Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Занимательная грамматика".

рабочая программа

Автор: Дремлюгина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ Лосевская СОШ№2, село Лосево Воронежская область



В раздел начальное образование




1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составленной на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012..) .Цель и задачи курса. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Курс состоит из 34 часов. 1 час в неделю.

Режим занятий:
Продолжительность занятий: 2 класс – 30 минут.
Виды деятельности
: игровая, познавательная. Система занятий по курсу «Занимательная грамматика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка;  формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
 создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;  способствовать развитию интереса к чтению.
Воспитывающий аспект
 воспитание системы межличностных отношений; Таким образом,
целью обучения языку
является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Занимательная грамматика»
 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.  Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.  Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Занимательная

грамматика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения курса «Занимательная грамматика» В результате изучения данного курса
во втором классе
обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать свое предположение (версию);  учиться работать по предложенному педагогом плану;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;  учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;  учиться распознавать литературные жанры. Коммуникативные УДД:  учиться выражать свои мысли;  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами
являются формирование следующих умений:  сравнивать слова по написанию и произношению;  определять разницу между звуком и буквой;  устанавливать общие признаки жанров;  находить языковые закономерности ;  определять последовательность работы над словом.
Содержание программы

Как обходились без письма. (3 часа)
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Как возникла наша письменность. . (3часа)
Появление в России письменности. Знакомить детей с жанрами письма и народного творчества. Записывание загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.
Выпускник научится:
 распознавать грамматические признаки слов;  с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
 проводить морфологический разбор имён существи тельных, имён прилагательных, глаголов по предложенно му в учебнике алгоритму; оценивать правильность про ведения морфологического разбора;  находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы
и, а, но,
частицу
не
при глаголах.
Опасные согласные..(6 часов)
Слова в которых живут опасные согласные. Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».
Выпускник научится:
 применять правила правописания (в объёме содержания курса);
 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;  безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;  проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;  подбирать примеры с определённой орфограммой;  при составлении собственных текстов перефразиро вать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Меня зовут Фонема.(2 часа)

Выпускник научится:
 распознавать грамматические признаки слов;  с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
 проводить морфологический разбор имён существи тельных, имён прилагательных, глаголов по предложенно му в учебнике алгоритму; оценивать правильность про ведения морфологического разбора;  находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы
и, а, но,
частицу
не
при глаголах.
Для всех ли фонем есть буквы(3 часа)

Выпускник научится:
 применять правила правописания (в объёме содержания курса);  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;  подбирать примеры с определённой орфограммой;

На сцене гласные (15 часов)

Выпускник научится:
 безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;  проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
 при составлении собственных текстов перефразиро вать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Тематическое планирование.
Занятие Тема Колич. часов Число 1
Как обходились без письма.-
Появление устной и письменной речи. - Как появился алфавит. - Появление букв ять, ижица. - Древние письмена. 3ч. 2
Как возникла наша письменность.
- Жили-были или тридесятое царство. - Попробуем написать сказку. - Какие слова нам больше нужны? 3 ч. 3
Опасные согласные..
- Нарисуй мне письмо. - Какая бывает речь? - Где рождается речь? - Откуда разные языки? - Языки живые и мертвые. - Кто такой полиглот? 6 ч. 4
Меня зовут Фонема.
- Ошибкоопасные места. - Тайна фонемы. - Опасные согласные. - На сцене гласные. - Фонемы повелевают буквами. 2 ч. 5
Для всех ли фонем есть буквы.-
Строительная работа морфем. - Где хранятся слова? - Жизнь слова. - Палиндромы - слова. 3ч.
- Слова – «родственники». - Не лезьте за словом в карман. 6
На сцене гласные.
15ч.
Итого:
34 ч.

Литература
1.Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012 2 ПрограммаВ. П. Канакиной «Русский язык». М.: Просвещение, 2012 1. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 2. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 4. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 5. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. 6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 7. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 8. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 9. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 10. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 11. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. 12. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 13. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


В раздел начальное образование