Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Активное использование инновационных технологий, разработка уроков с применением ЦОР и ИКТ"

статья

Автор: Скателова Светлана Зиновьевна, учитель начальных классов, МОУ "Рыбачьевская школа", Рыбачье



В раздел начальное образование




«Активное использование инновационных технологий ; разработка уроков с применением ЦОР и ИКТ» Доклад подготовила учитель начальных классов Скателова С.З. с.Рыбачье , 2016 г. В настоящее время школа работает в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что
развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно- познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Развитие обобщенных компьютерных умений в сочетании с предметными знаниями в конкретных областях составляют основу компетентостного подхода, узловым понятием которого являются ключевые компетенции.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
-экономия времени на уроке; -глубина погружения в материал; -повышенная мотивация обучения; -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; -привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
-ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; -ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; -ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; -ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. -делает занятия интересными и развивает мотивацию. -учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют
наглядно-образное мышление
, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - овладевать практическими способами работы с информацией; - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря, но и качеству усвоения материала. Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов. · Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать. · Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять) · Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением. · Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок. · Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение. · Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ) Для эффективности проведения урока, я использую электронные энциклопедические словари и Интернет-ресурсы. Интересна работа с использованием программы PowerPoint. Благодаря ей я самостоятельно разрабатываю презентации к урокам. Использование данной программы приводит к ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, возбуждает интерес к предмету, расширяет кругозор, повышает производительность труда учителя и
учащихся на уроке. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. При
объяснении нового материала
на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео- экскурсии), проектируя их на экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. На
уроках обобщения и повторения
целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы. Они помогают систематизировать изученный материал. Возможно их использование и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать делать выводы и обобщения, схематично представлять учебный материал. На этапах
повторения и закрепления
материала я использую электронные приложения к учебникам, рекомендованные стандартами ФГОС. Использование электронных приложений помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Следовательно, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на важных вопросах по теме, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется иной тип учебной рациональности, дающей возможность усваивать большой учебный материал в короткое время. На уроках ребята учатся создавать тематические презентации с использованием таблиц, схем, алгоритмов действий, составляют тесты, дидактический материал. Таким образом, подобная деятельность повышает интерес к предмету, и, как следствие, благодаря этому повышается качество образования.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно – коммуникационной компетенции.


В раздел начальное образование