"Формирование нравственных качеств младших школьников через чтение. Проект "Читать хорошие книги".
методическая разработка
Автор: Андреева Наталья Владимировна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 16, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
В раздел начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Городской округ «город Якутск»
Формирование нравственных качеств младших школьников через чтение.
Проект «Читать хорошие книги».
Андреева Наталья Владимировна, заместитель директора МОБУ СОШ № 16 Формирование нравственных качеств младших школьников через чтение. Проект «Читать хорошие книги».
Введение.
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя, ведь реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. [1] Сегодня перед каждой школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Духовно-
нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. При этом маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивных, так и негативных, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Актуальность.
Микрорайон нашей школы не способствует благополучному формированию нравственности личности ребенка. В нем нет ни одного учреждения культуры. Большинство семей проживает в частных и частично-благоустроенных деревянных домах, малогабаритных квартирах в общежитиях. Многие ученики не имеют комфортных условий для проживания, выполнения домашних заданий, что не способствует успешному развитию детей, ведь во многом отношение окружающих к ребенку формирует его воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В школе обучается много детей из неблагополучных и малоимущих семей (67). Негативные стороны общения между людьми у них часто перед глазами. Образование родителей в основном средне-специальное или среднее, 40 родителей не имеют среднего образования. Преобладающий социальный статус – рабочие. Все это влияет на стиль общения в семьях и на воспитание ребенка. В большинстве случаев этим объясняется низкий уровень развития детей, скудный словарный запас, узкий кругозор. Новый образовательный стандарт [2] четко определил универсальные учебные действия, которыми должен обладать выпускник начальной школы. В разделе личностных учебных действийвыделена нравственно-этическая ориентация. Она включает в себя развитие морального сознания, присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения, полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. Методики «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мой герой», «Сферограмма» [3] позволили примерно определить имеющийся уровень морально-этической ориентации. Результаты: 1 класс 78 уч. 2 класс 100 уч. 3 класс 88 уч. 4 класс 56 уч. Итого 322 уч. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» У ребенка формируются неправильные представления 6 8 5 3 22 – 7% Представления о нравственности правильное, но недостаточно четкое и полное 38 45 29 18 130 – 40% Сформировано полное и четкое представление 34 47 54 35 170 – 53% Методика «Мой герой» Ориентация на нереальных, вымышленных, фантастических героев. 13 7 8 3 31 – 10% Ориентация на нравственные качества 35 47 36 26 144 – 45% Ориентация на социальный статус 8 13 19 13 63 – 20% Ориентация на внешние атрибуты 14 21 18 10 63 – 20% Ориентация на реальных людей (родители) 8 12 7 4 21 – 7% «Сферограмма» «Если бы у тебя было очень-очень много мороженого, то что бы ты стал с ним делать?» Друзьям 9 36 43 31 119 - 37% Родителям, родственникам 46 46 36 17 145 – 45%
Никому, оставлю себе. 23 15 9 8 55 – 18% Выявлено 18% учеников, которые испытывают затруднение в общении, есть дети с искаженным восприятием морали и треть обучающихся начальной школы, нуждающихся в поддержке, помощи и коррекции их нравственных представлений. Как же организовать эту поддержку и коррекцию? Ч ерез чтение, так как именно его новый стандарт образования выделил, как основное общеучебное умение и именно с ним затруднения у большей половины учеников начальных классов нашей школы. Чтение и читательская деятельность в разных классах имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором - четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам, поэтому проверялись следующие параметры: Понимание прочитанного. Полным понимание считается, когда ребенок может самостоятельно пересказать прочитанный отрывок, содержащий в себе определенный сюжет. Частичным понимание считается, тогда, когда ребенок пересказывает текст по наводящим вопросам. Непонимание прочитанного; Выразительное чтение — это чтение с соблюдением смысловых пауз и интонации; Способ чтения определяется годом обучения. 1 классу соответствует послоговое чтение, 2 классу — чтение целыми словами с допустимым послоговым при чтении сложных слов, 3 и 4 классу — чтение целыми словами. Правильность чтения. Качественное чтение предполагает безошибочное чтение или допуск 1-2 ошибок; Результаты проверки качества чтения в начале 2012-2013 уч.года. Итого Количествообучающихсяпосписку 320 Количествопроверенныхобучающихся 297 Пониманиепрочитанног о Полное 175 - 59% Частичное 66 - 22% Непонимание 56 - 19% Выразительность Выразительно 100 - 34% Невыразительно 130 - 44% Способ чтения, соответствующий году обучения По буквам 10 - 4% Слоговой 2 классы 59 - 60% Смешанный 3 классы 52 - 59% Целыми словами 4 классы 21 - 41% Правильностьчтения Безошибок 54 - 18% 1-2 ошибки 136 - 46% 3-5 ошибок 64 - 22% 6 и более 35 - 12% Успеваемость (полное и частичное понимание) 228 уч - 74% Качество (понимание, правильность, способ) 44 % Качество чтения зависит от заинтересованности ребенка. Анкетирование обучающихся показало: ты считаешь, что чтение для тебя …. Интересно привычно полезно необходимо Любимо Да 159 105 209 174 132 Нет 52 85 2 25 58 Когда как 9 30 9 21 31
Положительное отношение к чтению - 156 чел. (71%), нейтральное – 20 чел. (9%), отрицательное – 44 чел. (20%). По выше сказанному сделан вывод: для наших детей вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей; духовно-нравственное воспитание на уроках, особенно литературного чтения, является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.
Описание проекта.
Деятельность по нравственному воспитанию строилась на следующем: Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного фор - мирования личности ребенка. Психологи установили, что этот возраст характеризует - ся повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. [4] «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и неспра - ведливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, оче - видности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».В.Сухомлинский. [5] Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. [6] Как выполнить поставленную задачу, как создать эти условия? Не секрет, что большую часть времени учителя проводят с детьми на уроках. Отсюда и ответ - формировать нравственные качества личности ребенка в процессе учебной деятельности. Почему чтение? Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. В этом плане велика сила чтения. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. То, что книга влияет на развитие и воспитание ребенка бесспорно. А что делать, если она не выдерживает конкуренции с кино, компьютером и отодвигается ребенком на последнее место? Именно об этом говорят результаты анкетирования учеников 2-4 классов. Из 245 детей привычным занятием чтение считают только 92 ребенка, родители читают в основном журналы и газеты, книги читаются в 87 семьях, практикуется семейное чтение вслух в 54 семьях. Вывод: чтение художественной литературы не популярно в семьях наших учеников. А ведь надо понимать, что «Воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди». А.С.Макаренко. [7] Естественным выходом из подобной ситуации является изменение отношения к чтению. Чтоб получить положительную динамику необходимо большую часть учебной деятельности подчинить чтению. Для этого надо сделать чтение непрерывным процессом, в рамках всех
учебных предметов. Наши совместные идеи, задумки воплотились в общешкольном проекте «Читать хорошие книги». Почему проект? Во-первых, проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. [8] Управляют эти процессом учителя, т.е. устанавливается круг детского чтения и сроки работы над проектами.
Цель нашего проекта
: формирование нравственных ориентиров через чтение.
