Работа по внедрению "Правил для учащихся"
статья
Автор: Олесова Евдокия Федоровна, учитель начальных классов, МБОУ "Сырдахская СОШ им. И.С. Портнягина", Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский район, с. Сырдах
В раздел начальное образование
Работа по внедрению «Правил для учащихся»
Воспитательная деятельность учителя первого класса имеет особое значение. В 1 классе закладываются основы правильного поведения учащихся, начинают формироваться главнейшие черты нравственных качеств личности, отношение к работе, своим обязанностям, к друзьям и учителю. Это является преимуществом для учителя 1 класса, но в то же время налагает на него большую ответственность за всю его педагогическую работу. От того, как учитель сумеет поставить себя в классе в первые дни, как он сумеет наладить работу по воспитанию и обучению вверенных ему детей, в значительной степени зависит успех дальнейшей работы ученика и учителя. Известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать, и учить легче, чем переучивать. Каждый учитель должен хорошо знать по опыту, что если в ребенке своевременно не заложить хороших привычек, у него образуются дурные, сообразно которым он будет поступать. В «Правилах для учащихся» определены основные обязанности и нормы поведения ученика в школе и вне школы. Поэтому работу по воспитанию учащихся я и строю на основе «Правил». Прежде чем провести беседу по тому или иному пункту «Правил», я подбираю такой материал (художественный рассказ, статью , стихотворение , картину),который захватил бы внимание учащихся и возбудил бы у детей желание подрожать хорошим поступкам . По лицам детей, по их эмоциям , высказываниям сужу о доходчивости того или иного рассказа . Но как бы хороша ни была беседа, необходимо систематически упражнять детей в соблюдении тех или иных правил превратилось в убеждение . Мало рассказать ребенку о вежливости , надо, чтобы он постоянно упражнялся в вежливом обращении , а для этого в классе должна быть создана необходимая обстановка , и учитель должен сам подавать пример . С первых учебных дней я обращаю особое внимание на воспитание дисциплинированности и трудолюбия детей , так как считаю , что только сознательная дисциплина и трудолюбие обеспечат высокую успеваемость . Беседу по пункту «Правил» , в котором говорится , что учащиеся должны аккуратно посещать школу , не опаздывать на занятия , я начала с чтения рассказа К.Ушинского «Дети в роще» . Рассказала учащимся , почему нельзя опаздывать на занятия: на каждом уроке они узнают что-то новое , а кто пропускает уроки , тот отстает , отвлекает от работы весь класс, мешает другим хорошо учиться. Я обратила внимание детей на то, что пропускают уроки и опаздывают только недисциплинированные ученики . С первого школьного дня ребенок должен почувствовать , что он переступил порог нового для него общественного учреждения и что в этом учреждении имеются свои порядки , свои правила и требования , выполнять которые он обязан и которым он должен беспрекословно подчиняться .
Ты думал: школа – не вокзал , Не страшно опоздать . Но тех кто в школу опоздал , Она не станет ждать . Хоть без колес устроен класс , - Он далеко уйдет за час . В целях воспитания у учащихся санитарно –гигиенических навыков я провела с ними несколько бесед на тему «Грязь – источник заболеваний , а чистота – залог здоровья » . Здесь мне тоже помогла художественная литература : « Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуковского , отрывки из стихотворения В.Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?» . Систематически требовала от учащихся – являться в школу чистыми , причесанными и опрятно одетыми . Несколько бесед было посвящено разъяснению учащимся по пункту «Правил» об отношении детей к родителям, к старшим, к маленьким братьям и сестрам. Использовала такие произведения : «Одна рифма» С.Михалкова, «Секрет» З.Вознесенской, «Помощница», «Докладчик» А.Барто, «Волшебное слово» В.Осеевой и др.( на эту тему есть много хороших произведений). Обращаю внимание детей на то, что вежливость и уважение к окружающим людям облегчают жизнь и что эти качества необходимы каждому. В заключение опять обращаюсь к стихотворению С.Маршака: Старику опорой будь, Малышей не дай в обиду. Уступай больному путь И скамейку инвалиду. Твой долг- любить и уважать Родителей: отца мать. Быть старшим другом младшим братьям И всем, чем можно, помогать им. Провела много бесед по разъяснению учащимся о сохранении и бережном отношении к школьному и общественному имуществу, используя при этом такие произведения, как Я.Акима «Что говорят двери», «Обиженная парта», М.Ильина «Хромая табуретка», А.Барто «Гришкины книжки» и др.
Ребята изготовляют красивые закладки , научились правильно перелистывать страницы книги, держать книги при чтении так, чтобы она не перегибалась и не рвалась, правильно класть книги в сумку. И опять читаем стихотворение на память : Парта – это не кровать, И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Содержи ты в порядке Парту, книжки и тетрадки. В своей работе с детьми обращаю внимание на воспитание у учащихся честности и прадивости, стараюсь воздействовать на их сознание и чувства , показывая им на конкретных и ярких примерах красоту честных поступков и всю неприглядность нечестных. Я остановилась лишь на некоторых вопросах по внедрению «Правил для учащихся».
В раздел начальное образование