Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Древнерусская культура"

конспект урока, окружающий мир, 3 класс

Автор: Кульметьева Лариса Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №6, Ноябрьск, ЯНАО



В раздел начальное образование




Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "Древнерусская

культура"
( Система Л.В. Занкова «Мы и окружающий мир», 3 класс, авторы учебника Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) Составитель: Кульметьева Лариса Юрьевна
Цель:
1) познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, народное творчество, прикладное искусство); раскрыть особенности древнерусской культуры; 2) развивать творческие способности детей, речь через создание журнал «Древнерусская культура»; 3) воспитывать любовь к родной стране, ее культуре; 4) постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха.
Тип урока:
объяснение нового материала.
Оборудование:
выставка книг «Былины», слайды с изображением строений с древнейших времен, иллюстрация ярмарки, иллюстрации с изображением памятников древнерусской культуры, запись музыки «Праздничный звон колоколов», применение ИКТ. (Дети дома самостоятельно готовят сообщения с иллюстрациями по рубрикам. – Заготовка для журнала).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! К какому уроку вы приготовились? Дежурные запишите на доске погоду на сегодня.
-
Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы будем продолжать изучать историю становления нашего государства. Дети записывают: температуру воздуха, облачность, осадки, направление ветра.
(Ученица читает отрывок)
Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны! Н. Кончаловская
II.

Актуализация знаний

.
- Нужно ли нам знать прошлое нашей страны?
(Это нам необходимо, так как это

история нашей Родины, наших предков,

имена тех людей, которые оставили

значительный след в становлении нашего

государства.)
Работа по карте. Сравнение карты России 21 века с картой «Русь 9-
- Где селились первые славянские племена? - Территория первого Русского государства была больше или меньше современной территории России? - Кто стоял во главе первого русского государства? (Князь). - Назовите имена первых русских князей.
( Рюрик, Олег, Игорь, Святослав,

Владимир, Ярослав.)
- Какое историческое событие произошло в 988году?
(Крещение Руси)

- Князья поддерживали порядок внутри

страны, заботились о ее безопасности,

укрепляли Русь. Во время правления князя

Владимира Красное Солнышко русское

государство стало могучим, сильным и

грозным.
10 веков».
(Слайд 1, 2)
На доске вывешиваются таблички с именами князей в хронологической последовательности.
(Приложение 1)

III.

Изучение нового материала

1. Развитие древнерусской культуры
- В это время стала развиваться древнерусская культура. -Расскажите, как вы готовились к сегодняшнему уроку? -Кто сможет сформулировать тему урока? - Что такое культура? - Как своими словами можно дать определение? - Что мы на уроке должны узнать? -Может вы поможете мне составит план урока? - Какова будет наша цель урока? - Что значит духовная культура? - Объясните, что значит материальная
Работа с толковым словарём.

Культура -
совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом.
Культура
- все достижения человечества, всё то полезное или красивое, что было создано человеком , а не природой. Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком. (Мы узнаем, что такое древнерусская культура и как она развивалась).
(Слайд 3,4,5)

культура? - Чем отличается духовная культура от материальной?
Учитель. Звонят по России колокола. Русь-

матушка! Сколько глубины в тебе и

духовности! Сила твоя в традициях, в

культуре твоей древней и в истоках твоих

христианских.

План.
1) Древнерусское зодчество. 2) Прикладное искусство. 3) Устное народное творчество.
(Приложение 2)

(Колокольный звон)

1 группа. Древнерусское зодчество.

(рубрика I)
- Укреплённое место, поселение ремесленников и торговцев. Первый пункт плана – Древнерусское зодчество. Подберите синоним к слову
зодчество.

-
Что такое архитектура? - В каком климатическом поясе появилось первое государство? - Каковы были природные условия? - Какой материал использовался для строительства? Какими были первые постройки? Какими они стали в 9-10 веке можете прочитать в учебнике.
- Работа по учебнику стр.14-15 (2-3

абзацы)
А таковы были постройки боярского дома. Дворы строились как крепости. Как вы думаете, почему? - Почему были как крепости? (Набеги кочевников) Уже начиная с X века, в городах стали появляться первые каменные соборы. На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением. Закройте глаза и представьте. Небольшое озеро, вокруг заливные луга, в Город.
Архитектура
– искусство строить и украшать здания. Помощь на странице 140- 141(Умеренный пояс) -Дерево. Самостоятельное чтение отрывка.
(Слайд 6-13)

спокойной воде отражается сверкающий белизной одноглавый храм. Выглядит он лёгким, воздушным, словно не из камня сделан, а из белых кружев соткан. - Кто такие зодчие?
Сообщения детей.

2 группа. Прикладное искусство.

(рубрика II)
Стихотворение И. Токмаковой «Ярмарка». - Что такое ярмарка? -Чем торговали? -Как звали зазывал на ярмарке? - Какие могли быть ремесла? - Найдите на слайде ремесленников. Расскажите, каким искусством они владеют?
(Скорняки, гончары, кузнецы).
Все старинные ремесла сохранились в названиях улиц. В Москве есть Лучников переулок, Скатертный переулок, Кожевники. - Объясните, с какими ремеслами связаны эти названия?
Объясните смысл пословицы «Золотым

рукам цены нет» (В старину все вещи

делали своими руками: дома, обувь, посуду,

музыкальные инструменты, печи…)

Сообщения детей.
Читает наизусть ученица «Ярмарка Ярмарка, ярмарка, Огневая, яркая, Плясовая, жаркая. Глянешь налево – Лавки с товаром. Глянешь направо – Веселье даром».
(Слайд 14-17)

3 группа. Устное народное творчество.

(рубрика Ш)
С каким литературным жанром мы сейчас работали? - Почему жанр так называется? - Приведите примеры устного народного творчества. - Чтение стать учебника стр.17-18 -Какими чертами народ наделил русских богатырей?
Сообщения детей.
- Русские люди старались отразить в песнях все самые важные события истории. С Устное народное творчество. - Передаётся из уст в уста на протяжении веков. - Сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки, песни… Репродукция В. Васнецова «Богатыри».
(Слайд 18)

глубокой древности передавались из уст в уста сказания о защитниках русской земли – богатырях. Былины передавались на протяжении 800 лет, прежде чем их стали записывать.
Игра: «Я начну, а ты продолжи»

*Дело мастера… боится.

*Долог день до вечера… коли делать

нечего.

*Грамотей не тот, кто читать умеет, … а

кто слушает да разумеет.
Соберите из карточек пословицу.
*Испокон века книга растит человека.
- Объясните смысл пословиц. - На следующем уроке мы будем говорить о сборниках вечной мудрости – о книгах, библиотеках, первых учениках и учителях Древней Руси. Собирают пословицу из карточек.
(Приложение 3)

IV.

Итог урока:

- Составьте журнал по группам.

Соедините листы пользуясь дыроколом.

Какой материал подобрала группа? Чей

рассказ показался наиболее интересным?

Для чего создали этот журнал?
-Что интересного узнали на уроке? Чему учит нас урок? Представляют свои рубрики. Соединяют рубрики в журнал.
(Приложение 4, 5)

V.

Д/З
Подберите материал о духовной и материальной культуре древних русичей. Продолжим оформлять журнал. По желанию дополните любую рубрику.
(Слайд 19)


В раздел начальное образование