Урок - НИЛ "Свойства известняка и гранита"
методическая разработка
Автор: Сабаева Людмила Фёдоровна, учитель начальных классов, МБОУ МО г.Нягань "НОШ № 11", город Нягань ХМАО-Югры
В раздел начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 11»
Предмет:
окружающий мир
Форма проведения:
урок-НИЛ /научно-исследовательская лаборатория/
Класс:
4-б
Программа:
развивающее обучение Л.В.Занкова
Учитель:
Сабаева Людмила Фёдоровна
Тема: Свойства гранита и известняка.
Цель:
формирование начальных представлений о горных породах; выявление свойств гранита и известняка
Оборудование:
Портрет М.В.Ломоносова, образцы известняка и гранита, лупы, микроскоп, пластинки для царапанья, таблицы для заполнения результатов исследования, энциклопедии, справочники.
Ход урока:
1.Сообщение темы урока.
На прошлых уроках мы выяснили, что царь Пётр I большое внимание уделял развитию российской науки. -Что вы знаете о том, чем занимаются учёные? -Какие высшие учебные заведения есть в нашем городе? -Каких специалистов они готовят? Сегодня мы тоже будем исследователями и исследуем свойства полезных ископаемых, узнаем, кто был родоначальником российской науки. -Какие полезные ископаемые будем изучать, вы узнаете, отгадав загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
Покрывают им дороги.
Улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)
2. Практическая работа
Перед уроком вы были разделены на три группы. Сейчас каждая группа будет заниматься своим исследованием. Первые две группы - «практики» займутся практическим исследованием образцов гранита и известняка, записывая результаты в таблицы. Третья группа, назовём их «теоретики», заполнит такую же таблицу, используя справочники и энциклопедии. Затем, на «учёном совете» мы обсудим результаты ваших исследований. Каждая группа «учёных-практиков» (лаборатория №1 и лаборатория №2) выбирает у себя главного лаборанта, который будет докладывать на «учёном совете» о своих исследованиях, и одного консультанта, который может обратиться за помощью к группе «теоретиков» (не более одного раза). Группа «учёных-теоретиков» также выбирает одного консультанта, который может обратиться за помощью к любой
«лаборатории» (не более двух раз), и «главного теоретика», который выступит от их группы на «учёном совете». Если в ходе исследований у вас возникнут сомнения в каких-то свойствах или составе минералов, можете заполнять таблицу простым карандашом, приготовить вопросы для того, чтобы задать их на «учёном совете».
(работа в группах)
3. Проверка (доклад о своих исследованиях на «Учёном совете»)
В ходе выступлений на доске заполняется сводная таблица. Первая «лаборатория» докладывает об изученных свойствах и составе гранита, вторая «лаборатория» дополняет, затем «лаборатория №2» представляет результаты исследования состава и свойств известняка, первая «лаборатория» дополняет. Выступление «теоретиков» завершает «учёный совет».
4. Рефлексия.
-Что мы сейчас делали? (Исследовали гранит и известняк) -Понравилось вам быть в роли исследователей? -Хотелось бы продолжить такой вид работы на следующих уроках? -В какой роли (исследователей-практиков или исследователей-теоретиков) хотели бы выступить? Мы проводили исследование как учёные, с той разницей, что мы уже исследовали известное, а учёные исследуют неизвестное. После учёных, совершивших открытия, работают практики, которые думают, как это применить на практике, в жизни, на пользу человеку. Нередко учёный и практик бывают в одном лице. Так было с великим российским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765 гг). Вам предстоит самостоятельно изучить биографию Ломоносова, выявить, какой вклад в науку внёс этот великий учёный.
5.Викторина.
Так совпало, что именно сегодня, 11 декабря, Международный день Гор. Этому событию мы и посвятим нашу викторину. 1. Какая связь горами и теми минералами, которые мы сегодня изучали? 2. Как и где используется свойство гранита хорошо полироваться? 3. Найдите связь между понятиями «гранит» и памятником Петру 1 в Петербурге. 4. Как называется камень, который стал основанием, постаментом для этого памятника? 5. Как используют известняк в сельском хозяйстве, в строительстве, в быту? 6. Каждому школьнику очень знаком этот известняк, без него урок не обходится никак. 7. Какое свойство известняка создаёт неповторимые природные ландшафты? И что это за объекты неживой природы? 8. Что означает метафора «грызть гранит науки»? И почему именно этот камень использован в этой метафоре? 9. Что является «родиной» известняка и где зарождается гранит?(более подробно мы узнаем об этом на следующих уроках) Спасибо за работу! Урок окончен.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание: определите свойства гранита и известняка, результаты запишите в
таблицу
.
Состав и свойства
ГРАНИТ
ИЗВЕСТНЯК
Твёрдое, жидкое или
газообразное
Однородное вещество
или
смесь веществ
(каких)
Цвет
Плотное или пористое
Прочность
(раскалывается с
трудом
или легко)
Растворимое или
нерастворимое
Дополнительные
свойства
«Главный лаборант»_____________________________________________________________________
Члены «лаборатории №1(2 и т.д.)»_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
В раздел начальное образование