Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мотивационное обеспечение учебной деятельности младших школьников"

статья

Автор: Новикова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ с УИОП №13", город Воронеж



В раздел начальное образование



Мотивационное обеспечение учебной деятельности остается сложной проблемой, т.к. требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка. Ведь заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, ч т о нужно усвоить детям, но и на то, к а к сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:  Содержание учебного материала  Характер и уровень учебно-познавательной деятельности  Отношение учителя с учащимися. Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет
содержание
учебного материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:  учитывать характер потребностей учащихся;  быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;  опираться на прошлые знания, нести новую информацию;  направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Такими приемами являются: 1. Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными способами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки. г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса. 2. Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление»
.
Поэтому, важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы. 4. Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы
коллективной
деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя. В своей деятельности учитель начальных классов должен не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно разделить на четыре группы: 
Эмоциональные
(создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание) 
Познавательные
(опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций) 
Волевые
(познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения ). 
Социальные
(создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка ) Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно- мотивационной сферы учащихся. Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.


В раздел начальное образование