дети с абсолютно негативным восприятием: эти дети недружелюбны по отношению к сверстникам другой национальности или другого вероисповедания. Окружающий мир кажется им плохим, злым, неласковым. В игровых ситуациях им предпочтительнее роль агрессивного героя, например убийцы монстров, киллера из компьютерной игры. В реальной жизни они часто дерутся, причем это им нравится. Такие дети могут стать потенциальными инициаторами асоциальных явлений в своей взрослой жизни. Вторая группа детей - смешанная реакция на восприятия мира. У них в голове каша. Они не могут понять, что хорошо, а что плохо. И последняя самая малая группа, это дети с доброжелательным настроем на восприятия окружающего мира. Сильное изменение в восприятии « картины мира» связано с тем, что современная информационная среда, в которой находятся дети, которая окружает их, вносит беспорядок в их представления о мире и о своем месте в нем. У нас нет уверенности, что из них вырастут гармонично развитые, позитивно настроенные люди. Ребенок постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а он в свою очередь оказывает влияние на других
или изменяет собственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Ребенок стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и осуществления процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации. Общеизвестно, что поведение может быть разнообразно по формам своего проявления, это активное действие человека, требующее большой затраты энергии, волевого напряжения душевных сил знаний, специальных умений. Несформированность нравственных норм у детей - является одной из причин их агрессивного поведения. Агрессия — (от лат. agressio — нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). [1] Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый — это семья, которая может одновременно показывать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых, агрессии дети также учатся при общении со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (я самый сильный — и мне все можно) во время игр.
И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, показываемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей. [1] Агрессивное поведение - это деструктивное поведение, которое проявляет в следующих признаках: -неадекватные поступки, агрессивное отношение к другим; -желание настоять на своём любой ценой, конфликтность, грубость; -жесткие и грубые реакции на чьи – либо поступки; -избыточная негативная активность, вспыльчивость, неумение контролировать себя, открытое выступление против всех; -драчливость, озлобленность, тяготение к насильственным действиям. В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно – психологического здоровья населения. В последнее время всё чаще говорят о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим. Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов,
раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками. Задача классного руководителя в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей. Школа является местом, где обучают решать проблемы с позиции ненасилия, где учат толерантному, гуманному поведению. Каковы же особенности толерантного, гуманного поведения? С точки зрения современной педагогики толерантное поведение предполагает следующие проявления: -способность ребенка видеть в другом носителя других ценностей, логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим; способность и умение видеть другого изнутри и видеть мир с двух позиций: своей собственной и его. Сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками: -сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям; -желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение; -желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника); -способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение. В связи свышеизложенным, можно сделать вывод о близости и родственности понятий «гуманное поведение» и «толерантное поведение». Толерантное поведение непосредственно связано с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Толерантное поведение можно
рассматривать как частный случай ценностного отношения к людям, например, проявления сочувствия и сострадания к другому, что роднит толерантное поведение и гуманное поведение. За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно- нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Не случайно в содержание системы образования заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. В процессе воспитательной работы ставлю перед собой следующие задачи: - воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека; - воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип
толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности); - воспитание гуманности; - формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём. В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других. Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки. Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек. В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо: 1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение. 2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая. 3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему. 4. Обосновать решения. 5.Добиться согласия по выбранному решению. 6.Выполнение решения. Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», « ты лентяй» и т. п.
Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. Исследование проблемы толерантности и ее формирования в младшем школьном возрасте значительно расширилось в последнее время и это связано со следующими причинами: - изменение национального состава учащихся современных школ достаточно разнообразен: казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе; - в связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует; - в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологи, культурологии, социологии и других. По мнению психологов, главным методом социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать поступки, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так просто. Да,
большинство детей уже в три-четыре года отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения. Поэтому основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Все эти качества входят в понятие толерантности, поэтому считается, что у детей нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления. Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение самообразования участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по четырем координатам, что учитывается при построении толерантной среды: - нормативно - регламентирующей, которая представлена спектром законов, других законодательных документов, в которых отражаются права и
обязанности участников образования, регламентируются условия их жизнедеятельности; - перспективно - ориентирующей, представленной доктринами образования или программами развития образования, которые определяют перспективы образования на обозримо длительный период; - коммуникативно - информационной, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования; - деятельностно - стимулирующей, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей . Построение толерантной среды актуально для процесса формирования новой модели непрерывного образования, смещающей акценты воспитания с компенсаторно-адаптивных задач на задачи подготовки ребенка к участию в позитивных изменениях и обновлениях социальной среды, в том числе в ситуациях неопределенности.[2] Толерантная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно - исторические ценности. Присутствие и взаимодействие толерантных и интолерантных детей в пространстве учебного заведения обусловлено их общим местом жизнедеятельности и одинаковыми контактами с окружением. Однако их ценностные установки, приемы общения и взаимодействия остаются разными.
Проявление интолерантности ведет к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успешность, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту. Преимуществом толерантных людей является то, что они действуют в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избегания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Можно выделить два механизма перехода от интолерантной среды к толерантной. Первый заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах учебного учреждения наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. К сожалению, такие ограничения выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди и общество скатываются к нетерпимости и нарушению прав человека. Другой механизм развития и укрепления толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В рамках образовательного пространства школы переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях. Эти механизмы не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения, особенно в ситуации, когда налицо проявления интолерантности. Задача преподавателя моментально реагировать и пресекать такие проявления. Но самая важная задача педагога - научиться видеть и различать первые признаки возможной конфликтной ситуации, чтобы предотвратить ее развитие или найти компромиссный, толерантный выход из конфликта.
Доминирующими методами воспитания и самовоспитания толерантности во взаимоотношениях являются: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы -испытания, и рефлексия. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально - значимых задач, выработке потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений, уверенности в своих возможностях. [2] Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают
определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо: ▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции; ▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами; ▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения; ▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы; ▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других; ▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов. Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Главное в работе педагогов — направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений, а так же важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Список использованных источников
1. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. — 160 с. 2. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2001-149 с.
В раздел начальное образование

