Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ложечка точеная - ручки золоченые"

методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор: Крутова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 11, Городской округ Подольск, Московская область



В раздел начальное образование




Комитет по образованию городского округа Подольск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Методическая разработка внеклассного мероприятия КТД
« Праздник ложечка точеная - ручки золоченые» .
Выполнила:

учитель начальных классов

Крутова Светлана Николаевна

г. Подольск 2016 г.


Цель:
формирование у обучающихся эмоционально-чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов; познакомить учащихся с историей появления ложки; формировать чувство патриотизма и уважения к самобытной русской культуре.
Задачи:
Предметные: -познакомить с историей русской ложки; - активизировать представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте; Метапредметные: - воспитывать интерес к изучению истории Отечества; - способствовать развитию словарного запаса, монологической речи; - воспитывать дружеские коллективные отношения; - развивать творческие способности детей и инициативу; Личностные: - способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии; - прививать интерес к традициям, творчеству народных мастеров; - воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к истории своего народа; - воспитывать чувства нравственности и патриотизма
Форма проведения
: КТД праздник
Продолжительность: 60 минут.

Организатор:
Учитель начальных классов Крутова Светлана Николаевна
Участники:
4 А класс
Возраст обучающихся: 9-10 лет

Ожидаемые результаты
: в ходе мероприятия обучающиеся: - познакомятся с историей ложки, с особенностями её изготовления, правилами пользования - получат знания о ложке, как музыкальном инструменте и использовании в кукольном театре - пополнят словарный запас - продемонстрируют перед одноклассниками творческие способности
Техническое обеспечение:
-персональный компьютер; - мультимедийная доска (проектор).
Компьютерная поддержка
– презентация PowerPoint «История Русской ложки».
Музыкальная поддержка сопровождение мероприятия:
- «Русские народные мелодии»; - потешки;
- музыкальные нарезки к конкурсам.
Материальное обеспечение:
- заготовки деревянных ложек; - костюмы для выступающих (русские народные); - материалы для конкурсов: одноразовые ложки (20 шт.), изображения ложки.
Оформление:
- выставка «Такая разная ложка»; - цитаты, написанные на «растяжках»; - плакаты, стенгазеты.
Содержание:
I. Организационный момент. II. «В гостях у семьи ложкарей» - знакомство с историей ложки. III. «Испытания Бабы-Яги» - пословицы, поговорки и загадки о ложке. IV. «Ложечка - точеная, ручки – золоченые» - концерт, кукольный «ложечный» театр V. Итоги. VI. Рефлексия.
Ход мероприятия:

I.

Организационный момент
(Дети приходят к «Горнице»)
Марья- искусница:
- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, гости желанные! Милости просим! Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Вы долго готовились к сегодняшнему дню, каждый вложил в работу частичку своей души. Вы все умнички. Пришло время и отдохнуть. А вы узнали кто я такая? Я Марья. В моей деревне Ложкарево величают меня искусница. Я на все руки мастерица: шить, вязать, варить, лепить, петь, плясать и мастерить. А вот что у меня получается ловко, вы узнаете, отгадав загадку: Сахар ловко зачерпнула, В чашку с головой нырнула, Помешала чай немножко. Кто она, ответь-ка?
Дети
: (Ложка)

Марья: -
А деревня моя названа в честь мастеровых по ложкам. У нас они в каждом доме живут. - Хотите узнать, историю ложки и как её изготавливали? Тогда отправляемся в гости к ложкарю. (Звучит музыка, дети входят в класс - Горницу. Там их встречает семья ложкарей)
Ложкарь:
Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы! - Давайте познакомимся: это моя семья: я - ложкарь Митрофан, хозяйка дома - Марфа, дети мои – Никиша и Агафья. Сейчас я вам поведаю историю создания ложки.
ΙΙΙ. Знакомство с историей ложки
Слайд №1
Ложкарь:
Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом. Можно встретить сведения, что на Руси ложка появилась 1000 лет назад – в 988 году по приказу князя Владимира, который повелевал, есть не руками, а специальными приспособлениями. Слайд №2
Ложкарь:
Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать ее за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем – на продажу. А когда покупаешь, то имеешь возможность выбрать ложку. История, к сожалению, не сохранила имени создателя ложки. Слайд №3
Ложкарь
: Уже в те времена мастер изготавливал несколько специальных ложек - образцово-показательных - и клал их на короб, и тем самым демонстрировал качество товара. Для этой ложки и термин свой имеется – лицевая. Слайд №4