Задачи:
создание привлекательного имиджа воспитанного сверстника в глазах товарищей. повышение престижности чтения среди младших школьников; формирование литературного вкуса. Проект носит игровой характер, поэтому присутствует и игровая цель: собрать большее количество баллов по классу и в личном зачете. Характер организации деятельности: элемент игры и соревнования через формы урочной деятельности, работу в малой группе, индивидуальную самостоятельную работу школьников. [9] Во-вторых, проект чаще выполняется в групповой работе, благодаря чему в процессе решения проектной задачи ребенок и группа качественно самоизменяются. Эти качественные изменения представлены следующими планируемыми результатами: воспитательные – осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков [9] ; общеучебные умения – освоение основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве, умение работать в малой группе, умение создать конечный продукт, собственные достижения в чтении каждого ученика; Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения, включающим произведения авторов, которые составляют достояние отечественной и мировой литературы. Авторы и их произведения рассматриваются, как отдельный этап проекта. Этапы реализации проекта: Месяц Автор Обязательные произведения Нравственные идеи Ноябрь Маршак С.Я. «Кошкин Дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лодыри» Ум, доброта и трудолюбие – черты хорошего человека. Январь Чехов А.П. Каштанка, «Белолобый» «Ванька» «Доброму человеку будет стыдно даже перед собакой», «Никогда не рано спросить себя делом я занимаюсь или пустяками?» А.Чехов Февраль Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак» « Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Чиж и Голубь», «Музыканты», «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно
«Лисица и виноград», «Зеркало и Обезьяна» «Ларчик», «Квартет», «Павлин и Соловей» для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою.» В. Жуковский Март Михалков С.В. «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа – ветеран». Благородный и отважный человек живет в каждом. Апрель Андерсен Г.Х. «Свинопас», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка» Преданность, верность, доброта и умение прощать – нравственные ориентиры Каждый этап включает в себя уроки, посвященные изучению биографии автора, его эпохи (литературное чтение), произведения (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир), творческие проекты (технология, музыка, изо). Результаты всех мероприятий этапа оцениваются и суммируются, как итог деятельности класса. Победители награждаются переходящим кубком.
ЭКРАН ДОСТИЖЕНИЙ
Дни И.А. Крылова
«Книга на
уроке».
«Читай и
твори»
Конкурс
рисунков
Конкурс
«Книга на
сцене»
Викторина
«Творчество
И.А.
Крылова»
Конкурс
творческих
работ «Мой
Крылов»
Итог этапа
1а
1б
1в
При этом отмечаются и личные достижения по итогам этапа. Ученики, чье качество чтения улучшилось, награждаются знаком «Наши надежды», кто активно участвовал во всех мероприятиях этапа – знаком «Великолепный книгочей».
Знание
текста
Чтение на
математи
Чтение на
русский
язык
Литерату
ра
«Читай и
твори»
Викторин
а
ИТОГО
АзимкуловАбдулазиз Алексеев Кирилл АргуноваСаргылана Ниже представлен методический материал, как примерработынад проектом.
Проект «Читать хорошие книги .А.П. Чехов»
Название мероприятия Урок Проект Продукт Сроки
1 День А.П.Чехова 1 - 4 кл. Математика Русский язык Окр.мир Проект «Книга на уроке» по книге А.П. Чехова «Каштанка» «Доброму человеку будет стыдно даже перед собакой» Страница альманаха «Это интересно…» Среда Литература Страница «Биография и творчество» Дом.задание Последняя страница - ответ на вопрос Чехова: «Никогда не рано спросить себя делом я занимаюсь или пустяками?» 2. Выставка творчества 1 - 4 классы Изо, технология Проект «Читай и твори» «Искусство дает крылья и уносит далеко – далеко!» Выставка «Галерея героев А.П.Чехова» Четверг, Пятница 3 Презентация творческих работ 3-4 кл Исслед.д-ть Проект «Мой Чехов» Защита проектов Пятница 4 Турнир читателей, презентация альманахов. 1-4 кл. Внеуроч. деят- ть Проект «Книга на сцене» Драматизация Суббота 5. Викторина Суббота 6. Подведение итогов дня, проекта и заполнение экрана реализации проекта «Читать хорошие книги». Награждение.
Урок литературного чтения.
Тема: Биография и творчество А.П. Чехова Название проектной задачи
Биография и творчество А.П. Чехова
Тип задачи Предметная, в педагогическом плане–обучающая Цель Знакомство с биографией и творчеством А.П. Чехова Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися усвоения темы по предмету Умение создать собственный «продукт» – страницу литературного сборника о А.П. Чехове Общеучебные умения Использование в работе дополнительной литературы Умение работать в малой группе Выбор адекватных форм представления результатов Способ оценивания результатов работы Самооценка и взаимооценка творческих работ и вступлений по выбранным критериям через общий оценочный лист Написание отзывов и комментариев на специально отведенной странице сборника Замысел проектной задачи Подготовка Домашнее задание подготовить и принести из дома материал по теме урока. 1 этап. Постановка проектной задачи Для участия в общешкольном проекте «ХВЧ» нашему классу надо создать сборник творческих работ по творчеству А.П. Чехова. На каждом уроке будет выпускаться по странице этого сборника и в конце дня у нас должно быть уже 3 страницы. Как вы думаете у нас получиться? Перед тем как приступить к работе ответьте на вопросы:
-Каким вы видите наш сборник? Какого размера? Оформление? Что необходимо, чтоб он получился? Планирование работы - 1 страница посвящена жизни писателя. О чем она должна быть? (Учитель фиксирует все ответы на доске, дети обсуждают и выбирают самые значимые, разбирают задание по группам) - Как же нам быстро разделить все имеющиеся материалы на эти группы, ведь если мы будем каждую статью читать, у нас не хватит времени? (выслушивает предположения и предлагает свой способ, который дети выполняют) Теперь что делаем? (собираем все материалы вместе и разбираем по группам) Работа в группе 1 Распределите между собой имеющийся материал 2 Прочитайте его и выделите в нем полезное и интересное на ваш взгляд для остальных 3 Представьте ваши заметки группе 4 Группа должна утвердить или отклонить ваш материал. 5 Распределите роли в группе: писари, оформители, представитель 6 Оформите вашу рубрику Защита «продуктов» Заполняют оценочный лист, комментируют ответы. - Какие качества личности А.П. Чехова есть в тебе? Какие ты хотел бы воспитать в себе? Сшивание первых страниц сборника Устные отзывы б уроке, о своей и групповой деятельности, об УУД. Приложения №1, 2. Домашнее задание в конце дня Ответ на вопрос Чехова: «Никогда не рано спросить себя делом я занимаюсь или пустяками?» Приложение№1. Оценочный лист № 1. Оценивается работа других групп 1 гр 2гр 3гр 4гр 5гр Интересно рассказали Есть новая для нас информация Красиво оформили Приложение №2. Оценочный лист № 2. Оценивается работы группы. Маша Ваня Кирилл Саша Настя Соблюдал правила групповой работы Активность Вносил предложения Оказывал помощь, советовал Представлял «продукт» Оформлял «продукт»
Урок математики.
