Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация групповой работы на уроках физической культуры в начальной школе - требование современного урока".

статья

Автор: Куркина Наталия Викторовна, учитель физической культуры, ГБОУ СОШ п.г.т Волжский, Самарская область Красноярский район п.г.т Волжский



В раздел начальное образование




Статья

«Организация групповой работы на уроках физической культуры в начальной

школе - требование современного урока».

Автор: Куркина Н.В.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. К моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем является дефицит движения. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. Благодаря успешной поэтапной реализации программы «Здоровье и спорт», которую я разработал в 2002 году, в начальной школе были введены 3- й час урока физической культуры и по 2 часа урока «Подвижные игры». С 2005 года школа перешла на реализацию экспериментальной программы «Мини футбол в школы». В 1-4 классах в расписании стало по 2 часа урока «Мини футбол». Если сделать несложные математические подсчеты, то видно, что в Хилковской школе стало по 7 часов двигательной активности. С введением новых стандартов прибавилось 3 часа внеурочных спортивно-оздоровительных занятий. Хотелось бы отметить, что огромную методическую помощь, в новых условиях реализации ФГОС, я получал на различных курсах повышения квалификации от методистов СИПКРО. Неоценимой опыт приобретался во время участия в различных конкурсах и конференциях. Своими новыми полученными знаниями я затем делился на методических объединениях в школе с другими учителями. В настоящее время за учителем остается право выбрать свой план урока с опорой на мнение учащихся. На своих уроках физической культуры я опираюсь не только на базовые виды спорта, но и на такие, как мини футбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика. На уроках часто использую работу в группах. Групповой метод нужен при изучении нового материала и повторении его, совершенствовании двигательных навыков, развитии физических качеств. Групповой метод может сочетаться с поточными, игровыми, соревновательными методами. Признаки групповой работы - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Принципиальным отличием современного подхода к уроку физической культуры я считаю ориентацией стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. В свои уроки я обязательно включаю образовательно-познавательную направленность, которая дает учащимся необходимые знания, знакомит со способами и
правилами организации самостоятельных занятий, обучает навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя. Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяю соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин. Кроме этих уроков, провожу уроки, с образовательно-обучающей направленностью, которые используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). В начале и конце учебного года обязательно провожу мониторинг уровня физического развития, который является одной из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности, обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей. Результат: каждый ученик знает уровень своего развития по всем тестам, отслеживает динамику роста или падения результатов, стремится к улучшению своих результатов и выполняет самостоятельные занятия физическими упражнениями. Я, как учитель, владею информацией по каждому ребенку, по всем тестируемым упражнениям, отслеживаю динамику и корректирую свою работу так, чтобы она положительно влияла как на слабые стороны каждого ребенка индивидуально, так и улучшала физические качества учащихся с высоким уровнем физического развития. Выбираю формы, методы и средства обучения, организовываю двигательную деятельность ребенка на уроке с учетом его возрастно- половых особенностей, динамики физической подготовленности и индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья.


В раздел начальное образование