Ложкарь:
Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали ложки так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток. Слайд №5
Марфа:
А вот старинные названия ложек, которые дошли до сегодняшнего дня: хлебалка — орудие для хлебанья. Межеумок — простая русская, широкая. Бутырка, бурлацкая — такая же, но толще и грубее; боская— долговатая, тупоносая; полубоская — покруглее той; носатая — остроносая; тонкая — вообще тонкой, чистой отделки. Ковш — разливная ложка, шевырка. Слайд №6
Марфа:
В крестьянском доме имелся комплект ложек для постоянного пользования и «парадный» - для гостей. Слайд №7
Ложкарь:
К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах. Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки – ендовы, но каждый своей ложкой, которой он обычно всегда пользовался, иногда, помечая инициалами.
Ложкарь:
- А вы что Никиша и Агафья «Бьете баклуши»? А ну ка, расскажите ребятам о правилах пользования ложкой. Слайд №8
Агафья:
После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу. Слайд №9

Никиша
: Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит».
Ложкарь:
- Вот видите, ребята, каким полезным и трудным делом я занимаюсь.
Марфа:
- А я люблю ложки расписывать. Полюбуйтесь на эту красоту. Чем ярче ложка, тем она больше нравится
Учитель:
Уважаемая семья ложкарей, мы тоже с ребятами расписали ложки. Каждый ребенок вложил свою душу в эту работу. Он поистине был настоящим мастером по росписи деревянной ложки. И на память о сегодняшней встрече, разрешите вам, преподнести от нас эти подарки в музей (дети собирают ложки и дарят).
Марфа: -
Ну что ж ребята, мы вам рассказали историю ложки. А теперь мы вас приглашаем на поляну ромашек, себя показать, да на других посмотреть.
(дети идут на поляну ромашек и встречают на своем пути Бабу-Ягу)

Баба-Яга:
Ах вы, детишки, девчонки да мальчишки, далеко ли вы путь держите?
Дети:
На поляну ромашек
Баба-Яга:
Не пущу я вас на поляну, пока вы мне не назовете 10 пословиц о ложке.
Дети:
 Без ложки и добрый едок станет.  В бочке мёда, ложка дёгтю - всё испортит.  Всей удали у него - что за ложкой потеть.  Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.  Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.  Один с сошкой, семеро с ложкой.  Ложка не крошка, рот не поцарапает.  Ложку не донес, а рот открываешь.  Что положишь в котел, то попадет в ложку.  Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая.

Баба-Яга:
А теперь поиграем, косточки разомнем. Встаем в круг. Руки прячем за спину. Передаем ложку по цепочке. А я должна отгадать, у кого ложка и дотронуться до него.
Баба-Яга:
Загадайте-ка, ребятки, ваши умные загадки. Пусть ответом будет ложка. Посмеемся мы немножко!
Дети:
1) Трижды в день берется И на место кладется. 2)Всех кормлю с охотою, а сама безротая. 3) Утка в море, Хвост на воле. 4) Сто лебедей у одной луночки. 5) Кто такая? Каши зачерпнет, И отправит в рот. 6) Сама не ест, А людей кормит. 7) Супчик ею зачерпнешь, Мимо рта не пронесешь.
Учитель:
Ребята, какие вы молодцы. Только все вместе мы смогли справиться с заданиями.
Баба-Яга :
Ой, ребятки дорогие, милые мои родные! Я устала, притомилась и признаться уморилась. Вы бабусю проводите и с собою усадите. Айда, за мной касатики! (Далее дети проходят в актовый зал, рассаживаются)
v. Праздничный концерт

Марья:
Праздник не кончается, праздник продолжается!
Марья:
1. Песня «В горнице моей светло» (Классный руководитель) Сделать ложку лишь полдела, Нужно, чтоб она запела. Трели наших ложкарей Веселят везде людей
!