Задачи, придуманные учениками по рассказу «Каштанка». «За месяц Каштанка из тощей и костлявой дворняжки превратилась в сытого и выхоленного пса». Была Каштанка 16 кг, стала 31. На сколько кг в день поправлялась Каштанка? Как надо ухаживать за животными? Она тренировалась месяц по 4 урока в день. Сколько уроков понадобилось Каштанке чтоб стать «артисткой»?
«Всюду от пола до потолка видны были лица, лица, лица». Сколько лиц увидела Каштанка если в цирке было 10 рядов, в первом ряду сидело 30 человек. А каждый последующий ряд увеличивался на 10? Почему столько людей смотрели на Каштанку? «Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи то руки и лица, подвигалась все выше и выше и , наконец, попала на галерку…» На сколько метров вверх подняли люди собаку если галерка это17 ряд, и каждый ряд был выше предыдущего на 50см?Что заставило людей помогать Каштанке?
Проект «Читать хорошие книги . Г.Х.Андерсен»
Урок литературного чтения. Тема: Г.Х. Андерсен. Какой он? Цели урока: Образовательная: познакомить с человеческими качествами сказочника Г.Х. Андерсена; Воспитательная: воспитывать умение высказывать свое мнение, договариваться и сотрудничать; Развивающая: развивать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, планировать свою деятельность, ориентируясь на цель, и оценивать ее.
УУД:
познавательные: смысловое
чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.
регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль, оценка своей деятельности;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе.
личностные:
уважительное отношение к человеку, осознанность учения, адекватное реагирование на трудности, вежливое общение. Тип урока – урок отработки умений и рефлексии. Вид урока – урок – исследование
Характеристика этапов урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент - Сегодня на уроке литературного чтения мы будем с вами учиться работать в группе. -повторим правила работы в группе Групповую работу поможет организовать герой урока Подготовка к работе Вспоминают правила работы в группе. Личностные - принятие роли ученика; Коммуникативные - умение слушать ответы других учеников 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Показ портретов детских писателей. - Почему я предлагаю вам начать урок именно с этих писателей? (Михалков, Крылов, Чехов) - Какая цель у этого - Отвечают на вопросы. Работают в группе. Группируют: автор, Коммуникативные - умение работать в группе познавательные - умение группировать регулятивные - умение оценивать
проекта, для чего он проводиться? - Проверим, как хорошо сохранились ваши знания. Работаем в группе. Сгруппируйте. - Проверим по образцу - Что заметили? произведение, года жизни, факты из биографии. Проверяют, каждая правильно собранная группа – 1балл, до 3 баллов. Заполняют бланк оценок. - Один человек остался без пары 3. Постановка учебной задачи. - Сегодня мы продолжаем работу над проектом. Кто герой урока? (Игра «Бабочка») (Прил. 2) - Герой урока – Андерсен. Что мы знаем о нем? - Что бы вы хотели еще узнать? Определите вопросы группой. - Задайте вопросы? (фиксация на доске) - Кто-то может ответить? Что же делать? - Значит, мы с вами становимся кем? - Давайте назовем нашу предстоящую исследовательскую работу. - Объединим все варианты и получиться… - Цель нашей работы? (Фиксация на слайде) Собирают в ходе игры по буквам – Андерсен (2 балла) Отвечают. Работа в группе. Зачитывают вопросы. Искать ответы. Искатели, исследователи. Предлагают варианты. Г.Х.Андерсен. Какой он? Ответить на вопрос. Регулятивные - развитие внимания, умение ставить цели Коммуникативные - умение работать в группе Познавательные - умение обобщать
4. Построение проекта выхода из затруднения - Давайте предугадаем ответ, выдвинем гипотезу. Как вы думаете, каким человеком был Г.Х. Андерсен, судя по внешности? (запись на доске, слева от портрета) - Как проверить нашу гипотезу? - С чего начнем? (фиксация плана на доске) - Молодцы! Вы составили план работы. Высказывают свое мнение и аргументируют. Искать информацию. Составляют план работы: Прочитать информацию Выделить в ней главное Определить о каких человеческих качествах говорится Общий «продукт» работы – ответ на вопрос урока Презентовать классу по шаблону (до 5 баллов) регулятивные познавательные коммуникативные 5. Воплощение проекта. Групповая работа - Пришло время получить конверты для групповой работы. Внимание! В конвертах информация о писателе. Вы работаете с ней по нашему плану. Каждый этап выполнения отмечаете плюсом. (приложение 5) Работа в группе. Результат готовят по шаблону « Мы думаем, Г.Х.Андерсен был …… человеком, потому что ……..». ( Коммуникативные - умение работать в группе по правилам Регулятивные - умение сохранять цель и контролировать ее выполнение 6. Включение в систему знаний Презентация результата. (фиксация ответов справа от портрета) - Задавайте вопросы для уточнения. Выпуск «продукт» проекта Устанавливает осознанность ситуации Группа презентует «продукт», отвечает на вопросы других групп. Другие группы оценивают на общем бланке ответы. (Прил.3) Все листы ответов подшиваются в общий альбом Регулятивные - умение оценивать работу другой группы Познавательные - умение определять главную мысль текста Коммуникативные - умение представлять результат работы 7. Рефлексия деятельности - Какое умение школьника мы сегодня отрабатывали? - Как должна работать Оценивают работу группы по прил.4. Выходит группа. Остальные оценивают Регулятивные - оценка собственной деятельности в достижении общей
группа для продуктивности? Свое мнение высказывает каждый Один говорит, остальные слушают Нет ссор и обид, все вежливы и добры друг к другу Активен каждый Продукт групповой работы готов. - Теперь оцените работу своей группы Обсуждение оценивания их презентацию работы по прил.3. Потом группа кратко характеризует свою работу. (по 1 баллу за активность) цели; Коммуникативные - умение вежливо и корректно оценивать работу одноклассников; Личностные - умение вежливого общения 8. Предметный итог урока Выполнили мы свою учебную задачу? - А наша гипотеза подтвердилась или нет? - Почему? - Теперь мы можем сказать: все, что мы знаем об Андерсене это точная информация. - Что помогло справиться с учебной задачей? - Итак, мы реализовали наш проект «Андерсен. Какой он?» За работу получаете отметку. Сколько баллов вы набрали? Максимально модно было набрать 14 баллов: 13-14 – «5», 9-12 – «4». Другие отметки за урок – исследование мы ставить не будем, так как мы только учимся проводить такую работу. - Урок закончен всем спасибо Да, нашли ответ на вопрос. Не полностью. Нельзя судить о человеке только по внешности. Работа по проекту. Личностные - уважительное отношение к человеку, ориентируясь на его дела и поступки
Приложение 1.
Сгруппируйте. Крылов Антон дядя Степа Доктор Чехов Сергей Моська Журналист Михалков Иван Каштанка Библиотекарь
Приложение 2.
Игра «Бабочка»
Учитель говорит полет бабочки. Когда бабочка садится на букву, учитель говорит: «Стоп!». Эту букву надо запомнить. Направо 1, вверх 1- стоп; вниз 1, направо 1 – стоп; вверх 2, влево 2 – стоп; направо 2 – стоп; вниз 2, налево 1 – стоп; вверх 1, вправо 1 – стоп; вверх 1 – стоп; налево 2, вниз 1 – стоп. АНДЕРСЕН
Приложение 3.
