Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Внеурочная деятельность в начальной школе"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса "Калейдоскоп натуралиста"

Автор: Чернова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, Суворовская начальная школа, город Суворов, Тульская область



В раздел начальное образование




Пояснительная записка
Программа кружка общеинтеллектуального направления «Калейдоскоп натуралиста » составлена

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарт второго поколения), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся ГОУ ТО “Суворовская начальная школа”, Программа кружка “Калейдоскоп натуралиста” предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часов. Программа кружка «Калейдоскоп натуралиста » строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала и формы проведения занятий позволяют расширять знания, полученные на уроках, обеспечивают возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Цель:
расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
-расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в курсе предмета ”Окружающий мир”, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; - расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды; - развитие познавательного интереса учащихся к природе; - воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Программа кружка “Калейдоскоп натуралиста” предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 1 год обучения в объеме , 34 часов. Программа строится на основе следующих принципов: - целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; - междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; - взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; - соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа предусматривает следующие формы
контроля
: проект, реферат, стенгазета, альбом, памятка, презентация. Программа направлена на достижение учащимися следующих результатов:
Личностные ууд
- готовность и способность к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к природе; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; - установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Коммуникативные ууд
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - договариваться о распределении функций в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - определять общую цель и пути её достижения; - проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные
- формулировать и удерживать познавательную задачу; - составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; - сбор, обработка и передача информации различными способами; - классификация по заданным критериям; - установление аналогий и причинно – следственных связей; - осуществлять рефлексию способов и условий действий; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - презентовать полученную информацию с помощью ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
Предметные
- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Тематическое планирование изучаемого материала № п/ п Название раздела Количество часов 1.
“Окружающий мир”
20 2
«Наше здоровье»
14 Итого: 34

Календарно



тематическое

планирование

внеурочной



деятельности



в

рамках



кружка



Калейдоскоп

натуралиста


№ Тема занятия Цели и задачи Планируемые результаты Универсальные учебные действия 1
1 раздел «Окружающий

