"Организация проектной деятельности младших школьников"
методическая разработка
Автор: Ильинова Александра Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова, с. Чурапча, Чурапчинкий улус, Республики Саха (Якутия)
В раздел начальное образование
Организация проектной деятельности младших школьников.
Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Воплощению этой идеи помогает метод проектов, направленный на формирование творческой личности и развитие познавательной активности. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект». Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий, это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели. В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс. Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле, дифференцированно подходить к обучению и воспитанию ребят. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: 1. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, обилие информации не приводит к системности знаний; 2. Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний; 3. Ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни. Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели;
- выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов. Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. В связи с этим я определила следующие цели и задачи: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии; способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, умения творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; выявить организаторские способности детей, развитие их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности; Поддержать тесный контакт с родителями, взаимодействовать с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений. Выделяю три направления проектной деятельности: Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах: – индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.; – работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок. Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к
работе сразу несколько детей. Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, школьные олимпиады. Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов. Этапы выполнения проекта: 1. Начинание (определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп) 2. Планирование – анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идей, планы. 3. Принятие решений – «мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. 4. Работа по выполнению проекта 5. Проверка и оценка результатов – анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач. 6. Защита проекта – коллективный анализ деятельности. При выполнении обучающимися проектов качественно меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Обучающиеся являются активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им учиться работать в команде, сотрудничать в коллективе. Развивает коммуникативные качества. В ходе решения проектных задач у младших школьников формируются следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; увидеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (предъявлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно точки зрения других).
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся, необходимо: 1. Провести подготовительную работу (введение в тему урока, постановка цели урока, совместное планирование выполнения задания, групповые работы на уроке, ролевые распределения работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия). 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Обеспечить мотивацию. 4. Внимательно относиться к выбору основного вопроса проекта. 5. Создавать группу не более 5 человек. 6. Учитывать возможность учебных предметов . 7. Учесть и избежать «подводных» камней. 8. Опасности: сделать многое за детей. Найти идею – самое главное и самое трудное; не превратить проект в реферат; переоценка результата проекта и недооценка его процесса. В начальной школе 1-4 классы проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Включать школьников в проектную деятельность постепенно начинаем с первого класса. Возможны не только групповые, но и индивидуальные проекты. Сначала это могут быть творческие проекты: рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.п. Постепенно уровень выполнения работы заметно повышается. Однако уровень выполнения проекта может быть разным у детей. В первом классе мы работали над двумя большими проектами «Кто я?», «Мое хобби». В работу активно включились и родители. Проекты были разными, были презентационные работы, рисунки, фотоколлажи, поделки. В результате в первом классе снижается тревожность, быстрее проходит адаптация школьников. В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, поэтому проектная деятельность способствует социализации личности, формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию. Хочется заметить проект «Мое село – моя гордость», проведенный в третьем
классе. В четвертом классе мы должны принять участие на НПК разных уровней, темы определены, ребята с интересом вовлечены в свои проекты. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские поисковые и прочие методики.
Ожидаемые результаты
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
В раздел начальное образование