Интересная информация Доступно рассказывают Ответы на вопросы Группа 1 Группа 2
Приложение 4.
имя
Высказывал свое мнение Умеет слушать остальных Никого не обижал, был вежлив Активно работал или стал активнее работать в группе Участвовал в презентации работы Петя Маша Таня Витя
Приложение 5.
1 группа
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь. Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню… После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.
д
о
е
н
а
с
р
н
Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.
Подобные тексты подбираются всем группам. каждый текст должен раскрыть новую
черту личности автора
Русский язык. Тема: Виды разборов. Повторение.
Тип урока – урок отработки умений и рефлексии Цели урока: Образовательная: повторить виды разборов, продолжить работу над умением работать по алгоритму; Воспитательная: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение оказывать помощь однокласснику; Развивающая: развивать умение преодолевать затруднения, оценивать свои умения. Формируемые ууд: Личностные - понимание базовых национальных ценностей, принятие роли ученика; Регулятивные - целеполагание, оценивание собственной деятельности, придерживаться цели до ее достижения. Познавательные - анализ, умение составлять алгоритм. Коммуникативные - умение работать в группе, соблюдая правила Ход урока:
1.
Этап организационный
2.
Этап мобилизации
- Начнем с минуты каллиграфии. Пропишем имя нашего нового знакомого. Ганс Христиан Андерсен. - Теперь красиво запишем самых известных героев сказок Андерсена. Добрая девочка, спасшая птицу… Он погиб за свою любовь. Став прекрасным, он простил тех, кто над ним смеялся. - Почему мы не можем в этот ряд вписать Снежную королеву? - Какие человеческие качества присущи героям Андерсена? - Запишем верность, доброта. 3. Э
тап мотивации к коррекционной деятельности
- Составьте предложение о героях сказок Г.Х.Андерсена. Запишем. Героев Андерсена знают все дети. - Какое задание можете придумать для себя по этому предложению. (основа предложения, разбор по составу, звукобуквенный разбор – фиксация на доске.) Это синтаксический разбор, это морфемный разбор, это звукобуквенный разбор. - Значит тема урока? (Виды разборов) - И что мы будем делать? - Кто испытывает затруднения по этой теме? - Как нам преодолеть эти затруднения? - Результат любой работы лучше, если ест план действий. Давайте и мы спроектируем план преодоления затруднений (запись на доске) Определить затруднение; Повторить алгоритм Потренироваться Самостоятельно выполнить. «Продукт» - ваши качественные знания и умения - Вот наш проект работы. Начнем с первого пункта?
3.1. Актуализация. - Возьмите лист оценки умений и оцените столбик «Надеюсь». Как вы думаете, сможете ли вы найти грамматическую основу этого предложения? - Как вы думаете, сможете ли вы разобрать по составу слово девочкой? - Как вы думаете, сможете ли вы провести звукобуквенный разбор слова «очень»? 3.2. Пробное учебное действие - А теперь разберите. - Сравните свою работу с эталоном, плюсами оцениваем каждый шаг выполнения, за всю работу можете набрать 18 баллов. - Если не набрали 18 баллов, значит, есть затруднения. - По итогам разбора оцените второй столбик «могу». - Кто себя хорошо знает и результаты двух столбиков совпали?Кто себя переоценил, недооценил? 3.3. Локализация индивидуальных затруднений. - Просмотрите свой лист оценки и заполните 3 столбик как надо выполнять разборы. - Подумайте при каком виде разбора у вас большие затруднения. Выберете эту строку и столбик «хочу» - закрасьте цветом результата, который хотите получить. 3.4. Целеполагание. - Озвучьте свою личную учебную задачу.
4.Этап реализации проекта
-
Разделитесь на группы по характеру затруднений. - Получите задание и работайте по алгоритму. (
все задания даются по текстам автора)
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
6.Этап рефлексии учебной деятельности.
- Вспомните вашу учебную задачу. Кому удалось ее исправить? - Что помогло вам преодолеть затруднение? (реализация проекта) - Встаньте те, кому урок принес пользу. Вот вы ребята и есть «продукт» нашего проекта. Отметки: Синтаксический - 6 баллов – «5», 4 – 5 – «4» Морфемный - 12 - 15 баллов – «5», 9 – 11 баллов – «4» Звукобуквенный - 11 - 12 баллов – «5», 9 – 10 баллов – «4»
- Какие качества человека раскрыл перед нами Г.Х.Андерсен?
Результаты 1 года реализации долгосрочного проекта.
Воспитательные результаты. Процесс воспитания того или иного нравственного качества занимает довольно продолжительное время, поэтому ощутимые результаты ожидаются к концу реализации проекта, когда нынешние первоклассники станут выпускниками начальной школы. Для определения промежуточных результатов были использованы те же методики, что и в начале учебного года. Отмечена незначительная, но все-таки позитивная динамика формирования этических норм. Детей с неправильным представлением о морали стало меньше на 8 (2,5%), затруднения в общении испытывают 24 ученика, это на 10% лучше прежних результатов. Проведенная работа повысила сознательное отношение учеников к обучению. Общеучебные результаты. Формирование положительного отношения к чтению. Я не люблю читать Я могу читать только тогда, когда мне интересно Я считаю чтение ненужным занятием Читать я люблю У меня есть любимые авторы Чтение помогает хорошо учиться Я хочу стать хорошим читателем Да 42 205 22 170 124 175 187 Нет 170 - 187 40 94 34 21 Когда 10 5 11 12 2 11 12
как Количество учеников с положительным отношением к чтению увеличилось на 19 человек (9%), с отрицательным уменьшилось на 7 человек (3%). За этот год отличились и были награждены: творческие работы в рамках проекта «Читай и твори» - 95 учеников, защита творческих презентаций по творчеству писателей – 14, успехи в чтении «Наши надежды» - 42, активный участник проекта «Великолепный книгочей» - 36. Но главное то, что книга постепенно становится предметом долгого разговора, обсуждения, спора. Нашим общим достоянием, «валютой общения». Что, конечно, поднимает ее престиж в детских глазах. Кроме этого, в се финальные мероприятия по итогам этапов проводились в праздничной обстановке, это также способствовало повышению заинтересованности детей. Учителя отмечают существенное повышение качества чтения, явное расширение кругозора и изменение отношения к чтению.
Заключение.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и под - ростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам. Задача общеобразова - тельной школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оцени - вать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств лично - сти школьника. И этот проект п одтверждает закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро», при условии постоянной, требова - тельной, настойчивой учебы в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных осо - бенностей детей. Список литературы [1] Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. – 2006. – С. 191. [2] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд.М., 2010 [3] Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие / О.А. Шаталова; под ред. С.А. Болотовой. – М.: «Русское слово – учебник», 2012.
[4] Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этиче - ских категориях // Начальная школа, 2007, №9. [5] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2 [6] Краткий словарь по философии: 1982 [7] Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Просвящение,1976 [8] Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. [9] Учим успешному чтению.рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова - тельных учреждений / [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринёва и др.]. – М.: Просве - щение, 2011
Формирование нравственных качеств младших школьников через чтение.