мир» - 20ч.
Эти удивительные растения. Расширять знания детей о многообразии растений, знакомить с редкими растениями Земли, прививать бережное отношение к ним Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Формулировать и удерживать познавательную задачу; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения 2 Эти удивительные растения. Презентация ”Редкие растения нашего края”. Викторина. Расширять знания о многообразии растений, знакомить с редкими растениями Тульского края, развивать познавательный интерес Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие; 3 “Лесная аптека”. Презентация. Викторина. Расширять знания о лекарственных растениях родного края, их лечебных свойствах и использовании в народной медицине, прививать бережное отношение к ним. Научатся различать лекарственные растения, узнают об их свойствах. Формулировать и удерживать познавательную задачу; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения 4 Лесная аптека. Защита проектов. Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией Научатся различать лекарственные растения, узнают об их свойствах . Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие 5. 4 октября – всемирный день животных. Проект – фотовыставка “Животные и мы”. Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией 6. Театрализованная игра ”Карнавал цветов”. Развивать эмоционально – чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры, формировать позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром, развивать творческие способности учащихся. Научатся различать цветы по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; Рассказывать о цветах, их роли в жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 7. Экологическая акция “Зелёный листок”. Познакомить с правилами посадки комнатных растений, условиями их содержания. прививать бережное отношение к комнатным растениям. Научатся сажать комнатные растения, ухаживать за комнатными растениями класса Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность при решении познавательных задач
8. Игра ”В лес за грибами”. Расширить и углубить представления учащихся о царстве грибов, научить распознавать грибы съедобные и несъедобные, формировать позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром. Научатся распознавать грибы, различать грибы съедобные и несъедобные. Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 9. Грибы. Исследование свойств Расширить представления учащихся о свойствах грибов, развивать умения и навыки практической экологически ориентированной деятельности. извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием занятия 10. “Интересное о грибах”. Защита проектов. Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией Уметь извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
11 Защита проектов ”Осенние фантазии”. (поделки из природного материала) Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией 12 “Природные барометры”. Презентация. Познакомить учащихся с приметами, связанными с погодой, учить быть внимательными к окружающему миру, устанавливать экологические связи. Уметь извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. 13 Экологическая игра ”Целебное лукошко”. Обобщить знания учащихся о лекарственных растениях родного края. Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией Формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения 14 Экологическая игра ”Эти забавные животные” Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, животному миру Знать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Формулировать и удерживать познавательную задачу; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения 15 Инсценировка экологической сказки” Сказ про то, как Вовка живую воду искал” Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Научатся объяснять влияние человека на природу; узнают о роли воды в природе и извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения. Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 16 Вода – источник жизни. Защита проектов. Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Расширят представления о роли воды в природе, её значении для человека, научатся объяснять влияние человека на природу; 17 Мусор: что с ним делать? Дискуссия. Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете, какую угрозу Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и
представляет мусор, прививать навыки природоохранного поведения. информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 18 Красная книга природы. Презентация. Познакомить с растениями и животными, которые находятся на грани исчезновения; со способами охраны природы; прививать навыки природоохранного поведения. Расширят знания об охраняемых растениях и животных; больше узнают о способах охраны природы. Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения 19 “Ты сбереги их”. Защита творческих проектов. Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией Расширят знания об охраняемых растениях и животных; больше узнают о способах охраны природы .Научатся самостоятельно выбирать тему проекта; отбирать нужную информацию из дополнительных источников; оформлять и представлять проект перед аудиторией; адекватно
оценивать свои достижения 20 Акция ”Каждой пичужке кормушка”. Объяснить детям значение акции развешивания кормушек во дворе школы, прививать навыки природоохранного поведения. 21 Конкурс ”Экологическое ассорти”. В игровой форме обобщить и расширить природоведческие знания учащихся, развивать эмоционально – чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры. Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием занятия 22 Глобальные экологические проблемы Земли. Дискуссия. Познакомить детей с глобальными экологическими проблемами Земли; обсудить причины этих проблем; постараться найти пути решения последствий Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения 23 Глобальные экологические проблемы земли. Защита проектов. Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией 24 Экологическая игра ”Птичий КВН”. В игровой форме обобщить и расширить знания учащихся о птицах, развивать эмоционально – Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из
чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения. 25 Экологическая акция ”Прилетайте, мы вас ждём”. Объяснить детям значение акции развешивания скворечников в сквере, прививать навыки природоохранного поведения. Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения. 26
2раздел «Наше здоровье»
Азбука здоровья. Расширить знания детей правилах здорового образа жизни, развивать познавательный интерес Узнают, какие правила жизни позволяют поддерживать здоровье в отличном состоянии, Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 27 Слово о вкусной и полезной пище. Расширить знания детей о полезных для организма продуктах и блюдах из них, помочь понять важность правильного Узнают правила правильного питания, важность соблюдения режима питания, составят памятку о Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей
питания. правильном питании действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач 28 Защита проектов” Слово о вкусной и полезной пище”. Подготовить творческие проекты по выбору; презентовать их перед аудиторией 29 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Расширить знания учащихся о тренировке защитных сил организма, к которым относится закаливание, культурой и традициями Узнают правилах закаливания, обучатся простейшим приёмам проведения закаливающих процедур. Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам; 30 На зарядку – становись! Расширить знания Познакомятся с Формулировать и
учащихся о значении ежедневных физических тренировок, познакомить с комплексами упражнений для утренней зарядки комплексами утренней зарядки, получат возможность для практического применения полученных знаний. удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 31 Важно не забыть о гигиене. Расширить знания детей о важности соблюдения правил личной гигиены Познакомятся с правилами гигиены, узнают, что 15 октября – Всемирный день мытья рук. Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 32 Скажем НЕТ вредным привычкам. Рассказать детям о вреде потребления алкоголя, курения, прививать навыки здорового образа жизни. Научатся понимать , какой вред приносят организму алкоголь и курение, самостоятельно отбирать нужную информацию из дополнительных источников. Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам 33 Игра – тренинг “Будем делать хорошо и не будем плохо”. Повторить и обобщить в процессе игры правила здорового образа жизни. Расширят знания о правилах здорового образа жизни, Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок 34 “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”. Защита проектов. Разъяснить детям, почему необходимо соблюдать правила здорового образа жизни. Научатся объяснять влияние на здоровье человека правил здорового образа жизни, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний на изучаемую тему. Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач

Список литературы
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2 Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.


В раздел начальное образование