2. Выступление ансамбля «Веселые ложкари».
Марья:
Ложки разными бывают, И на них порой играют. Даже маленьких детей Удивит запас идей. 3. Спектакль кукольного театра «Репка»
Действующие лица
РАССКАЗЧИК РЕПКА ДЕД БАБА ВНУЧКА С ПОДРУЖКАМИ ЖУЧКА С ДРУЗЬЯМИ КОШКА С ДРУЗЬЯМИ МЫШКИ С ДРУЗЬЯМИ
На сцене декорация: домик, лавочка, плетень, заборчик.

У домика спорят Дед с Бабой.

Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед Вместе с Бабой много лет.
Дед:
Приготовь-ка, Бабка, Деду Репы пареной к обеду
Бабка
Рассердил меня ты крепко! Кашу ешь! Ну нету репки! Хочешь репку – так пойди В огороде посади!
Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу – Сладку репку посажу!
Репка: (напевает)
Уважаема в народе, Я расту на огороде. Вот и выросла большая. До чего же хороша я! Сладкая и крепкая Называюсь репкой я!
Рассказчик
Репка выросла на славу! Не видали такой, право!

Дед
Что за чудо из чудес? Репка - чуть не до небес! Ну-ка, Бабка, подойди! Чудо-Репку погляди!
Бабка
Прожила я лет немало, Но такого не видала…. Ухвачусь-ка я за Дедку, Вместе дружно дернем Репку. Раз – вот эдак! Два – вот так! Ох! Не вытащить никак!
Репка: (поёт)
Вам с такой красавицей Ни за что не справиться!
Бабка
Знать мои ослабли ручки. Позову на помощь внучку. Ну-ка, Машенька, беги, Репку дергать помоги!
Рассказчик
А у внучки есть подружки, Веселушки – хохотушки. Вместе пляшут и поют, И на помощь прибегут!
Внучка
Я бегу, спешу на помощь! Где он, непослушный овощ? Как бы не цеплялась крепко Мы тебя осилим, Репка!! Раз – вот эдак! Два – вот так! Ох! Не вытащить никак!
Репка (поёт)
Вам с такой красавицей Ни за что не справиться!!!
Внучка
Ну и Репка, ну и овощ! Знать придется звать на помощь Жучка! Жученька! Беги, Репку дергать помоги!
Рассказчик
А у Жучки есть щенки, Они быстры и ловки, Дружно, весело живут,
И на помощь прибегут И ухватятся за Репку, Что в земле сидела крепко!
Жучка
Гав! Помочь готова Жучка! Мы уцепимся за внучку!
Все вместе
Раз – вот эдак! Два – вот так! Ох! Не вытащить никак!
Репка (поёт)
Вам с такой красавицей Ни за что не справиться!
Жучка
Мурка! Кисонька! Беги! Репку дергать помоги!
Рассказчик
И у кошки есть котята Очень дружные ребята Сразу с кошкой прибежали От подружки не отстали. Друг за дружку уцепились В паровозик превратились!
Кошка

(выбегает вместе с котятами)
Мяу! Мур! Помочь мы рады! Что, скажите делать надо? Поняла, ответ тут прост – Ухвачусь за Жучкин хвост!
Все вместе
Раз – вот эдак! Два – вот так! Ох! Не вытащить никак!
Репка (поёт
) Вам с такой красавицей Ни за что не справиться!
Кошка
Поищу, пожалуй Мышку, Где-то прячется трусишка!
Рассказчик
Возле дома на опушке Жили Мышки две норушки. У них дружная семья – Мышка – братец, Мышь - сестра, А ещё друзья – мышата Помогают сестре с братом. Мышка Кошки не боится
И за хвостик уцепится, Вместе вытащим мы Репку, Как бы не цеплялась крепко! - Раз – вот эдак! Два – вот так! Потянуть ещё разок, завалились все на бок!
Рассказчик
Велика ль у Мышки сила? Только дружба победила Вместе вытянули Репку, Что в земле сидела крепко!
Бабка
На здоровье кушай Дед Долгожданный свой обед!
Внучка
Угости и Бабку с Внучкой
Жучка
Косточкой попотчуй Жучку!
Кошка
Молочка дай миску Кошке!
Мышка
Мышке зерен дай немножко!
Все
И закатим целый пир Развеселый на весь мир!
4.