Проект «Читать хорошие книги».
Андреева Наталья Владимировна, заместитель директора МОБУ СОШ № 16 Формирование нравственных качеств младших школьников через чтение. Проект «Читать хорошие книги».
Введение.
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя, ведь реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. [1] Сегодня перед каждой школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Духовно-
нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. При этом маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивных, так и негативных, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Актуальность.
Микрорайон нашей школы не способствует благополучному формированию нравственности личности ребенка. В нем нет ни одного учреждения культуры. Большинство семей проживает в частных и частично-благоустроенных деревянных домах, малогабаритных квартирах в общежитиях. Многие ученики не имеют комфортных условий для проживания, выполнения домашних заданий, что не способствует успешному развитию детей, ведь во многом отношение окружающих к ребенку формирует его воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В школе обучается много детей из неблагополучных и малоимущих семей (67). Негативные стороны общения между людьми у них часто перед глазами. Образование родителей в основном средне-специальное или среднее, 40 родителей не имеют среднего образования. Преобладающий социальный статус – рабочие. Все это влияет на стиль общения в семьях и на воспитание ребенка. В большинстве случаев этим объясняется низкий уровень развития детей, скудный словарный запас, узкий кругозор. Новый образовательный стандарт [2] четко определил универсальные учебные действия, которыми должен обладать выпускник начальной школы. В разделе личностных учебных действийвыделена нравственно-этическая ориентация. Она включает в себя развитие морального сознания, присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения, полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. Методики «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мой герой», «Сферограмма» [3] позволили примерно определить имеющийся уровень морально-этической ориентации. Результаты: 1 класс 78 уч. 2 класс 100 уч. 3 класс 88 уч. 4 класс 56 уч. Итого 322 уч. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» У ребенка формируются неправильные представления 6 8 5 3 22 – 7% Представления о нравственности правильное, но недостаточно четкое и полное 38 45 29 18 130 – 40% Сформировано полное и четкое представление 34 47 54 35 170 – 53% Методика «Мой герой» Ориентация на нереальных, вымышленных, фантастических героев. 13 7 8 3 31 – 10% Ориентация на нравственные качества 35 47 36 26 144 – 45% Ориентация на социальный статус 8 13 19 13 63 – 20% Ориентация на внешние атрибуты 14 21 18 10 63 – 20% Ориентация на реальных людей (родители) 8 12 7 4 21 – 7% «Сферограмма» «Если бы у тебя было очень-очень много мороженого, то что бы ты стал с ним делать?» Друзьям 9 36 43 31 119 - 37% Родителям, родственникам 46 46 36 17 145 – 45%
Никому, оставлю себе. 23 15 9 8 55 – 18% Выявлено 18% учеников, которые испытывают затруднение в общении, есть дети с искаженным восприятием морали и треть обучающихся начальной школы, нуждающихся в поддержке, помощи и коррекции их нравственных представлений. Как же организовать эту поддержку и коррекцию? Ч ерез чтение, так как именно его новый стандарт образования выделил, как основное общеучебное умение и именно с ним затруднения у большей половины учеников начальных классов нашей школы. Чтение и читательская деятельность в разных классах имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором - четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам, поэтому проверялись следующие параметры: Понимание прочитанного. Полным понимание считается, когда ребенок может самостоятельно пересказать прочитанный отрывок, содержащий в себе определенный сюжет. Частичным понимание считается, тогда, когда ребенок пересказывает текст по наводящим вопросам. Непонимание прочитанного; Выразительное чтение — это чтение с соблюдением смысловых пауз и интонации; Способ чтения определяется годом обучения. 1 классу соответствует послоговое чтение, 2 классу — чтение целыми словами с допустимым послоговым при чтении сложных слов, 3 и 4 классу — чтение целыми словами. Правильность чтения. Качественное чтение предполагает безошибочное чтение или допуск 1-2 ошибок; Результаты проверки качества чтения в начале 2012-2013 уч.года. Итого Количествообучающихсяпосписку 320 Количествопроверенныхобучающихся 297 Пониманиепрочитанног о Полное 175 - 59% Частичное 66 - 22% Непонимание 56 - 19% Выразительность Выразительно 100 - 34% Невыразительно 130 - 44% Способ чтения, соответствующий году обучения По буквам 10 - 4% Слоговой 2 классы 59 - 60% Смешанный 3 классы 52 - 59% Целыми словами 4 классы 21 - 41% Правильностьчтения Безошибок 54 - 18% 1-2 ошибки 136 - 46% 3-5 ошибок 64 - 22% 6 и более 35 - 12% Успеваемость (полное и частичное понимание) 228 уч - 74% Качество (понимание, правильность, способ) 44 % Качество чтения зависит от заинтересованности ребенка. Анкетирование обучающихся показало: ты считаешь, что чтение для тебя …. Интересно привычно полезно необходимо Любимо Да 159 105 209 174 132 Нет 52 85 2 25 58 Когда как 9 30 9 21 31
Положительное отношение к чтению - 156 чел. (71%), нейтральное – 20 чел. (9%), отрицательное – 44 чел. (20%). По выше сказанному сделан вывод: для наших детей вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей; духовно-нравственное воспитание на уроках, особенно литературного чтения, является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.
Описание проекта.
Деятельность по нравственному воспитанию строилась на следующем: Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного фор - мирования личности ребенка. Психологи установили, что этот возраст характеризует - ся повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. [4] «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и неспра - ведливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, оче - видности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».В.Сухомлинский. [5] Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. [6] Как выполнить поставленную задачу, как создать эти условия? Не секрет, что большую часть времени учителя проводят с детьми на уроках. Отсюда и ответ - формировать нравственные качества личности ребенка в процессе учебной деятельности. Почему чтение? Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. В этом плане велика сила чтения. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. То, что книга влияет на развитие и воспитание ребенка бесспорно. А что делать, если она не выдерживает конкуренции с кино, компьютером и отодвигается ребенком на последнее место? Именно об этом говорят результаты анкетирования учеников 2-4 классов. Из 245 детей привычным занятием чтение считают только 92 ребенка, родители читают в основном журналы и газеты, книги читаются в 87 семьях, практикуется семейное чтение вслух в 54 семьях. Вывод: чтение художественной литературы не популярно в семьях наших учеников. А ведь надо понимать, что «Воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди». А.С.Макаренко. [7] Естественным выходом из подобной ситуации является изменение отношения к чтению. Чтоб получить положительную динамику необходимо большую часть учебной деятельности подчинить чтению. Для этого надо сделать чтение непрерывным процессом, в рамках всех
учебных предметов. Наши совместные идеи, задумки воплотились в общешкольном проекте «Читать хорошие книги». Почему проект? Во-первых, проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. [8] Управляют эти процессом учителя, т.е. устанавливается круг детского чтения и сроки работы над проектами.
Цель нашего проекта
: формирование нравственных ориентиров через чтение.
