Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Вода-растворитель" 2 класс

методическая разработка

Автор: Сабаева Людмила Фёдоровна, учитель начальных классов, МБОУ МО г.Нягань "НОШ № 11", город Нягань ХМАО-Югры



В раздел начальное образование




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ Г.НЯГАНЬ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

Урок по предмету «Окружающий мир»
Разработан учителем начальных классов Сабаевой Людмилой Фёдоровной
Тема
:
«Вода – растворитель»

Цель урока:
формирование у детей представления о воде как растворителе
Задачи:
- проверить свойство воды растворять разные вещества; -расширять кругозор учащихся; - развивать наблюдательность; - прививать навыки гигиены.
Оборудование:
пробирки, стаканы, вещества для опытов (соль, сахар, речной песок, марганец, активированный уголь, вишнёвый сок, сода, лимонная кислота, мел, крупа), карточки – таблицы (для заполнения результатов опытов), карты самооценки.
Ход урока:

1.
Организационный момент.
2.
Повторение материала прошлого урока. -Начнём урок с
интеллектуальной разминки.
Отгадайте загадки: а) Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) б) Без крыльев – летит, без ног – бежит, Без паруса – плывёт. (Облако) в) В белом бархате деревья, и заборы и дома, А как ветер нападёт – этот бархат опадёт. (Иней) г) Летит сова по синему небу, крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча) д) Одеяло белое, не руками сделано, не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.(Снег) е) Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки) ж) В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд) з) Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной, прячет хвостик голубой. (Ручей) (На доске постепенно открываются таблички с отгадками.) Сосулька, облако, иней, туча, снег, снежинки, лёд, ручей, дождь. -Что объединяет эти понятия? (Все содержит воду) - На какие три группы можно их разделить? (Три состояния воды) -Обозначьте их условными знаками. (Рисунки-схемы расположения молекул) Твёрдое жидкое газообразное Сосулька ручей облако иней дождь туча снег снежинка -После такой интеллектуальной разминки вы теперь, я думаю, поможете мне объяснить вот такое удивительное явление: «Однажды, в одной африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И этой страной была наша Россия».
-Как бы вы объяснили этот факт? Как это получается, что мы почти полгода ходим по воде? (Мы ходим по снегу, а снег это одно из состояний воды.) -Сегодня на ваших картах-самооценки три капли. Первая капля – как я усвоил материал прошлых уроков по теме «Три состояния воды». Оцените, пожалуйста, себя. /зелёный цвет-«отлично, готов идти дальше», жёлтый – «чувствую «пробелы», надо кое-что повторить», красный –«необходима помощь»/
3.
-Мы продолжаем разговор о воде, о её свойствах. -Представьте такую ситуацию, вы рассыпали сахар на землю. Собрали его вместе с песком и мусором. Как очистить сахар? -Можете вы сейчас ответить на этот вопрос? (нет) -Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы с вами отправимся в научную лабораторию. /До начала урока учащиеся разделились на 5 групп/ В нашей лаборатории работает сегодня 5 исследовательских групп. В каждой из них вы выбираете своего научного руководителя и лаборанта-секретаря, который будет вести запись ваших наблюдений. Цель первой серии опытов, проводимых вами, проверить свойства воды растворять разные вещества.
4.Опыт 1
. Насыпьте соль (сахар) в пробирку с водой. Размешайте. Что произошло? Обсудите. Запишите результат наблюдения. -Какой можно сделать вывод? (соль растворилась, вода не изменила цвет, стала солёной…)
Опыт 2.
Налейте вишнёвый сок в пробирку с водой. Размешайте. Запишите результат наблюдения. Вывод. (вода изменила цвет…)
Опыт 3.
Насыпьте речной песок в стакан с водой. Размешайте. Запишите результат наблюдения. Вывод. (песок не растворился в воде, но вода стала мутной…)
Опыт 4.
Провести те же наблюдения с различными веществами. Каждая группа выбирает свои материалы для исследования (крупа, сода, лимонная кислота, активированный уголь, марганец, мел). -Итак, мы провели серию опытов, наблюдая как вода растворяет разные вещества. Сейчас группа консультантов (научные руководители ваших групп) соберут таблицы с результатами опытов и попытаются сделать сводную таблицу. Для остальных ребят
физкультминутка «Вода – не вода».
Игра требует внимания. Я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, вы должны встать, поднять руки вверх. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде – руки в стороны, присели. Если предмет или явление не имеют никакого отношения к воде – хлопаете в ладоши.( Озеро, рыбка, река, облако, корабль, поезд, пустыня, ливень, стекло, айсберг, океан, гора, льдинка, лодка, сок, пар, песок. стол).
Слово консультантам. Вывод
:(по сводной таблице) Соль, сахар, марганец, сода, лимонная кислота, сок – растворились в воде; Песок, мел, крупа – не растворились в воде. Вода растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет. (На доске появляется запись: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются) -Какова была цель первой серии опытов? (доказать, что вода может растворять вещества…)
Оцените
себя в работе группы, раскрасив вторую каплю в карте-самооценки. -Может быть кто-то уже готов ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
(Если кто-то из детей найдёт ответ, то следующей серией опытов мы будем искать подтверждение его ответу, если ответ пока не сформулирован, будем искать ответ через следующую серию опытов.)
5
.-Начинаем вторую серию опытов. В каждой группе есть карточка с заданием. Прочитайте . /Пропустить воду с песком и раствор воды с соком через воронку с фильтром/. Есть ли слово, значение которого вам непонятно? (фильтр) /Если дети не могут грамотно объяснить значение этого слова, можно обратиться к словарю/ /«Фильтр»-прибор, устройство или сооружение, для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.
«
Фильтрация»- просачивание, естественное процеживание жидкостей, газов через пористые вещества.
-
Сформулируйте цель этой работы.
( Очистить воду от примесей).
Для опыта нам понадобятся чистые пробирки, воронка, фильтры. Опыт №1 – Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром. Запишите, что наблюдаете, вывод. Опыт №2 – Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром. Запишите, что наблюдаете, вывод. (Обобщаем выводы, сделанные в группах, общий вывод записывается на доске: Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.) Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, как очистить сахар от мусора? (Собрать сахар вместе с мусором, растворить в воде. Сахар растворится, а мусор нет. Затем пропустить всё через фильтр. Вода с сахаром пройдёт сквозь фильтр, а мусор останется.) Какое свойство воды помогло нам решить этот вопрос? (Свойство воды-растворителя) Полностью ли мы решили поставленный в начале урока вопрос? (нет – мы получили бы раствор воды с сахаром, а не чистый сахар) Как вы думаете, какой должен быть следующий шаг в превращении сахарного сиропа в сахар? Какое свойство воды необходимо использовать в следующем опыте? (вода должна испариться под воздействием тепла) /если дети не смогут найти ответ, это задание даётся им на дом/ Задание для самых любознательных: дома повторите этот опыт, вывод запишите в тетради; попробуйте найти ответ на нерешённый вопрос
6.
Сегодня на уроке вы работали в исследовательской группе. Насколько слаженной и эффективной получилась ваша работа?
Оцените
работу своей группы, раскрасив третью каплю в карте-самооценки.
7.
–Кто знает, что такое гигиена?
«Гигиена»
- раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья; мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. -Ребята, а кто догадается, какая связь может быть между этой наукой и темой сегодняшнего урока? -Какое же свойство воды использует человек в гигиенических целях? (демонстрация этого свойства) Спасибо за урок!


В раздел начальное образование