Марья:
Ох и ложка хороша, Попляши моя душа Выступление ансамбля «Калина»
Итог мероприятия

Учитель:
Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли… Она хороша на столе, ей посвящают стихи, загадки, пословицы, поговорки, великолепна она в музыкальном звучании. И, вообще, нам нужно научиться замечать в обиходе прекрасное.
Рефлексия

Учитель:
-- Вам понравилась наша встреча? Покажите свое настроение.
Народная мудрость гласит: «Черпай жизнь полной ложкой!» Это значит, чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. Чего мы вам и желаем! На память о нашем празднике гостям подарок – ложка-сувенир.
Учитель:
Время быстро пролетело. Жаль нам, честно говоря. Не забудем эту встречу. И спасибо всем, друзья!
Марья:
Славно мы повеселились, Но всему есть свой черёд, Нет веселья без застолья – Чай с баранками вас ждёт Я приглашаю вас к праздничному столу.

Литература и интернет-источники
1) Народные художественные промыслы горьковской области / сост.: Широков Б.П. – Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1986

Литература и интернет-источники
1) Народные художественные промыслы горьковской области / сост.: Широков Б.П. – Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1986 16) eu.cdn4.123rf168nwm/crisp/crisp0911/crisp091100014/584 7226-wooden-spoon-with-water.jpg - вода в ложке 17) animo2.ucoz. ru/ photo/ animacii_ malogo_ razmera/ sklad_ animacij / animacija_ derevjannaja_ lozhka/14-0-5614 - анимация ложка 18) numamablogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro- lozhku.html - стихи про ложку 19) razumnikistihi_pro_posudu.html - стихи про ложку 20) forumimageuploads/20111006/131788988283003364.j pg - ложкарный промысел 21) img-fotki.yandexget/3811/lady- may2006.d1/0_5c7f4_9b9bbb98_XL - ложкарный базар


Анализ воспитательного мероприятия: КТД

«Ложечка точеная – ручки золоченые»
1. Название Коллективного творческого дела «Ложечка точеная – ручки золоченые». Выбор темы КТД не был случайным. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранить русскую историю и традиции, приумножить богатство своей страны. Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы. Наша школа с этнокультурным (русским) компонентом образования. На уроках и во внеклассной работе мы много времени уделяем изучению истории русской и православной культуры. Сегодняшнее мероприятие – часть общей системы воспитательной работы с классом. В празднике участвовал весь класс - 13 мальчиков, 12 девочек. Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач: - воспитание нравственности и патриотизма; - развитие интереса к традициям и обычаям русского народа, самобытной культуре; - развитие творческих способностей детей и творческой инициативы; - воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству; - Одной из самых важных задач было совместное участие в празднике ребят и их родителей. Я благодарна родителям за активность, интерес к жизни класса, желание не просто помочь мне и ребятам, а стать частью нашей школьной семьи. Использовались групповая, фронтальная, индивидуальная формы работы.
В ходе мероприятия прошли:
беседа, объяснение устаревших слов, демонстрация.
Применялись:
метод иллюстрации, игровые методы, творческая работа учащихся и родителей (исполнение песен, игра на ложках, театр).


Для проведения мероприятия была проведена предварительная работа по выбору темы мероприятия, распределение обязанностей среди участников. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся работали в творческих группах по интересам; искали в разных источниках необходимый материал; на уроках ИЗО создали индивидуальные лицевые ложки. Учитывая возрастные особенности учащихся в мероприятие были включены задания, посильные для восприятия, игровые ситуации: игра с бабой Ягой, физкультминутки. Изготовлены: выставка «Такая разная ложка», изречения, написанные на «растяжках», плакат, стенгазеты. На протяжении всей подготовки к КТД, у детей прослеживался « живой» интерес, желание увидеть конечный результат. Коллективное дело способствовало созданию у детей праздничного настроения, показало уникальность и значимость русских традиций, помогло развитию творческих способностей детей, закрепило знания школьников об истории русского быта. Форма занятия в виде праздника позволила сделать детей активными участниками, включаться в работу, учиться говорить четко, уверенно. Меня порадовали актёрские таланты детей, удивило отсутствия страха перед выступлением. Психологическая атмосфера была доверительной и доброжелательной. Ребята работали с удовольствием. Я считаю. Что занятие достигло поставленных целей. Оно вызвало положительные эмоции у детей. Надеюсь, что мы с ребятами донесли до всех участников мероприятия необходимость доброго, уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины.


В раздел начальное образование