Задачи:
создание привлекательного имиджа воспитанного сверстника в глазах товарищей. повышение престижности чтения среди младших школьников; формирование литературного вкуса. Проект носит игровой характер, поэтому присутствует и игровая цель: собрать большее количество баллов по классу и в личном зачете. Характер организации деятельности: элемент игры и соревнования через формы урочной деятельности, работу в малой группе, индивидуальную самостоятельную работу школьников. [9] Во-вторых, проект чаще выполняется в групповой работе, благодаря чему в процессе решения проектной задачи ребенок и группа качественно самоизменяются. Эти качественные изменения представлены следующими планируемыми результатами: воспитательные – осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков [9] ; общеучебные умения – освоение основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве, умение работать в малой группе, умение создать конечный продукт, собственные достижения в чтении каждого ученика; Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения, включающим произведения авторов, которые составляют достояние отечественной и мировой литературы. Авторы и их произведения рассматриваются, как отдельный этап проекта. Этапы реализации проекта: Месяц Автор Обязательные произведения Нравственные идеи Ноябрь Маршак С.Я. «Кошкин Дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лодыри» Ум, доброта и трудолюбие – черты хорошего человека. Январь Чехов А.П. Каштанка, «Белолобый» «Ванька» «Доброму человеку будет стыдно даже перед собакой», «Никогда не рано спросить себя делом я занимаюсь или пустяками?» А.Чехов Февраль Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак» « Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Чиж и Голубь», «Музыканты», «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно
«Лисица и виноград», «Зеркало и Обезьяна» «Ларчик», «Квартет», «Павлин и Соловей» для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою.» В. Жуковский Март Михалков С.В. «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа – ветеран». Благородный и отважный человек живет в каждом. Апрель Андерсен Г.Х. «Свинопас», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка» Преданность, верность, доброта и умение прощать – нравственные ориентиры Каждый этап включает в себя уроки, посвященные изучению биографии автора, его эпохи (литературное чтение), произведения (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир), творческие проекты (технология, музыка, изо). Результаты всех мероприятий этапа оцениваются и суммируются, как итог деятельности класса. Победители награждаются переходящим кубком.
ЭКРАН ДОСТИЖЕНИЙ
Дни И.А. Крылова
«Книга на
уроке».
«Читай и
твори»
Конкурс
рисунков
Конкурс
«Книга на
сцене»
Викторина
«Творчество
И.А.
Крылова»
Конкурс
творческих
работ «Мой
Крылов»
Итог этапа
1а
1б
1в
При этом отмечаются и личные достижения по итогам этапа. Ученики, чье качество чтения улучшилось, награждаются знаком «Наши надежды», кто активно участвовал во всех мероприятиях этапа – знаком «Великолепный книгочей».
Знание
текста
Чтение на
математи
Чтение на
русский
язык
Литерату
ра
«Читай и
твори»
Викторин
а
ИТОГО
АзимкуловАбдулазиз Алексеев Кирилл АргуноваСаргылана Ниже представлен методический материал, как примерработынад проектом.
Проект «Читать хорошие книги .А.П. Чехов»
Название мероприятия Урок Проект Продукт Сроки
1 День А.П.Чехова 1 - 4 кл. Математика Русский язык Окр.мир Проект «Книга на уроке» по книге А.П. Чехова «Каштанка» «Доброму человеку будет стыдно даже перед собакой» Страница альманаха «Это интересно…» Среда Литература Страница «Биография и творчество» Дом.задание Последняя страница - ответ на вопрос Чехова: «Никогда не рано спросить себя делом я занимаюсь или пустяками?» 2. Выставка творчества 1 - 4 классы Изо, технология Проект «Читай и твори» «Искусство дает крылья и уносит далеко – далеко!» Выставка «Галерея героев А.П.Чехова» Четверг, Пятница 3 Презентация творческих работ 3-4 кл Исслед.д-ть Проект «Мой Чехов» Защита проектов Пятница 4 Турнир читателей, презентация альманахов. 1-4 кл. Внеуроч. деят- ть Проект «Книга на сцене» Драматизация Суббота 5. Викторина Суббота 6. Подведение итогов дня, проекта и заполнение экрана реализации проекта «Читать хорошие книги». Награждение.
Урок литературного чтения.
Тема: Биография и творчество А.П. Чехова Название проектной задачи
Биография и творчество А.П. Чехова
Тип задачи Предметная, в педагогическом плане–обучающая Цель Знакомство с биографией и творчеством А.П. Чехова Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися усвоения темы по предмету Умение создать собственный «продукт» – страницу литературного сборника о А.П. Чехове Общеучебные умения Использование в работе дополнительной литературы Умение работать в малой группе Выбор адекватных форм представления результатов Способ оценивания результатов работы Самооценка и взаимооценка творческих работ и вступлений по выбранным критериям через общий оценочный лист Написание отзывов и комментариев на специально отведенной странице сборника Замысел проектной задачи Подготовка Домашнее задание подготовить и принести из дома материал по теме урока. 1 этап. Постановка проектной задачи Для участия в общешкольном проекте «ХВЧ» нашему классу надо создать сборник творческих работ по творчеству А.П. Чехова. На каждом уроке будет выпускаться по странице этого сборника и в конце дня у нас должно быть уже 3 страницы. Как вы думаете у нас получиться? Перед тем как приступить к работе ответьте на вопросы:
-Каким вы видите наш сборник? Какого размера? Оформление? Что необходимо, чтоб он получился? Планирование работы - 1 страница посвящена жизни писателя. О чем она должна быть? (Учитель фиксирует все ответы на доске, дети обсуждают и выбирают самые значимые, разбирают задание по группам) - Как же нам быстро разделить все имеющиеся материалы на эти группы, ведь если мы будем каждую статью читать, у нас не хватит времени? (выслушивает предположения и предлагает свой способ, который дети выполняют) Теперь что делаем? (собираем все материалы вместе и разбираем по группам) Работа в группе 1 Распределите между собой имеющийся материал 2 Прочитайте его и выделите в нем полезное и интересное на ваш взгляд для остальных 3 Представьте ваши заметки группе 4 Группа должна утвердить или отклонить ваш материал. 5 Распределите роли в группе: писари, оформители, представитель 6 Оформите вашу рубрику Защита «продуктов» Заполняют оценочный лист, комментируют ответы. - Какие качества личности А.П. Чехова есть в тебе? Какие ты хотел бы воспитать в себе? Сшивание первых страниц сборника Устные отзывы б уроке, о своей и групповой деятельности, об УУД. Приложения №1, 2. Домашнее задание в конце дня Ответ на вопрос Чехова: «Никогда не рано спросить себя делом я занимаюсь или пустяками?» Приложение№1. Оценочный лист № 1. Оценивается работа других групп 1 гр 2гр 3гр 4гр 5гр Интересно рассказали Есть новая для нас информация Красиво оформили Приложение №2. Оценочный лист № 2. Оценивается работы группы. Маша Ваня Кирилл Саша Настя Соблюдал правила групповой работы Активность Вносил предложения Оказывал помощь, советовал Представлял «продукт» Оформлял «продукт»
Урок математики.
