"Якутские национальные игры"
проект
Автор: Винокурова Анастасия Иннокентьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Жабыльская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Петрова", Республика Саха Якутия Мегино-Кангаласский район с. Норагана
В раздел начальное образование
Тема – «Якутские настольные игры»
Ф.И.О. учителя – Винокурова Анастасия Иннокентьевна Должность – учитель начальных классов Пед.стаж – 2 года
Актуальность
данной работы определяется важной ролью этноспорта в культуре народа Саха, в сохранении самобытности нации. В наше время компьютерные игры, сотовые телефоны глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что очень много школьников сейчас проводит большое время за компьютером и не все знают, как воздействие компьютера может отразиться на наше здоровье!
Цель работы
: раскрыть тему: «Этноспорт: якутские настольные игры - часть культуры народа Саха».
Гипотеза:
я считаю, что если привлечь детей в национальные настольные игры, то у них будет развиваться смекалка, логика, быстрота и мышление.
Задачи
: 1. Изучить историю и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр. 2. Ознакомиться с правилами якутских настольных игр «хабылык» и «хаамыска». В 2016-2017 учебном году в 3 классе разработала проект «Якутские настольные игры». Проект будет работать в течение года. Каждую четверть планируем провести внеклассные занятия. В конце года планируем провести соревнование по якутским настольным играм. В свободное время учащиеся будут играть в эти игры. У половины класса есть свой «хабылык» и «хаамыска». У учащихся есть интерес. Есть учащиеся, которые уже хорошо играют.
Якутские настольные игры
Наверное, нет ни одного человека, который не попадал бы в неприятную ситуацию: пришли с друзьями домой в надежде провести время, посмотреть кино, или посидеть за компьютером, а дома, как назло, отключили свет. Вечер испорчен. На самом деле выходов из сложившейся ситуации очень много! Один из них – настольные игры. Эти игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих. Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания (например, основы экономики), ловкость, быстроту. И таких игр великое множество. История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр есть мнение, что их история была общей. Так, Дэвид
Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют общие корни. Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты. С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга. В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта. Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д.Я.Федотов, А.К.Чириков, М.В.Павлова, Н.В.Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И.Донской, Н.К.Терентьев, М.М.Петров, К.М.Алексеева. Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах. Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им. В. Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города, районов, сел тоже активно включаются в пропаганду этих игр. Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи. В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по
якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и хаамыска.
«Лучинка (хабылык)» - якутская игра
Самой древней игрой является
хабылык
. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты
Хабылык
– якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени. Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап» - хватать. Схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В «Словаре якутского языка» О.К.Перкарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе. Итак, название национальной игры хабылык представляет собой исконно якутское (тюрское) слово, обозначающее: 1) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания; 2) игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки. «Хап» - корень слова «лови», «лык» - приложение, «ы» - соединение. Все звери, птицы путем ловли добывают пропитание. Человек учится у матушки - природы. Он тоже научился «ловить».
Правила якутской настольной игры в хабылык (в лучинки)
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.
Инвентарь и место проведения соревнований
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.
Размеры хабылык:
длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм. Количество хабылык — 30 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет хабылык). 2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе хабылык по пять штук. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд. 3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь хабылык. 4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты. 5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры. 6. Если участник допустил ошибку при ловле, то судья указывает и не засчитывает пойманный хабылык. 7. Если участник выронил хабылык, то сам должен его поднять. 8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру. 9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве пойманных хабылык в соответствующей графе судейского протокола. 10. Если участник поймал все 30 хабылык раньше окончания отпущенного времени, то судья-хронометрист фиксирует, а секретарь отмечает в протоколе время, затраченное на игру. 11. Победитель определяется по наименьшему количеству времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык. 12. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.
Игра «пятью камешками» - хаамыска
В XVI I веке появилась игра под названием
хаамыска (камешки).
Игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Эта игра имела межнациональные корни. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею.
Правила якутской настольной игры хаамыска (камешки)
Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них. 1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную. 2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную. 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот. 4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной. 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
Правила соревнований по якутской игре хаамыска
Инвентарь и место проведения соревнования
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются кубики, которые изготавливаются из дерева. Размеры хаамыска — 1,5 см х 1,5 см. Количество хаамыска — 5 штук. Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
Правила судейства
Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет игры хаамыска).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе пять хаамыска. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд. 3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь все хаамыска. 4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты. 5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры. 6. Если участник допустил ошибку, то игру он продолжает с того приема, который не смог выполнить. 7. Во время подхвата нельзя ронять хаамыска. Если участник выронил хаа-мыска, то сам должен его поднять. 8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру. 9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве очков в соответствующей графе судейского протокола. Если участник пройдет все 6 этапов игры хаамыска, то получает 5 очков. Если участник за 2 минуты повторит все 6 этапов три раза и ошибется на пятом этапе, то записывается так: 15/ 4. 10. Победитель определяется по наибольшему количеству очков.
В раздел начальное образование