"Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования"
Доклад
Автор: Войтке Тамара Викторовна, заместитель директора, МБОУ СОШ № 2, п. Чегдомын, Хабаровский край
В раздел начальное образование
Доклад
«Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ
в общеобразовательной школе в условиях
инклюзивного образования»
Подготовила
заместитель директора
МБОУ СОШ №2, п.Чегдомын
Войтке Т.В.
2016 год
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Тем не менее в современных нормативно-правовых документах отмечено, что образовательные учреждения (ОУ) должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования. Инклюзивное, или «включенное», образование – термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и детских садах общего типа. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Кто же такой ребенок с ОВЗ? Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, тьюторского сопровождения.
Тьюторство
– практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).
Цели и задачи в работе тьютора
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач. 1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. 2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. 3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и подопечный:
тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не
был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учитель (учителя) класса:
тьютор обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети:
тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители:
тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе. Ребенок с ОВЗ и учитель Для этого тьютор: Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. Ребенок с ОВЗ и тьютор Для этого тьютор: Ребенок выполняет рекомендации тьютора следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить
задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. Ребенок с ОВЗ и другие ученики Для этого тьютор: Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». Ребенок с ОВЗ и родители Для этого тьютор: Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей
документации:
Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
Дневник наблюдений за ребенком. Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.
Содержание и специфика деятельности тьютора
Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе: - спецификой нарушений развития ребёнка; - уровнем его активности; - степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики; - степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования; - степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей; - уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Успешность тьюторской деятельности
зависит от многих факторов: - психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними; - наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров; - наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. Библиографический список
1. И. В. Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы/под ред. М.Л.Семенович. – М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. 2. Е. В. Кузьмина Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013. 3. С. Б. Мухина. Роль ИКТ в дистанционном обучении, тьюторстве (перспективы использования в дошкольном образовании). Режим доступа: ito.edu, 2011 4. И.В. Карпенкова «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010 5. М. И. Сартан «О развитии системы психолого-педагогической медико- социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования». 6. В.Р. Соколова «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9. 7. В.В. Юнина «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009 8. Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4: 9. «Инклюзивное образование» выпуск 1 10. «Инклюзивное образование» выпуск 2 – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010
В раздел начальное образование