Задачи, придуманные учениками по рассказу «Каштанка». «За месяц Каштанка из тощей и костлявой дворняжки превратилась в сытого и выхоленного пса». Была Каштанка 16 кг, стала 31. На сколько кг в день поправлялась Каштанка? Как надо ухаживать за животными? Она тренировалась месяц по 4 урока в день. Сколько уроков понадобилось Каштанке чтоб стать «артисткой»?
«Всюду от пола до потолка видны были лица, лица, лица». Сколько лиц увидела Каштанка если в цирке было 10 рядов, в первом ряду сидело 30 человек. А каждый последующий ряд увеличивался на 10? Почему столько людей смотрели на Каштанку? «Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи то руки и лица, подвигалась все выше и выше и , наконец, попала на галерку…» На сколько метров вверх подняли люди собаку если галерка это17 ряд, и каждый ряд был выше предыдущего на 50см?Что заставило людей помогать Каштанке?
Проект «Читать хорошие книги . Г.Х.Андерсен»
Урок литературного чтения. Тема: Г.Х. Андерсен. Какой он? Цели урока: Образовательная: познакомить с человеческими качествами сказочника Г.Х. Андерсена; Воспитательная: воспитывать умение высказывать свое мнение, договариваться и сотрудничать; Развивающая: развивать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, планировать свою деятельность, ориентируясь на цель, и оценивать ее.
УУД:
познавательные: смысловое
чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.
регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль, оценка своей деятельности;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе.
личностные:
уважительное отношение к человеку, осознанность учения, адекватное реагирование на трудности, вежливое общение. Тип урока – урок отработки умений и рефлексии. Вид урока – урок – исследование
Характеристика этапов урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент - Сегодня на уроке литературного чтения мы будем с вами учиться работать в группе. -повторим правила работы в группе Групповую работу поможет организовать герой урока Подготовка к работе Вспоминают правила работы в группе. Личностные - принятие роли ученика; Коммуникативные - умение слушать ответы других учеников 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Показ портретов детских писателей. - Почему я предлагаю вам начать урок именно с этих писателей? (Михалков, Крылов, Чехов) - Какая цель у этого - Отвечают на вопросы. Работают в группе. Группируют: автор, Коммуникативные - умение работать в группе познавательные - умение группировать регулятивные - умение оценивать
проекта, для чего он проводиться? - Проверим, как хорошо сохранились ваши знания. Работаем в группе. Сгруппируйте. - Проверим по образцу - Что заметили? произведение, года жизни, факты из биографии. Проверяют, каждая правильно собранная группа – 1балл, до 3 баллов. Заполняют бланк оценок. - Один человек остался без пары 3. Постановка учебной задачи. - Сегодня мы продолжаем работу над проектом. Кто герой урока? (Игра «Бабочка») (Прил. 2) - Герой урока – Андерсен. Что мы знаем о нем? - Что бы вы хотели еще узнать? Определите вопросы группой. - Задайте вопросы? (фиксация на доске) - Кто-то может ответить? Что же делать? - Значит, мы с вами становимся кем? - Давайте назовем нашу предстоящую исследовательскую работу. - Объединим все варианты и получиться… - Цель нашей работы? (Фиксация на слайде) Собирают в ходе игры по буквам – Андерсен (2 балла) Отвечают. Работа в группе. Зачитывают вопросы. Искать ответы. Искатели, исследователи. Предлагают варианты. Г.Х.Андерсен. Какой он? Ответить на вопрос. Регулятивные - развитие внимания, умение ставить цели Коммуникативные - умение работать в группе Познавательные - умение обобщать
4. Построение проекта выхода из затруднения - Давайте предугадаем ответ, выдвинем гипотезу. Как вы думаете, каким человеком был Г.Х. Андерсен, судя по внешности? (запись на доске, слева от портрета) - Как проверить нашу гипотезу? - С чего начнем? (фиксация плана на доске) - Молодцы! Вы составили план работы. Высказывают свое мнение и аргументируют. Искать информацию. Составляют план работы: Прочитать информацию Выделить в ней главное Определить о каких человеческих качествах говорится Общий «продукт» работы – ответ на вопрос урока Презентовать классу по шаблону (до 5 баллов) регулятивные познавательные коммуникативные 5. Воплощение проекта. Групповая работа - Пришло время получить конверты для групповой работы. Внимание! В конвертах информация о писателе. Вы работаете с ней по нашему плану. Каждый этап выполнения отмечаете плюсом. (приложение 5) Работа в группе. Результат готовят по шаблону « Мы думаем, Г.Х.Андерсен был …… человеком, потому что ……..». ( Коммуникативные - умение работать в группе по правилам Регулятивные - умение сохранять цель и контролировать ее выполнение 6. Включение в систему знаний Презентация результата. (фиксация ответов справа от портрета) - Задавайте вопросы для уточнения. Выпуск «продукт» проекта Устанавливает осознанность ситуации Группа презентует «продукт», отвечает на вопросы других групп. Другие группы оценивают на общем бланке ответы. (Прил.3) Все листы ответов подшиваются в общий альбом Регулятивные - умение оценивать работу другой группы Познавательные - умение определять главную мысль текста Коммуникативные - умение представлять результат работы 7. Рефлексия деятельности - Какое умение школьника мы сегодня отрабатывали? - Как должна работать Оценивают работу группы по прил.4. Выходит группа. Остальные оценивают Регулятивные - оценка собственной деятельности в достижении общей
группа для продуктивности? Свое мнение высказывает каждый Один говорит, остальные слушают Нет ссор и обид, все вежливы и добры друг к другу Активен каждый Продукт групповой работы готов. - Теперь оцените работу своей группы Обсуждение оценивания их презентацию работы по прил.3. Потом группа кратко характеризует свою работу. (по 1 баллу за активность) цели; Коммуникативные - умение вежливо и корректно оценивать работу одноклассников; Личностные - умение вежливого общения 8. Предметный итог урока Выполнили мы свою учебную задачу? - А наша гипотеза подтвердилась или нет? - Почему? - Теперь мы можем сказать: все, что мы знаем об Андерсене это точная информация. - Что помогло справиться с учебной задачей? - Итак, мы реализовали наш проект «Андерсен. Какой он?» За работу получаете отметку. Сколько баллов вы набрали? Максимально модно было набрать 14 баллов: 13-14 – «5», 9-12 – «4». Другие отметки за урок – исследование мы ставить не будем, так как мы только учимся проводить такую работу. - Урок закончен всем спасибо Да, нашли ответ на вопрос. Не полностью. Нельзя судить о человеке только по внешности. Работа по проекту. Личностные - уважительное отношение к человеку, ориентируясь на его дела и поступки
Приложение 1.
Сгруппируйте. Крылов Антон дядя Степа Доктор Чехов Сергей Моська Журналист Михалков Иван Каштанка Библиотекарь
Приложение 2.
Игра «Бабочка»
Учитель говорит полет бабочки. Когда бабочка садится на букву, учитель говорит: «Стоп!». Эту букву надо запомнить. Направо 1, вверх 1- стоп; вниз 1, направо 1 – стоп; вверх 2, влево 2 – стоп; направо 2 – стоп; вниз 2, налево 1 – стоп; вверх 1, вправо 1 – стоп; вверх 1 – стоп; налево 2, вниз 1 – стоп. АНДЕРСЕН
Приложение 3.
Интересная информация Доступно рассказывают Ответы на вопросы Группа 1 Группа 2
Приложение 4.
имя
Высказывал свое мнение Умеет слушать остальных Никого не обижал, был вежлив Активно работал или стал активнее работать в группе Участвовал в презентации работы Петя Маша Таня Витя
Приложение 5.
1 группа
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь. Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню… После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.
д
о
е
н
а
с
р
н
Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.
Подобные тексты подбираются всем группам. каждый текст должен раскрыть новую
черту личности автора
Русский язык. Тема: Виды разборов. Повторение.
Тип урока – урок отработки умений и рефлексии Цели урока: Образовательная: повторить виды разборов, продолжить работу над умением работать по алгоритму; Воспитательная: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение оказывать помощь однокласснику; Развивающая: развивать умение преодолевать затруднения, оценивать свои умения. Формируемые ууд: Личностные - понимание базовых национальных ценностей, принятие роли ученика; Регулятивные - целеполагание, оценивание собственной деятельности, придерживаться цели до ее достижения. Познавательные - анализ, умение составлять алгоритм. Коммуникативные - умение работать в группе, соблюдая правила Ход урока:
1.
Этап организационный
2.
Этап мобилизации
- Начнем с минуты каллиграфии. Пропишем имя нашего нового знакомого. Ганс Христиан Андерсен. - Теперь красиво запишем самых известных героев сказок Андерсена. Добрая девочка, спасшая птицу… Он погиб за свою любовь. Став прекрасным, он простил тех, кто над ним смеялся. - Почему мы не можем в этот ряд вписать Снежную королеву? - Какие человеческие качества присущи героям Андерсена? - Запишем верность, доброта. 3. Э
тап мотивации к коррекционной деятельности
- Составьте предложение о героях сказок Г.Х.Андерсена. Запишем. Героев Андерсена знают все дети. - Какое задание можете придумать для себя по этому предложению. (основа предложения, разбор по составу, звукобуквенный разбор – фиксация на доске.) Это синтаксический разбор, это морфемный разбор, это звукобуквенный разбор. - Значит тема урока? (Виды разборов) - И что мы будем делать? - Кто испытывает затруднения по этой теме? - Как нам преодолеть эти затруднения? - Результат любой работы лучше, если ест план действий. Давайте и мы спроектируем план преодоления затруднений (запись на доске) Определить затруднение; Повторить алгоритм Потренироваться Самостоятельно выполнить. «Продукт» - ваши качественные знания и умения - Вот наш проект работы. Начнем с первого пункта?
3.1. Актуализация. - Возьмите лист оценки умений и оцените столбик «Надеюсь». Как вы думаете, сможете ли вы найти грамматическую основу этого предложения? - Как вы думаете, сможете ли вы разобрать по составу слово девочкой? - Как вы думаете, сможете ли вы провести звукобуквенный разбор слова «очень»? 3.2. Пробное учебное действие - А теперь разберите. - Сравните свою работу с эталоном, плюсами оцениваем каждый шаг выполнения, за всю работу можете набрать 18 баллов. - Если не набрали 18 баллов, значит, есть затруднения. - По итогам разбора оцените второй столбик «могу». - Кто себя хорошо знает и результаты двух столбиков совпали?Кто себя переоценил, недооценил? 3.3. Локализация индивидуальных затруднений. - Просмотрите свой лист оценки и заполните 3 столбик как надо выполнять разборы. - Подумайте при каком виде разбора у вас большие затруднения. Выберете эту строку и столбик «хочу» - закрасьте цветом результата, который хотите получить. 3.4. Целеполагание. - Озвучьте свою личную учебную задачу.
4.Этап реализации проекта
-
Разделитесь на группы по характеру затруднений. - Получите задание и работайте по алгоритму. (
все задания даются по текстам автора)
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
6.Этап рефлексии учебной деятельности.
- Вспомните вашу учебную задачу. Кому удалось ее исправить? - Что помогло вам преодолеть затруднение? (реализация проекта) - Встаньте те, кому урок принес пользу. Вот вы ребята и есть «продукт» нашего проекта. Отметки: Синтаксический - 6 баллов – «5», 4 – 5 – «4» Морфемный - 12 - 15 баллов – «5», 9 – 11 баллов – «4» Звукобуквенный - 11 - 12 баллов – «5», 9 – 10 баллов – «4»
- Какие качества человека раскрыл перед нами Г.Х.Андерсен?
Результаты 1 года реализации долгосрочного проекта.
Воспитательные результаты. Процесс воспитания того или иного нравственного качества занимает довольно продолжительное время, поэтому ощутимые результаты ожидаются к концу реализации проекта, когда нынешние первоклассники станут выпускниками начальной школы. Для определения промежуточных результатов были использованы те же методики, что и в начале учебного года. Отмечена незначительная, но все-таки позитивная динамика формирования этических норм. Детей с неправильным представлением о морали стало меньше на 8 (2,5%), затруднения в общении испытывают 24 ученика, это на 10% лучше прежних результатов. Проведенная работа повысила сознательное отношение учеников к обучению. Общеучебные результаты. Формирование положительного отношения к чтению. Я не люблю читать Я могу читать только тогда, когда мне интересно Я считаю чтение ненужным занятием Читать я люблю У меня есть любимые авторы Чтение помогает хорошо учиться Я хочу стать хорошим читателем Да 42 205 22 170 124 175 187 Нет 170 - 187 40 94 34 21 Когда 10 5 11 12 2 11 12
как Количество учеников с положительным отношением к чтению увеличилось на 19 человек (9%), с отрицательным уменьшилось на 7 человек (3%). За этот год отличились и были награждены: творческие работы в рамках проекта «Читай и твори» - 95 учеников, защита творческих презентаций по творчеству писателей – 14, успехи в чтении «Наши надежды» - 42, активный участник проекта «Великолепный книгочей» - 36. Но главное то, что книга постепенно становится предметом долгого разговора, обсуждения, спора. Нашим общим достоянием, «валютой общения». Что, конечно, поднимает ее престиж в детских глазах. Кроме этого, в се финальные мероприятия по итогам этапов проводились в праздничной обстановке, это также способствовало повышению заинтересованности детей. Учителя отмечают существенное повышение качества чтения, явное расширение кругозора и изменение отношения к чтению.
Заключение.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и под - ростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам. Задача общеобразова - тельной школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оцени - вать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств лично - сти школьника. И этот проект п одтверждает закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро», при условии постоянной, требова - тельной, настойчивой учебы в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных осо - бенностей детей. Список литературы [1] Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. – 2006. – С. 191. [2] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд.М., 2010 [3] Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие / О.А. Шаталова; под ред. С.А. Болотовой. – М.: «Русское слово – учебник», 2012.
[4] Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этиче - ских категориях // Начальная школа, 2007, №9. [5] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2 [6] Краткий словарь по философии: 1982 [7] Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Просвящение,1976 [8] Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. [9] Учим успешному чтению.рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова - тельных учреждений / [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринёва и др.]. – М.: Просве - щение, 2011
В раздел начальное образование